12 апреля 2006
2520

Аркадий Кац, глава администрации Перми: `Я понимаю, что мы можем сделать для города. И если мы это выполним, то это и будет моим результатом, а не какие-то другие личностные, карьерные вещи`

В марте 2006 года в Перми реально заработала новая система работы муниципальной власти, в которой политические и управленческие функции распределены между двумя должностными лицами. Игорь Шубин был выбран мэром Перми и занялся политическими вопросами и стратегией развития города. А Аркадий Кац был назначен на должность сити-менеджера, его задачей стало выстроить эффективную систему управления, реализовать в городском хозяйстве намеченные мэром приоритеты. Два года это срок, за который любая новая система может устояться и достичь уже "неслучайных", а закономерных результатов, результатов, которые уже можно серьезно обсуждать и оценить.
О том, к чему пришла Пермь за время существования новой системы разделения властей и том, каким видят развитие города и жизнь в нем его руководители, и состоялся разговор с Аркадием Кацем.

- Аркадий Борисович, как Вы оцениваете разделение властных полномочий в управлении городом? Можно ли делать первые выводы о целесообразности такой схемы?
- Как в любом большом серьезном решении, в нем, безусловно, есть и положительные, и отрицательные стороны. К положительным я бы отнес следующее: данное разграничение - это, вне всякого сомнения, ограничение полномочий администрации. Плюс данного разграничения заключается в ограничении функций исполнительной власти, а стало быть, в повышении ее прозрачности, подконтрольности, подотчетности, управляемости. Кроме того, это плюс и в плане устойчивого развития города в целом. Конечно, есть и определенные минусы у этой системы, точнее даже не у самой системы...

Так уж удивительно получается, что Пермский край и город Пермь зачастую идут первыми по пути каких-то реформ и экспериментов. На наших ошибках учатся, а мы сами себе шишки набиваем. И, когда готовился новый устав города, невозможно было предусмотреть многие технологические моменты, связанные с четким разграничений полномочий. Поэтому на данный момент есть некоторая нерегламентированность в новой системе управления городом. Однако я считаю, что эти два года прошли достаточно продуктивно и стабильно.

В обозримой перспективе в течение 2008-2009 годов политической власти города надо определиться с дальнейшим вектором событий, системой устройства города и либо поменять ее, либо уточнить. При сохранении формата разделения полномочий необходимо спокойно, грамотно прописать все необходимые технологические режимы, разграничения полномочий и закрепить их в уставе, чтобы у наших преемников в 2011 году уже не возникало вопросов по взаимодействию, по разграничению полномочий.

- Кто такой в Вашем понимании сити-менеджер?
- Администрация является исполнительной властью. Поэтому хороший сити-менеджер - это квалифицированный организатор управленческих решений и исполнитель тех стратегий и программ социально-экономического развития города, которые задаются его главой и думой. Иными словами, наша задача - наиболее грамотная, эффективная трансформация стратегии развития города в повседневные управленческие решения. В частности, ежедневное исполнение решений по содержанию города, по представлению жителям обязательных социальных и иных услуг.

- Какие черты вы назвали бы определяющими для сити-менеджера?
- На любой руководящей должности определенного масштаба главными становятся не какие-то черты начальника, а его умение подобрать такую команду, чья совокупность личных качеств обеспечит эффективное решение поставленных задач. Они очень разные - от обеспечения функционирования системы городского водоснабжения и канализации до реализации социально-культурной политики города. Поэтому необходимо четко структурировать систему управления, расставить ответственность, подобрать команду - вот это самое главное.

- На данный момент удалось это осуществить?
- Думаю, да. Хотя, конечно, такую оценку должны давать жители города и депутаты.

- Тогда возникает вопрос: с чем связаны произошедшие в последнее время кадровые изменения в администрации? Неужели все ушедшие чиновники были плохими управленцами?
- Как много ушло? Просто так получилось, что в декабре три человека ушли и в январе еще один. Однако с учетом того, что у нас около 30 функциональных органов, 7 территориальных - не считаю эти уходы критичными, просто по времени совпало. Кроме того, у каждого свои жизненные планы, так называемые "циклы развития", для многих уход из администрации стал сменой деятельности - люди перешли в бизнес - это нормальный рабочий процесс. Со всеми, кто работал у нас, мы поддерживаем хорошие отношения. Более того, думаю, многие примут участие в работе городской администрации в качестве советников и консультантов по своим вопросам.

- Каковы Ваши планы на будущее? Не планируете ли сменить сферу деятельности?
- После 2011 года пока своих планов не знаю, рановато обсуждать. До 2011 года намерен отработать руководителем пермской городской администрации. Я, как и собственно вся администрация, нанят на конкретный срок - у меня пятилетний контракт. И свой пятилетний контракт я бы очень хотел отработать и достичь тех целей, которые мы ставим перед собой.

- Какие же цели ставите перед собой?
- Их много. Если говорить глобально, то это создание наиболее комфортной, благоприятной среды в городе. Это не тезис, не лозунг и не пустая фраза. Сегодня между городами существует огромная конкуренция за инвестиции, за бизнес, за развитие инфраструктуры. В стране идет экономический подъем, и сегодня тот, кто будет успешнее, тот, кто привлечет максимум денег, тот, кто создаст наибольшее число рабочих мест, - тот и выиграет дальше. Он получит налоговую базу, возможности развития, строительства новых мостов, школ и садиков. Но мы этого ничего не сделаем, если в Перми будет неинтересно жить людям активным, инициативным, способным привлекать инвестиции, способным развивать и двигать наш город. Поэтому город должен быть привлекательным.

На сегодняшний день в Перми неинтересно жить. У нас существует проблема миграции - наиболее грамотные, дееспособные, активные, инициативные люди уезжают из города. Надо, чтобы они и их семьи оставались здесь. Надо, чтобы их мозги, душа и руки трудились тут. Для этого в Перми должно быть комфортно. Эта миссия очень непростая. Она складывается из кучи задач, и сейчас мы четко понимаем, кто и что должен сделать - это огромная важнейшая задача. Дай Бог успеть ее решить за три года.

- Весной прошлого года крайне остро встала проблема городских дорог, точнее их отсутствия. По Вашему мнению, в этот раз они не исчезнут вместе со снегом?
- В этом году ситуация точно будет лучше, вне всякого сомнения. Конечно, проблемы по весне будут. Ну, а что мы хотим, если у нас накоплен огромный недоремонт в течение десятилетий? Мы сейчас вкладываем и вкладываем - чтобы убрать критические проблемы на наших дорогах. В данном случае перед нами поставлена достаточно конкретная задача - поддержание дорог в нормативном состоянии. Чтобы выйти на этот уровень и в дальнейшем только системно проводить текущие ремонты, нам необходимо (при определенном уровне финансирования) от 7 до 8 лет. Однако уже в прошлом году мы сделали много, и жители города это, безусловно, чувствуют.

- Прокомментируйте одну из последних наиболее острых проблем Перми - повышение проезда в общественном транспорте и отмена (или их замена) льготных проездных. Как Вы видите решение этой проблемы?
- Давайте с разных сторон посмотрим на эту ситуацию. Во-первых, что такое хорошо и что такое много-мало? На сегодняшний день в Перми тариф на проезд в общественном транспорте остается одним из самых низких среди городов РФ. Я об этом заявляю с полной ответственностью, ведь мы изучили ситуацию в других городах, посмотрели где сколько стоит проезд. Во-вторых, на сегодняшний день тариф не полностью обеспечивает потребности общественного транспорта в смысле качества перевозок и обновления подвижного состава, поэтому и дальнейшее изменение тарифов неизбежно.

- Когда намечается дальнейшее повышение? До конца этого года?
- Не думаю, что до конца года произойдет еще одно повышение. Перед нами сейчас стоит другая важнейшая задача - очень четко, квалифицированно договориться о правилах игры, о методике, на основании которой пересматриваются тарифы, о расчетах, которые предоставляются в думу. Почему каждый раз так бурно обсуждается этот вопрос? В значительной степени потому, что пока нет договоренности относительно правил. По нормативному методу рассчитываем тариф или по методу фактических затрат? Какую выборку применяем, какие типы автобусов закладываем? И так далее. Надо железно договориться - ребята, методика такая. Если по этой методике тариф просчитан, прошел аудит, то давайте перестанем играть в популизм. Ведь если у нас тариф не будет экономически обоснованным, то это приведет к одному из нескольких возможных последствий. Либо мы будем вкачивать деньги в дотации транспортникам, вместо того чтобы инвестировать их в те же дороги, в здравоохранение и образование. Либо транспортники будут нарушать графики и не выполнять работы, вызывая раздражение у рядового жителя тем, что он долго стоит на остановке в ожидании автобуса... Ну, не бывает в экономике чудес! Все стоит столько, сколько стоит. И, в конечном итоге, тариф не может не увеличиваться. Думаю, что при утверждении тарифов на 2009 год мы сформируем полную экономическую себестоимость.

Решая этот вопрос, нужно помнить о том, что Пермь - один из самых протяженных городов России, а также во всей Европе. На сегодняшний день тариф у нас единый. Прекрасно понимаю, что тот, кто едет две остановки в городе, доплачивает за того, кто едет из Голованово в поселок Новый Крым. Получается, что нужно дифференцировать проезд, но я пока не готов говорить о том, как это сделать.

И, наконец, еще один вопрос, который так бурно обсуждался со студенческим сообществом - у нас есть льготы, носящие массовый характер. Льготная цена проездного для студентов - одинаковая. А студенты - разные. Кто-то не пользуется этой возможностью, а для кого-то цена проездного вычитается из стоимости буханки хлеба. Поэтому нам предстоит пройти путь дифференциации. Я пока не знаю какой - по социальным категориям граждан, по видам транспорта, по протяженности поездки и так далее. Сложный, очень сложный при нашей специфике вопрос, но думаю, что мы в состоянии его пройти.

- Сколько "стоит" будущее Перми? Во что, прежде всего, вкладываются деньги городского бюджета?
- Это, смотря какое будущее.

- Ну, Вы обозначили, какое хотели бы видеть...
- Мы в этом году сделали одну очень важную штуку. Мы посчитали бюджет не от того, сколько у нас денег в кассе, а от того, сколько необходимо для умеренно оптимистичного и осторожного управления. Потому что дух захватывает, как в знаменитой репризе Карцева и Ильченко: "А сколько?.. А можно?..".

Посчитав такую осторожно-умеренную потребность, мы выяснили, что нам необходимо 22 миллиарда рублей. Фактическая возможность (опуская все детали и подробности) составляет 12 миллиардов рублей. Поэтому сейчас одна из важнейших задач - это повышение доходной части бюджета. Кстати, обратите внимание, что за последние два года она у нас выросла почти в два раза. Но крайне важно не останавливаться на достигнутом.

Во что должны вкладываться деньги? Прежде всего, в инфраструктуру всех типов, в частности дорожную и социальную - в школы, садики и больницы, необходима и замена их оборудования. На данный момент дороги и "социалка" - два самых приоритетных направления. Сейчас ловлю себя на мысли, что даже по деньгам получается одинаково - по 1,2 миллиарда рублей вкладываем в каждую.

- Как Вы оцениваете принятый городской бюджет? Насколько на Ваш взгляд он проработан?
- Я считаю, что он достаточно напряженный, высокой степени проработки. Обычно какая история происходит при вынесении бюджета на всех уровнях? Администрация выносит бюджетный план, спрятав фигу за спиной. Депутаты же и работники контрольно-счетной палаты ищут, где администрация припрятала-замылила и как увеличить доходную часть бюджета. Но в Перми второй год депутаты и контролеры хватаются за голову и говорят: "Вы что?! Вы этого не выполните!" (смеется) В прошлом году даже хотели снимать ряд заданий по плану приватизации, еще по отдельным видам доходов - но мы все выполнили. И дальше в бюджете рост темпов доходов заложен выше темпов инфляции. Это принципиально, без этого мы ничего остального не решим. Поэтому бюджет реальный, сложный, и его надо исполнять.

- Насколько Вам лично интересна нынешняя должность? Можно ли оценить, что она дала Вам в личностном и профессиональном плане?
- Я бы сформулировал вопрос несколько иначе - что город и его жители получат от работы нашей команды в течение пяти лет. Я понимаю, что мы можем сделать для города. И если мы это выполним, то это и будет моим результатом, а не какие-то другие личностные, карьерные вещи.

- Из того, что Вы уже сделали, чтобы отметили как знаковое?
- Многое я уже перечислил... В самом начале была сделана очень важная штука, которая нам помогает жить и работать. Мы структурировали всю свою работу и все свои задачи на шесть блоков: планово-бюджетный, городского хозяйства, социальной сферы, общественной безопасности, экономического развития и пространственного развития. По этим блокам мы четко долбим и выстраиваем свою работу, между прочим, очень дисциплинирует.

К примеру, по социальной сфере, мы начали решать проблему очередности в детских садах. Перед нами стоит задача ликвидировать очередь для детишек старше трех лет. В прошлом году нам удалось предоставить 2000 дополнительных мест в детских садах, в 2008 году эта цифра должна вырасти до 3 тысяч мест. Таким образом, в этом году в детские сады пойдут уже около 10 тысяч пермских малышей, когда в предыдущие года путевки предоставлялись 5-6 тысячам человек.
Также мы капитально и системно приводим школы в нормативное состояние и решаем проблемы получения ими пятилетних лицензий. Сегодня такой постоянной лицензией обладают десятка два из 159 школ, остальные, как на ниточках, из года в год ее продлевают, имея ворох предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора - нам надо от этого уходить. В прошлом году мы начали и в этом закончим реализацию программы по получению пятилетних лицензий всеми школами. Это небывалое событие, после которого возьмемся за садики. Уже в этом году начнем решать проблему по дошкольным учреждениям. Но по ним будет еще сложнее. Там их 250 штук и предписаний - если здесь вагон, то там еще и маленькая тележка.

Третья история носит больше управленческий характер, но очень важная и не могу о ней не сказать - мы системно изменили подход к самостоятельности наших бюджетных учреждений в социальной сфере. До этого у них "отбирались" все деньги, централизовались в этом здании на Ленина, 23, и отсюда делались все закупки - кому ведра, кому швабры... И в итоге всего это получалось - кому что непопадя. Точнее, кому что не надо, да и по таким ценам, что у нас прокуратура до сих пор никак не закончит разбираться со старыми делами. Мы перешли к децентрализованной системе - все руководители школ сами решают что закупать, руководят конкурсом и самостоятельно проводят закупки. Такого ранее никогда не было. Опять же это долгоиграющая штука, которая не сразу даст эффект. Но если мы говорим о перспективе, то уверен, что через 3 года в большинстве своем мы увидим совсем других директоров. Не людей, которые ходят с протянутой рукой по спонсорам, родителям и еще Бог знает кому, а уверенных руководителей, которые имеют долгосрочные планы, у которых есть достаточно денег и которые, собирая родительскую плату и получая бюджетные средства, самостоятельно решают вопросы функционирования своих учреждений. Это очень важная вещь.

- Что можете сказать относительно строительной части?
- Очень долго страна и города развивались по принципу обособленности строительной части. В ней строители сами решали где, как и что возводить. В результате, города наскребли столько проблем, что не горюй. В связи с этим мы определили ключевую задачу данного блока как "пространственное развитие", то есть на сегодняшний день наша главная задача понять, куда город развивается, где территория под застройку, а где под зоны отдыха, какие нормативы действуют и что они разрешают строить на том или ином куске земли. Иными словами, блок "Пространственное развитие" - это штаб. Непосредственно вопросами строительства будут заниматься другие - кто работает с бизнесом, привлекает в эту отрасль инвестиции, но штаб должен анализировать и понимать где и как все сделать, какие транспортные коридоры должны работать и так далее. Задачка пространственного развития - быть координатором развития всей городской среды обитания.

- То есть мы сейчас говорим о главном архитекторе?
- Мы сейчас говорим о заместителе главы администрации Лилии Николаевне Ширяевой. В ее ведении находится два ключевых подразделения - управление земельных отношений и департамент планирования и развития территории города. Вот эта совокупность и называется "Пространственным блоком".

Это очень сложный блок еще и потому, что у нас в 2006 году вступили в силу и заработали новые Градостроительный и Земельный кодексы. По сути, здесь произошла революция. Однако бюджетный сектор эту революцию прожил еще в 2000 году, когда был принят новый Бюджетный кодекс. Тогда тоже было крайне тяжело, столько там было "ломок" и тому подобное... Вот сейчас в градостроительной сфере страны происходит такой же сложный, болезненный период. Но, несмотря на все проблемы, которые у нас здесь есть, я считаю, что мы сделали несколько ключевых вещей. Во-первых, и, наверное, самое главное - утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города. Разное к ним может быть отношение, есть те, кто их критикует, но это нормально. Для того и население, чтобы критиковать власть. Вернее, для того и власть, чтобы населению было кого критиковать. Мы, безусловно, будем их дорабатывать, но все-таки ПЗЗ - это тот документ, на который в данный момент можно опираться, от которого можно исходить в дальнейшей проектировке градостроительных планов. Это основа всей нашей пространственной политики, градостроительная конституция. Точнее, конституция - это наш Генплан, а ПЗЗ - главный закон, правила по развитию города.

Во-вторых, мы запустили процедуру публичных слушаний. Не просто было. Были и конфликты, и растаскивание спорщиков по разным углам. Но надо учиться, иначе нельзя. В результате, публичные слушания стали реальным инструментом выявления мнений жителей города. Они предохраняют от ошибок чиновников. В прошлом году уже прошло около 70 слушаний, и теперь они стали реальным инструментом согласований различных мнений.

В-третьих, мы перешли на аукционное размещение земельных участков. Если до этого все понимали, что надо приходить в город и "договариваться", то теперь необходимо готовиться к торгам. Конечно, здесь мы тоже только в начале пути. К примеру, недавно у нас состоялись первые серьезные масштабные торги - 5 земельных участков одним лотом были выставлены под автозаправочные станции и ушли за 52 миллиона рублей. Их приобрел "ЛУКОЙЛ-Пермнефтерподукт".

В-четвертых, мы вышли и удерживаем очень высокие (по сравнению с тем, что было) темпы ввода жилья. По итогам 2007 года на территории города введено около 505 тысяч квадратных метра жилья. Для понимания, предыдущий максимальный показатель был достигнут в 88-м году - 501 тысяча квадратных метров, когда были самые активные по вложениям в жилье времена - строились микрорайоны Парковый и Садовый.

Если говорить по блоку экономического развития, то мы стали реально привлекать бизнес через реализацию земельных участков. Мы подготовили большой аукцион по конкурсу на освоение территории микрорайона Ива-1, он состоится 28 февраля. В прошлом году рост инвестиций в экономику города составил 17% - выше чем за многие годы. Получается, что растут и доходы населения. Я считаю, что мы находимся в фазе экономического роста. К примеру, в Перми одна из самых высоких заработных плат в стране.

В этом же блоке у нас находится приватизация имущества. Мы же понимаем, что суть его - передача муниципального имущества бизнесу для более эффективного использования. Мы вышли на объемы приватизации более 60 тысяч квадратных метров недвижимости в год. Это основа наполняемости бюджета.

Кроме того, для меня очень важно, что 76 % жителей нашего города добровольно выбрали форму управления своим домом. Это значит, что мы создали для этого благоприятную среду, условия. К тому же в прошлом году мы выделили более полумиллиарда рублей на капитальный ремонт тем горожанам, которые выбрали способ управления своими домом. Для справки, в этом году мы выделим на капремонт миллиард рублей. И напоследок скажу, что в прошлом году мы в два раза увеличили число снесенных аварийных домов - было ликвидировано более 40 тысяч аварийного и ветхого жилья. К 2011 году мы ставим перед собой цель полностью избавить город от ветхого и аварийного жилья, или, как минимум, определиться со сроками расселения такого жилфонда, а это не много не мало -порядка 370 тысяч квадратных метров.

- Как так получилось, что в прессе чаще встречается имя Игоря Шубина, а не Ваше, ведь фактически Вы руководите финансовыми процессами в Перми?
- Это совершенно логично, ведь высшее лицо в городе - это глава города, как по уставу, так и в жизни. Он публичное лицо и представляет город во всех взаимоотношениях, заключает все публичные соглашения. Кроме того, он возглавляет думу и всенародно избирается. Наша цель - максимально эффективно исполнять поставленные мэром задачи и уметь находить путь движения дальнейшего развития города.

- Радио и музыка для вашего автомобиля...
- Ретро и Ностальжи - это не название станций, это стиль. (смеется)

- Милостыню подаете?
- Да.

- Среди спортивных мероприятий предпочтете посмотреть чемпионат мира по футболу или летние Олимпийские игры?
- Я бы и то, и другое рад посмотреть, но боюсь не очень-то получится. В целом предпочитаю игровые виды спорта, но больше всего люблю футбол и баскетбол.

- Игорь Николаевич увлекается фотографией. А чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Я достаточно традиционен и предпочитаю выезжать с семьей и друзьями за город. Это наиболее оптимальный для меня вид отдыха.

- Насколько Ваши обязанности накладывают свой отпечаток на личную жизнь?
- Это надо мою жену спросить (смеется). Но я боюсь, что сильно накладывают.

- Но на отдых время ведь находите?
- Нахожу время на воспитание детей, а это - самое главное.

Интервью подготовлено информационной группой 59.ru при содействии пресс-службы администрации города Перми

www.gorodperm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован