23 апреля 2002
106

Астрахань - центр образования

Астрахань является центром образования всей области. Но не всегда в этом городе функционировали десятки ВУЗов и техникумов, колледжей и школ, лицеев и гимназий. Долог и труден был путь становления и формирования системы образования Астраханской области, но каждый новый учебный год вносил преобразования в эту систему.
1945 год принес не только победу в Великой Отечественной войне, но и обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Для работающей молодежи в 1946 году в регионе открылось 14 рабфаков, а с 1959 по 1966 годы были открыты 69 новых восьмилетних и средних школ. В сентябре 1956 года обучение в старших классах стало бесплатным.
С развитием информационных технологий, усилением требований к специалистам, назрела необходимость реформы образовательной и профессиональной школы, которая и была проведена в 1984 году. В результате этой реформы открывались классы для обучения детей с шестилетнего возраста, введено одиннадцатилетнее образование, кроме этого вводилось обучение компьютерной грамотности.
К началу 199495 учебного года в астраханской области работало 399 общеобразовательных школ, многие из них специализированные, в которых происходит углубленное изучение различных предметов (физика, математика, экономика и др). Эти школы работают по системе `школа-ВУЗ`. Кроме этого, открыты 3 лицея и 3 гимназии.
В настоящее время в области работает 1050 образовательных учреждений, в том числе: 7 детских домов, 380 дошкольных учреждений, 377 учреждений общего образования, 19 школ-интернатов, 33 учреждения начального профессионального образования, 22 среднего профессионального образования, 23 высшего профессионального образования, из них: 5 государственных вузов, 8 филиалов и представительств государственных вузов, 10 филиалов и представительств негосударственных вузов. Дошкольными учреждениями охвачено 51,3% детей в возрасте от 1 до 6 лет. В государственных дневных общеобразовательных школах обучается 160 тысяч человек. Численность студентов государственных средних специальных учебных заведений составляет 17,8 тысяч человек. Студентами государственных высших учебных заведений являются 15 тысяч человек.
Однако, несмотря на меры, принимаемые администрацией, в области закрываются детские сады. Это происходит по причине недостаточной платежеспособности населения и сокращения количества детей. Ведомственные дошкольные учреждения передаются на муниципальные бюджеты, и все детские образовательные учреждения лицензируются.
Начальное образование области перешло на базисный учебный план, появились оригинальные авторские учебные планы и программы, учитывающие федеральный, региональный и школьные компоненты содержания образования. В школах также вводятся новые методики, все шире применяются развивающие технологии Л.В. Занкова. Создаются образовательные цепи `детский сад - начальная школа`, где решаются вопросы преемственности между этапами становления личности. Одновременно проявляются негативные тенденции: растет число детей с задержками психического и физического развития, требующих надомного обучения. Кроме этого, с каждым годом сокращается количество детей в начальной школе, что ведет к высвобождению учителей.
Наиболее заметны и качественны изменения в системе общего среднего (полного) образования. В общеобразовательных учреждениях вводятся новые предметы, углубленно изучаются различные программы, ведется глубокий процесс подготовки преподавателей. Однако, тяжелая обстановка сложилась в сельских школах: не хватает педагогических кадров (на начало 1998 - 1999 учебного года количество вакантных мест составляло 254 ставки педагогических специальностей), что негативно сказывается на образовательном уровне детей из сельских районов.
В Астраханской области сформирован информационный банк данных по ВУЗам и их структурным подразделениям всех форм собственности. Ведется работа по лицензированию, аккредитации и аттестации учебных заведений, а также по приостановлению незаконно действующих ВУЗов. Постоянно расширяется перечень направлений и специальностей подготовки, например: коммерция, информационные системы в экономике, технология и предпринимательство. Создан координационный совет по проблемам совершенствования систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, куда вошли представители вузов, ФСЗ РФ, городского управления образования и других заинтересованных структур. Цель совета - выработка стратегии создания единой системы дополнительного профессионального образования в регионе.
Учреждения дополнительного образования объединяют все большее количество детей, которые принимают участие в различных международных и всероссийских конференциях, олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках и показывают высокие результаты.
В области на заседании кабинета при Главе Администрации принята концепция развития образования, которая является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты.
По принятой в области Концепции реформирования начального профессионального образования (НПО), предусматривается реструктуризация сети учреждений НПО, обновление содержания образования. Многие профессиональные училища реорганизованы в целях исключения дублирования профессий. Тяжелое финансовое положение, в условиях неполного государственного обеспечения, вынуждает техникумы и училища производить платные образовательные услуги, выпускать продукцию в учебно-производственных мастерских. Эти дополнительные средства позволяют укрепить учебно-материальную базу, производить ремонт помещений, тепло- и водоснабжения, осуществлять текущие платежи за коммунальные услуги. Также НПО финансируются из средств муниципальных бюджетов согласно заключенным договорам.
На сегодняшний день во многих ПТУ и техникумах открыт ряд новых специальностей, направленных на удовлетворение потребностей региона: `Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах` (речное училище, политехнический колледж); `Автоматизированные системы обработки информации и управления` (политехнический колледж); `Менеджмент в туристическом бизнесе` (политехнический колледж); `Статистика` (политехнический колледж); `Страховое дело` (колледж профессиональных технологий); `Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений`; `Переработка нефти и газа` (автомобильно-дорожный колледж).
На ряду с государственными в области функционируют негосударственные учреждения и организации, осуществляющие краткосрочную профессиональную подготовку и предоставляющие программы дополнительного образования (курсы иностранных языков, бухгалтеров, водителей автомобилей, операторов ЭВМ, секретарей-машинисток, фотомоделей и др.).
Несмотря на все материальные трудности, Архангельская область продолжает сохранять достаточно высокий педагогический и научно-технический потенциал. Ежегодно в области защищаются десятки кандидатских и докторских диссертаций, а это значит - наука и образование в области будут дальше жить и развиваться.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован