09 августа 2008
131

АРКАДИЙ КАЦ: `ВСЯ ВЛАСТЬ - РАЙОНАМ. НО С НИХ И СПРОС!`

По весне тающий снег обнажает массу "примет" городского быта - брошенные на газоны бутылки, пакеты из-под чипсов, окурки и прочий накопившийся "зимний" хлам. Эта, мягко скажем, неприглядная картина портит настроение людям и навевает мысли о непобедимости такого явления, как грязь. Будет ли когда-нибудь побежден этот "весенний недуг"? И что предприняли и предпримут в будущем городские власти, чтобы решить задачу благоустройства Перми в целом? Об этом мы разговариваем с сити-менеджером Перми Аркадием Кацем.

К 28 АПРЕЛЯ ГОРОД СТАНЕТ ЧИСТЫМ

- Аркадий Борисович, скажите, есть ли у города своя идеология, своя философия? Есть ли у городских властей стремление к тому, чтобы Пермь была успешным городом, чтобы люди жили в нем, работали, растили детей, которые не уезжали бы из него, когда вырастут? Ведь, согласитесь, сложно гордиться грязным, неухоженным городом, разбитыми дорогами, мусором и грязью на тротуарах.
- Вы абсолютно правы. У нас есть совершенно четкое понимание того, что на сегодняшний день при принятии решений о месте жительства для людей все более важными становятся вопросы не просто стабильности рабочего места и заработка, а образования, здравоохранения, культурной среды и благоустройства.

- Естественный вопрос: есть желание, есть понимание, но есть и реальность. И между ними ощущается разрыв. Следовательно, возникает вопрос, что делается, чтобы сократить его? Есть ли механизмы для этого?
- Все наши усилия распределены по трем направлениям. Первое - это финансовое обеспечение, второе - построение системы управления благоустройством и третье - применяемые технологии и материалы, инженерные решения и проекты.
Финансовая часть - при актуальности остальных направлений - наиболее важная на сегодняшний день. В этом году на цели благоустройства выделяется почти 2,5 миллиарда рублей. В прошлом году - был 1 миллиард 800 млн. Около половины из этих денег были введены поправками в городской бюджет в течение года. А в 2006 году выделялось всего порядка 700-800 миллионов рублей. То есть по сравнению с 2006 годом произошло практически троекратное увеличение финансирования. Денег никогда не бывает много, но тот уровень, который есть сегодня, точно позволит добиться нормального состояния территорий города.
В системе управления мы выстроили новую структуру распределения ответственности, исправив давнюю ошибку, - с 2001 года у районных администраций были изъяты полномочия по содержанию территорий. А это неправильно. Никогда городское учреждение не дойдет до какой-нибудь "второй третьестепенной" улицы. Теперь содержанием территории района будут заниматься районные администрации. Им передаются деньги. И за конечный результат содержания территории отвечает глава района. Он будет выбирать подрядчика и заказывать его услуги. В ведении городского учреждения "Пермблагоустройство" остаются магистральные улицы, которые проходят по нескольким районам, например, Комсомольский проспект, улица Ленина, шоссе Космонавтов.

- Но для горожан всегда за все ответственными являются городские власти. Тем более непонятно, когда еще районные власти в себя придут после стольких лет организационной разрухи.
- В любом случае городское управление внешнего благоустройства будет ответственным за порядок. Но его задача - разработать правила, установить стандарты благоустройства, дать деньги, а исполнением будет заниматься уже непосредственно район. С 1 октября в районы будут переданы все штаты, полномочия и финансы. За эти полгода надо будет нанять людей, провести обучение сотрудников, разные организационно-технические мероприятия. Тем не менее уже сейчас районам отдаются все необходимые полномочия. Принято решение о том, что с 10 апреля финансисты не подпишут ни одной процентовки, ни одного документа на оплату, где не будет подписи главы района. Глава района проверяет, смотрит, что сделано, а что не сделано, и подтверждает своей подписью. С 1 октября районы уже будут заказчиками, распределителями бюджетных средств.

- А что такое стандарт благоустройства? Глава считает, что у него чисто в районе, вы считаете, что не так уж чисто, а житель считает, что совсем не чисто.
- Во-первых, есть правила благоустройства, которые описывают четко и понятно, что такое хорошо и что такое плохо. Во-вторых, сейчас мы ведем разработку стандартов по отдельным элементам благоустройства. Первый стандарт по улично-дорожной сети принят городской Думой в феврале. Там прописано, например, что такое бордюрный камень, каково должно быть его состояние, и так далее, по каждому элементу благоустройства.

- А если состояние территории не отвечает стандартам?
- Значит, будем наказывать. По соблюдению стандартов благоустройства будет проводиться оценка работы главы района. Я прекрасно помню, как в советские времена на Компросе, около нынешней академии художеств, висела доска соцсоревнования.

- Там Коноплев мимо нее ходил на работу...
- Ну, Олег Анатольевич Чиркунов, думаю, тоже не откажется пройти. И у нас на такой же доске должны висеть показатели семи районов, в том числе оценка работы по содержанию территории. Лучший район и худший район. Эти критерии для нас - не самоцель, но это мощный инструмент, который работает.

- А не получится временной разрыв? То есть в апреле районы получают полномочия, а финансы они получат 1 октября. Эти полгода они фактически беспомощны?
- Уже в апреле районы получили серьезные ресурсы на благоустройство межквартальных территорий. На прошлый год мы выделяли 50 млн рублей на все районы, но по факту со всеми поправками они получили 78 млн. В этом году уже выделили 195 млн рублей. Когда передадим дороги, на их содержание они получат еще не менее 300 млн.
И с того же 10 апреля, чтобы не было разговоров, что они бесправны, "а пока нет прав, я ни за что не отвечаю", - мы им говорим: пока нет денег, но у вас уже есть право визирования документов, контроля работы подрядчиков. Мы серьезно усиливаем районные инспекции по контролю за содержанием территории, чтобы они могли проверять качество работы. Еще полгода назад наш разговор был бы холостой. Не было у района ни сил, ни средств, не было специалистов, наделенных полномочиями и правами. Теперь структуры есть, есть деньги, только надо работать и трясти подрядчиков.

- Но у города были и структуры, и деньги, почему же раньше трясти плохо получалось?
- Когда город как заказчик контролировал работу подрядчиков, мы смотрели объемы работ, тонны снега, квадратные метры уложенного асфальта. А жители видят конечный результат. То есть, в чем проблема? - Люди, СМИ фиксировали грязь на дорогах. Мы сидели, фиксировали вывезенные тонны. Поэтому я и говорю, насколько это важное изменение в системе управления - теперь мы утверждаем стандарт и контролируем его исполнение.

- То есть теперь тонны, километры и объемы контролируют районы, а вы контролируете количество грязи?
- Да. Оставшейся грязи.

- Значит, теперь вы заинтересованы в том, чтобы пресса помогала вам освещать, где эта грязь осталась?
- Заинтересованы. К каждому столбу контролера не поставишь. Поэтому для нас становится особо важным контроль со стороны общества, в том числе СМИ, Интернет-сообщества, жителей Перми. А работу глав мы будем оценивать по конечному результату, по отсутствию или наличию грязи на улицах и во дворах. Заявляю ответственно и официально - для этого районам передали все необходимые полномочия.

- И какая им поставлена задача - когда город должен стать чистым?
- 28 апреля - крайний срок. В этот день будут подводиться итоги зимнего и весеннего содержания, проведения субботников.

- А почему только сейчас вы провели эту работу? Можно было раньше все сделать, и тогда город не получил бы такую картину: и грязные сугробы на обочинах, и потоки грязи на дорогах. Создается впечатление, что и прошлой весной, и этой никто ничего не делал. Вы говорите, что возвращаете полномочия районам. Но в свое время их забирали, наверное, потому что главы районов не справлялись. Сейчас и финансы будут, и надзор, а справятся ли главы? За какое состояние дел в районе их можно будет уволить?
- Уволить можно. Но сначала необходимо нормально провести субботник. Вот по итогам субботников все должностные лица, включая глав районов, получат соответствующую оценку.

КАЖДЫЙ ПЛАТИТ ЗА СЕБЯ

- Да, возник вопрос - что мы делали два года? За последние два года в федеральном законодательстве произошли важные изменения. Прежде всего, в жилищном. Изменились две самые ключевые вещи, которые стали для нас источниками проблем.
Первая - хозяйствующие субъекты, под которыми понимается и детский сад, и завод, и магазин, по нынешнему законодательству они отвечают только лишь за свою собственную территорию. До этого долгое время в городе действовала закрепленная правилами благоустройства норма, согласно которой субъекты отвечали и за содержание прилегающей территории. То есть, к примеру, магазины должны были убирать снег и грязь с тротуара перед ними.
Сейчас эта норма отменена судом. И надо честно признать - она долго не могла продержаться. Если мы идем в правовое государство, подход должен быть простым - есть границы территории, в пределах которой магазин или завод отвечает за чистоту и порядок, за пределами границы - уже не их зона ответственности.
Но для нас главная проблема - то, что у большинства субъектов границы землепользования никогда не устанавливали. В городе не утверждены проекты межевания. Так исторически сложилось на сегодняшний день. Поэтому к расходам на благоустройство надо прибавлять те деньги, которые мы ежегодно выделяем на разработку проектов межевания, чтобы установить границы ответственности - кто за что отвечает, кто и где должен убирать. Межевание - это теперь, прежде всего, вопрос благоустройства, а не строительства, как было до сих пор.
Вторая проблема - содержание территорий общего пользования. По старому Жилищному кодексу существовала система жилищных служб - по одной на каждый район. И у них на балансе было все - придомовые территории, междомовые территории, контейнерные площадки - все общее. В общий мешок собирались деньги со всех домов района, и с более доходных домов денежки шли на убыточные и на содержание общей территории. При этом бывало, что в домах уборка не велась, лампочки не менялись, ремонт не проводился...
Вступил в силу новый Жилищный кодекс. И за прошлый год у нас 76 процентов жильцов выбрали способ управления своими домами. Теперь каждый жилец платит только за свой дом, за свою квартиру и за общее имущество, относящееся к его дому. Эти деньги отдельно собираются управляющими компаниями или ТСЖ и тратятся только на его дом. И это огромный плюс для жильцов. Они платят за себя и могут с управляющей компании спросить - почему грязно во дворе и не убирается мусор. Конечно, другой вопрос - как люди влияют на эту компанию, ходят ли на общие собрания и так далее. Но закон дает такую возможность, и во многих домах это уже случилось.
Это правильная система - когда каждый получает то, за что платит. Каждый содержит тот дом, в котором живет, и решает, каким он его хочет видеть. Правильность этого подхода я могу доказать одним положительным примером. В этом году отопительный сезон в Перми прошел наиболее спокойно за последние десять лет. Если о прошлой зиме у меня основное воспоминание - это ежедневные телеграммы об отключении тепла, то в этом году их не просто стало меньше - не было ни одной. Управляющие компании собирают деньги с домов и тратят на то, что положено. Если раньше эти деньги размазывались на все, то теперь - только на жилые дома. Во многих домах прошли капитальные ремонты, улучшилось содержание подъездов.
Но в связи с этим из сферы деятельности управляющих компаний выпали межквартальные проезды, придомовые территории, не установленные по паспорту здания. Они все перешли под ответственность районных администраций.

- Понятно, как ситуация выглядит с вашей точки зрения. А вот с точки зрения жильца. Да, у меня всю зиму было тепло, свет горел. Но стоит выйти во двор, там - лед, снег, грязь. Понимаю, я как жилец виновата - в собраниях редко участвую. А ТСЖ кто-то наказывает? Они нарушают стандарт?
- Районы имеют право и должны работать с ТСЖ и наказывать их. Но система наказания должна быть особая, не такая, как у подрядных организаций. Очень долгое время за нарушения мы наказывали юрлицо - саму подрядную организацию. Но штрафы для предприятия - как комариный укус. Тогда мы стали наказывать должностных лиц - конкретно мастеров, прорабов, штрафы шли из их личного кармана. И подействовало. А с ТСЖ надо идти по-другому: воздействовать на нерадивых председателей через самих жильцов. Когда жилец увидит, что в этом месяце он заплатил на 500 рублей больше, потому что председатель - не профи, то начнет рассуждать: "Я ему плачу, а он мало того что за эти деньги не содержит территорию, еще и получает штрафы, и мне приносит квитанцию компенсировать эти штрафы. После этого я на собрание приду и разберусь с ним".

- А как быть с управляющей компанией, которая содержит старые муниципальные дома? Там жильцы совсем не ощущают себя владельцами дома и придомовой территории.
- Есть правовая основа и для управляющей компании. Есть правила содержания территории, в тарифы все деньги включены, но психология у людей годами сформирована. Поменять ее трудно, хотя необходимо. Люди должны спрашивать с тех, кому они платят свои деньги. В данном случае - с управляющей компании.

- Продолжаем наше путешествие: вышли из двора, пошли по тротуару. А там лед до сих пор не растаял, на газонах сугробы грязные, мусор...
- Это все внутриквартальные проезды, зона ответственности района. Сегодня все тротуары включены в муниципальный заказ. В этом году подрядчики, получившие заказ на содержание улиц, будут отвечать не только за 6 млн квадратных метров проезжей части, но и за 2 млн квадратных метров тротуаров. В центральной части города все тротуары включены в задание подрядчикам, они будут очищаться теми же, кто отвечает за проезжую часть.

ОТ КАПРЕМОНТА - К СОДЕРЖАНИЮ

- Как будет делаться ремонт дорог? Сейчас все залатаем, к следующей весне все заплатки, как пломбы из плохих зубов, вылетят? Или будем делать по-другому? Например, улица Сибирская держится уже несколько лет после ремонта. Там и асфальт темнее, чем на некоторых других улицах.
- Я далек от утверждения, что в городе стали хорошие дороги, но то, что в этом году мы не имеем такого катаклизма, такого провала, как прошлой весной, - это тоже факт. Сейчас мы выделили достаточно большой объем средств на капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство улиц - это 1 млрд 400 млн. На той же улице Большевистской начнется строительство ливневой канализации, которая будет перехватывать потоки воды, идущие по Комсомольскому проспекту. Затем на двух третях длины улицы Большевистской будет отремонтировано покрытие. Будет фрезероваться старый асфальт, укладываться новый, будут убраны газоны и сделаны парковочные карманы.
Но это частности. Стратегия, которая разработана нами на ближайшие два-три года, - увеличить интенсивность по капремонту, за это время закрыть самые острые проблемные места, а в перспективе выходить на нормативное содержание улиц.
Сейчас мы в два с лишним раза тратим больше денег на капремонт, чем на содержание. Согласен, мы сейчас занимаемся авральщиной, но куда деваться? У нас же недоремонт копился в течение 20 лет. Догнать надо.

- По поводу догонов. В прошлом году много времени было потеряно из-за позднего проведения конкурсов на дорожно-ремонтные работы. Вначале строительная организация должна была подать заявку, потом выиграть конкурс, лишь после этого она начинала закупать материалы и технику, а к тому времени теплый сезон уже наполовину проходил. И в итоге асфальт мы клали под дождем прямо в грязь. Что же удивляться, что на отремонтированных в прошлом году дорогах яма на яме?
- В этом году мы были готовы с организационной точки зрения. Заблаговременно провели все конкурсы. Более того, в этом году мы впервые провели трехлетний конкурс - все договоры на содержание улиц заключены на три года. Мы же приняли 3-летний бюджет, не зря за него бились. Это не финансовое наше достижение - хотя и финансовое тоже. Но главное - это наше управленческое достижение, потому что теперь можно конкурсы на 3 года проводить.
Понятно, что при конкурсе на 12 месяцев никаких серьезных вложений в технику от подрядчиков ожидать не приходилось. А теперь мы в условия конкурса заложили две принципиальные вещи. Первая - требования к технике. Вторая - финансовые гарантии. То есть каждый участник конкурса обязан представить финансовые гарантии исполнения контракта в размере 10 процентов от первоначальной цены. Таким образом, в случае обнаружения дефектов на гарантийном объекте не будет необходимости заставлять подрядчика переделывать, мы просто возьмем гарантийные деньги и наймем какую-либо организацию исправить огрехи подрядчика. Соответственно, нерадивый подрядчик уже не вернет своих потраченных денег - сам виноват.

- То есть гарантом выступает банк?
- Банк или страховая компания. Но не это главное. Главное, что в рамках трехлетнего договора у подрядчиков повышается экономическая выгода, появляется интерес нормально делать ремонт. Достаточно в первый год как следует вложиться и два года только поддерживать текущее состояние дороги.

- И есть надежда, что в этом году дороги будут отремонтированы качественно, и деньги не будут выброшены на ветер, вернее, на дождь?
- У нас были проблемы с недостатком финансирования и дефицитом подрядчиков. В этому году объем финансирования вырос с
360 млн до 600 млн, почти в 2 раза. И мы очень активно отработали, пустив подрядчиков к формированию муниципального заказа. Участников было достаточно много, и они не договаривались между собой. Конкурс проводили мы на условиях, максимально выгодных для города.
Мы создали конкурентную среду, убрали монополизацию на рынке. И теперь у каждого лота за спиной победителя стоит второй участник, который готов за контракт зубами драться. Так что, если мы расторгнем договор с одним подрядчиком, то будет кому работать на его месте. Раньше мы расторгнуть не могли, потому что - кто придет? Сидели на крючке у подрядчиков. В этом году мы ситуацию принципиально поменяли.
Теперь мы должны научиться заставлять подрядчиков работать. Наша главная задача - стать квалифицированным, сильным заказчиком, которого боятся и уважают.

- Каждый год начала дорожных работ горожане ждут с некоторым страхом: опять перекроют улицы, весь город будет в пробках. И самое главное, не хватает информации - где будет перекопано, каковы схемы объезда. Вот за это кто должен отвечать? Почему людям заранее, до начала работ, не объясняют, какие проблемы, как они будут решаться?
- Нужен единый центр, где соединялись бы вся логистика, все потоки, отработка модели, корректировка движения транспорта с учетом проводимых ремонтных работ. Этот центр создается. Мы изучили опыт других городов. Мы считаем, что у нас в ПГТУ есть вся необходимая база и компьютерные программы, специалисты, которые умеют это делать.
Нам пришлось менять старую систему управления. Сейчас мы строим новую систему - устойчивую, ориентированную на мировой опыт. Так работают во всем цивилизованном мире. Просто они давно идут этим путем, а мы пытаемся за 4 года проскочить. Это огромная, сложная реформа, связанная даже не столько с изменением правовых и финансовых отношений, сколько с изменениями в голове. А любая реформа по определению - время "проседания". Но мое личное убеждение, что это правильный путь. Да, на этом пути есть определенные ошибки, мы их видим и понимаем.
Пермь - один из тех немногих городов России, которые принципиально и осознанно пошли по пути системных изменений. Я уверен, что в перспективе через два-три года это даст городу возможность выйти на высокий уровень комфорта городской среды, к которому другие города придут гораздо позже и с большими трудностями, чем те, которые сейчас испытывает Пермь.
А что касается дня сегодняшнего, надо просто почистить город. И к 28 апреля - сроку, который поставил глава города Игорь Шубин, - это будет сделано.

Местное время, N13, 9 апреля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован