13 августа 2004
237

Армен Медведев: `Наша задача - давать фильмам широкую дорогу`

Президент выборгского фестиваля `Окно в Европу` Армен Медведев рассказывает `Новым Известиям` о программе кинофорума и современном кино России.

- Вы уже просмотрели большинство картин конкурса. Наверняка можете предположить, кто именно станет фаворитом, или по крайней мере дать свою оценку конкурсной ситуации.

- Могу сразу сказать, что явного лидера нет. Но ведь и фильм `Свои` Дмитрия Месхиева не был явным лидером в день открытия Московского фестиваля, а потом одержал абсолютную победу. Поскольку оспаривать и тем более опровергать ее - дело неблагодарное, мы не стали включать `Своих` в наш конкурс, хотя трех других участников ММКФ - `Время жатвы`, `Папу` и `Русское` - привлекли. О качестве программы можно будет судить, когда фестиваль закончится, но любая программа любого фестиваля уникальна тем, что каждый раз возникает новый контекст. Например, те же фильмы Московского международного теперь в контексте российского кино должны прозвучать по-иному. Накануне открытия `Кинотавра` его программу ругали, но в результате в ней оказались три-четыре интересных для всех фильма, которые теперь будут полноправными участниками нашего фестиваля - благодаря конкурсу `Выборгский счет`. Это конкурс, в котором `лучших` определяют зрители. И его результаты вкупе с выбором профессионального жюри станут по сути подведением итогов фестивального сезона в России.

- Известно, что Выборгский фестиваль имеет перед остальными серьезное преимущество - свою сеть кинотеатров, куда согласно договоренности с фестивальными руководителями попадают конкурсанты. Означает ли это, что все 13 конкурсных картин этого года попадут в прокат независимо от их качества?

- Да. И они достойны этого проката. Конечно, не у всех фильмов будут равные возможности, но зритель обязательно должен их смотреть. Потому что время, когда кинофестивали заменяли прокат, к счастью, прошло. Теперь новая историческая задача всех кинофестивалей, в том числе и нашего - служить продвижению фильмов, давать фильмам широкую дорогу.

- В вашем документальном конкурсе заявлена 31 картина и 21 - в конкурсе анимации. Что же будет с их прокатом?

- Вопрос в другом. Телевидение погубило наше документальное кино, это проблема. Хотя сейчас все документалисты, да и аниматоры тоже стараются снимать в телевизионных форматах, но телевидение их все равно не берет. Сегодня фестивали - единственная форма проката нашего неигрового кино.

- В конкурсе Выборгского фестиваля три игровых дебюта известных режиссеров-документалистов - `Время жатвы` Марины Разбежкиной, `Десять заповедей` Георгия Габелия и `Чердачная история` Галины Евтушенко. Насколько я знаю, в Госкино лежит еще несколько заявок на игровое кино именно от документалистов. Не кажется ли вам, что массовый переход российских документалистов в художественное кино - это новая тенденция?

- Это очень интересное наблюдение, вы меня заинтересовали и натолкнули на раздумья по этому поводу... Наверное, да, это тенденция. Кстати, раньше в Выборге игровое, документальное и анимационное кино соревновались в одном конкурсе, и однажды абсолютную победу одержал документалист Гарри Бардин - получил Приз Призов за свое `Адажио`. Я мечтаю о возвращении к формуле соревнования кинематографистов разных видов и жанров.

- На последнем `Кинотавре` Рудинштейн и Янковский говорили, что государство распыляет деньги на сотню национальных кинофестивалей, вместо того чтобы поддерживать один. Что вы думаете на этот счет?

- Дай бог здоровья и Рудинштейну, и Янковскому, я их очень люблю, но им надо понять, что монополии сегодня ни в каком деле, в том числе и кинематографическом, быть не может. Больше нет монополии государства ни на производство фильмов, ни на прокат. В наше время не рационально требовать, чтобы существовал только один фестиваль. Я как раз считаю, что в России не хватает фестивалей, их нет в Уральском регионе, на Дальнем Востоке. И говорить об избытке фестивалей, мягко говоря, неправильно.

- Насколько я понимаю, Рудинштейн с Янковским осуждают не обилие фестивалей, а распределение между ними госсредств. В списке претендентов на госфинансирование порядка 70 кинофорумов...

- Ну и слава богу. Выборг, кстати, один из самых малозатратных фестивалей. У нас ведь нет пляжного времени, за которое надо платить. У нас нет и довесков в виде международной программы. Рациональное использование денег - это проблема организаторов фестиваля. Мне кажется странным призыв руководителей `Кинотавра` прикрыть фестиваль комедии, потому что у нас производится мало комедий. А почему не поставить все с головы на ноги и понять, что этот фестиваль может популяризовать комедию, способствовать выявлению людей, которые могут в этом жанре работать? Каждый фестиваль несет свою миссию. И задача каждого - не давить и не топить других, а найти себя.

ЕЛЕНА СЛАТИНА
`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован