02 октября 2007
963

Артур Акопьян: `Уроки нужно черпать в других отраслях`

В этом году Рунет с интересом следил за кадровыми перестановками в "Рамблере", которые начались весной с приходом Марка Опзумера и Артура Акопьяна - нового генерального директора и нового финансового директора, соответственно.

На днях в холдинге произошло еще несколько назначений. В частности, коммерческим директором стала Анна Знаменская, ранее работавшая генеральным директором "B2B Media" (входит в "Проф-Медиа"). Юлия Миндер, как и планировалось, стала директором издательской группы (Lenta.ru, Ferra.ru, Doktor.ru и другие медийные проекты "Рамблера"). Дмитрий Олеринский назначен директором группы коммуникационных сервисов (почта, ICQ, социальные сети и блоги, мобильные приложения для всех проектов "Рамблера"). Новые директора находятся в прямом подчинении Марку Опзумеру.

О других планах холдинга, а также о своем видении ближайшего будущего Рунета рассказал в интервью "Вебпланете" финансовый директор "Рамблера" Артур Акопьян.


- Артур, Вы попали в "Рамблер" не так давно. Но наверное, уже успели прочесть книжку Ашманова "Жизнь внутри пузыря"? Как вы оцениваете всю эту историю? Совпало ли описанное в этой книге с вашим собственным первым впечатлением от "Рамблера" после прихода туда? Что больше всего удивило?

- Не читал. Как Вы совершенно правильно отметили, я пришел в "Рамблер" недавно, а мемуары об историях пятилетней давности не представляют для меня практического интереса. Желания извлекать уроки из прошлого у меня тоже нет. На мой взгляд, эти уроки нужно черпать в других отраслях и в других временных горизонтах. В силу объективных причин, из-за молодости Рунета и пр., на этом этапе любые глубокомысленные исторические труды обречены на местечковость. Г-н Ашманов, по-видимому, очень разносторонний человек, но лично я свое свободное время стараюсь тратить только на литературу хорошего качества.

Что касается моих первых впечатлений после прихода в "Рамблер" - это стресс от встречи с большим количеством креативных людей, которые по разным причинам поставлены в неидеальную рабочую ситуацию. Для "пришельца" из другой отрасли общение с таким количеством талантов - это роскошь. Создавать таким людям среду для продуктивной работы - это есть одна из моих личных задач.

- Какие наиболее значимые изменения, по-вашему, произошли за прошедшие полгода в "Рамблере"?

- Назначение Марка Опзумера и инициированные им организационные изменения. Уход ряда заслуженных "олд-таймеров". Честный разговор о проблемах и формулировка целей. Меньше бардака. Выдавливание из себя по капле лузерской ментальности. Ориентация на цифры и ключевые показатели бизнеса. Усиление роли Совета Директоров и улучшение процедур корпоративного управления.

- Недавно компанию покинул Дмитрий Плешаков - вслед за несколькими другими менеджерами "старого состава". С чем это связано?

- Дмитрий Плешаков проработал в компании около трех лет и сделал для нее много интересного и важного. Однако, индустрия Интернета - очень молода и предоставляет менеджерам, работающим в этой области, самые разные возможности. Нет ничего удивительного в том, что Дмитрий решил попробовать себя в чем-то новом. Мы искренне желаем ему успеха.

- А кто вместо него будет возглавлять "группу портальных продуктов"?

- На данном этапе, когда в компании идет интеграция проектов, мы решили предоставить менеджерам возможность взаимодействовать напрямую, по горизонтали (с общим руководством со стороны Марка).

- "Рамблер" - не единственная компания, в которой появились иностранные топ-менеджеры. Почему так происходит? У нас такая сильная нехватка местных кадров? Или зарубежные менеджеры "знают что-то особенное"? Критики вот говорят, что наоборот - приходят люди, которые не разбираются в Рунете и даже по-русски не понимают...

- Дело не в нехватке местных кадров. И даже не в том, чтобы работать с иностранными инвесторами и разговаривать на их языке - это в последнее время и наши люди уже научились делать. Если посмотреть на примеры того, где в России в последнее время успешно проявляют себя экспаты - это как правило отрасли с массовым обслуживанием (банки, страховые компании, операторы связи, FMCG и т.п.), которые стремятся выйти на следующий уровень развития. Другими словами, это те компании, где нужно запустить конвейер в хорошем смысле этого слова, имплантировать западные технологии и вести системную работу, а не подковать блоху на русский манер.

А еще в этом можно проследить аналогию с футболом - можно работать с заслуженным тренером Газаевым, который по праву гордится своим углубленным знанием местной специфики (если Вы найдете портретное сходство Газаева с каким-либо топ-менеджером наших конкурентов - пожалуйста, сообщите мне об этом). А можно пригласить голландца Хиддинка, который в короткий срок всех расставит по правильным местам, проведет четкую стратегию и позволит правильно раскрыться местным талантам.

- В вашем рекламном агентстве Index20 со следущего года нельзя будет покупать медийную контекстную рекламу - это можно будет делать только через "Бегуна". Есть ли какие-нибудь расчеты, которые говорят, как изменятся доходы и число клиентов от такого "переключения"? Или это какое-то стратегическое решение, не связанное только с одним конкретным подразделением?

- Безусловно, мы бы не стали принимать подобного решения, не имея на руках расчетов, подтверждающих, что так будет лучше для клиентов и для наших финансовых показателей. Решение действительно носило стратегический характер и оно далось нам нелегко. В первую очередь это решение продиктовано процессом интеграции контролируемого нами "Бегуна".

- В интервью "Эксперту" вы сказали: "Когда я, как финансист, слышу об очередном желании "зафигачить свою социальную сеть", главный вопрос, который у меня возникает, - насколько <глубоки карманы> у инвесторов данного проекта". В связи с этим вопрос - а в чем состоит бизнес-модель "Планеты Рамблер" и купленной позже "Дамочки"?

- На мой взгляд, вопрос поставлен не совсем корректно. То, что я говорил в интервью "Эксперту", касается желания сделать что-то с нуля, за счет инвестора. "Рамблер-Планета" - это один из проектов большого портала. И добавление востребованного сервиса в портал - не более, чем требование развивающегося рынка. "Дамочка" - это закрытое, весьма консервативное сообщество, построенное на общении, которое к моменту приобретением его "Рамблером" существовало несколько лет и имеет свою сформировавшуюся аудиторию.

- Сейчас много говорят про рекламу в блогах - у вас есть такая услуга? Или планируется?

- Сейчас, как Вы несомненно знаете, такой услуги у нас нет. Но мы внимательно смотрим на перспективы развития этого направления и, как только сформируется продукт для массовых блогов (каким и является "Рамблер-Планета"), мы эту услугу реализуем. А пока что hype по этому поводу явно гипертрофирован.

- На заре своего существования "Рамблер" купил целый ряд перспективных проектов Рунета. Но впоследствии они не очень развивались, либо просто уходили. А сейчас "Рамблер" как будто и вовсе переключился на лицензирование чужих услуг. Это идет по всем направлениям - и контент, и поиск, и реклама, и пользовательские сервисы. Это такая особая стратегия или суровая необходимость? Будет ли у "Рамблера" развиваться что-то свое, или он окончательно превратится в "павильон под аренду"?

- Мы приобрели несколько замечательных проектов, которые и сейчас существуют, и развиваются. Это Lenta, Price.ru, Damochka, БаннерБанк, мы докупили контроль в "Бегуне". Не припоминаю, чтобы "Рамблер" когда-либо выходил из каких-либо проектов.

Когда мы оцениваем наши планы, мы всегда считаем, как лучше сделать тот или иной проект или сервис - внутри компании или снаружи. И часто так получается, что "снаружи" это сделать лучше и быстрее, поэтому мы продолжаем изучать разные варианты партнерств, в том числе с зарубежными проектами. Но это вовсе не означает, что Рамблер якобы превращается в "павильон под аренду".

В ближайшее время мы намерены выпустить новый проект, посвященный финансам. Нам хорошо известно, что большая часть нашей аудитории хочет получать финансовую информацию, многие думают, где взять кредиты под покупку недвижимости, машины и т.п. Эту категорию посетителей мы хотим обслужить по высшему разряду через раздел "Рамблер Финансы", который в обновленном варианте скоро представим широкой аудитории.

Мы планируем выпустить новую версию Rambler ICQ, развивать мобильное направление нашего бизнеса, интегрируя его с интернет-сервисами и т.д. Жаль, что нельзя рассказать Вам все наши планы.

- Недавно в Rambler Top100 были добавлены новые разделы. Хотелось бы понять, в чем их смысл. Про "Женский клуб" и "Погоду" вроде бы еще ясно - но что такое "Непознанное"? Это какой-то новый вид популярного контента?

Конечно! "Непознанное" - это эзотерика. В этот раздел входят проекты посвященные альтернативной науке, футурологии, гороскопам, сонникам, гаданиям и т.д. и т.п. Раньше этот контент был разбросан по разделам "Наука и техника" и "Развлечения", и нам показалось, что с точки зрения пользователя, это несколько неправильное позиционирование (согласитесь - оккультные учения и наука имеют мало общего).

- Предполагается ли дальнейшее развитие Rambler Top100? Не получится ли так, что этот некогда популярный рейтинг затмят новые игроки - скажем, рейтинг LiveIndex Германа Клименко, или рейтинги "Яндекса"? Или какой-нибудь западный рейтинговый монстр до нас доберется и всех посчитает очень точно...

- Rambler Top100 безусловно будет активно развиваться, мы сейчас выделяем на это много технических и кадровых ресурсов. Не очень понятно, о каких рейтингах Яндекса идет речь (каталог?). Как бы то ни было - попыток было много, а наш Top100 в настоящий момент N1!

Что касается попытки сделать русскую Alexa с панелью, устанавливаемой в браузер - а зачем, если есть нормальная Alexa? Кроме того, настоящая Alexa - это часть Amazon, сами понимаете возможности для продвижения по всему миру. А насколько будет масштабен и репрезентативен рейтинг LiveIndex?

Что касается западных рейтинговых монстров, то они, скорее всего, будут считать большие сайты, но вряд ли будут считать ресурсы с посещаемостью несколько сотен человек в день, а Рамблер Top100 считает... Кроме того, не стоит забывать, что Top100 - это траффик, что немаловажно для его участников.

- В последнее время очень вырос рынок поисковой оптимизации. Некоторые эксперты говорят, что заработки на торговле ссылками в десятки раз выгоднее, нежели работа с контекстом. При этом с оптимизаторами и вебмастерами начинают активно работать сами поисковики. Скажем, "Яндекс" стал все больше общаться с ними на форумах, даже в рестораны их водит. А что делает "Рамблер" в этом направлении? Ведутся ли какие-нибудь исследования ссылочного рынка? Какие-то новые формы диалога с вебмастерами, новые сервисы для них предполагаются?

- Да, мы проводим исследования рынка, продумываем новые формы сотрудничества. Но все нужно делать по порядку. И в первую очередь, надо решить задачи, связанные с усовершенствованием поисковых технологий и поддержанием / увеличением нашей доли поиска в целом. Это приоритет номер один, на котором сейчас и сконцентрированы все наши усилия.

- Почему "Рамблер" разорвал отношения с "Ситибанком"?

- А у нас не было никаких особенных отношений с "Ситибанком", это был не более чем зарплатный проект с дебетовыми картами. Мы выбрали другого провайдера этих услуг с условиями, которые более выгодны и удобны для компании, и для сотрудников.

- Не планируете ли вы создание (или приобретение) какой-нибудь электронной платежной системы, которая стала бы "своей", не зависимой от посредников?

- Мы анализируем и регуляторный режим, и экономическую целесообразность для подобного рода действий. Однако, ничего конкретного сказать не можем, поскольку традиционно не комментируем свои планы. Когда придет время, "Вебпланета" узнает об этом одной из первых.

- Ну и напоследок - хотелось бы услышать ваши прогнозы развития Рунета на ближайший год. Наиболее значимые, небанальные события / новые тренды / новые проблемы, которые мы увидим в Рунете в ближайшем будущем.

- Для регионов - увеличение проникновения широкополосного доступа, что для Москвы - уже достигнутый рубеж. Из этого можно сделать вывод о том, что появятся новые компании, которые сделают своей бизнес-моделью предложение видео- и аудиосервисов в Интернете.

- Наряду с этим - отрезвление инвесторов в тех случаях, где кто-то пытается с нуля на нашей почве скопировать удачный западный проект. Россия больше не "банановая республика в Интернете", и у нас есть свои сильные сформировавшиеся игроки.

- Отличные перспективы у многопользовательских игровых интернет-проектов.

- Возрастающее ажиотажное внимание традиционных медиа к online (со стороны и печатных изданий, и радио, и ТВ). Отсюда обогащение контента в сети и конкуренция за бюджеты рекламодателей с чистыми online-игроками.

- Ну и наконец, нас ждет все более тесная интеграция мобильного сегмента и веб-проектов, учитывая высокие показатели проникновения мобильной связи в нашей стране. "Рамблер" как раз идет по этому пути - мы приняли решение максимально внедрить наши мобильные сервисы в Интернет, что полностью отвечает нашей концепции развития на ближайшую перспективу. Пример такой интеграции - совсем недавний запуск новой wap-версии нашего портала, где представлены самые популярные у пользователей сервисы: почта, новости, погода, знакомства и др.


02.10.2007

Алексей Андреев

webplanet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован