08 апреля 2005
1294

`Автомобиль не столько роскошь, сколько источник загрязнения`. Комментарий законодателя

Марина Лебедева
заместитель председателя Комитета ГД по экологии.


Ужесточение требований к производителям автомобилей и моторного топлива улучшит экологическую ситуацию в России настолько, насколько органами исполнительной власти, в том числе правоохранительными органами, будет обеспечен действенный контроль за соблюдением законодательства и технических регламентов в этой сфере.

Ощутимый эффект от внедрения более экологичных конструкций автомобилей и видов моторного топлива должен проявиться к моменту начала вытеснения старых автомобилей новыми, производимыми с учетом европейских стандартов, то есть исходя из запланированных Правительством Российской Федерации сроков - уже в 2006-2008 годах. С учетом выбывания старых автомобилей и прекращения их выпуска заметное оздоровление атмосферы в населенных пунктах следует ожидать к 2012-2014 годам. Переход к использованию видов моторного топлива, соответствующих европейским стандартам, уже к 2007 году обеспечит снижение выбросов от автотранспорта на 10 процентов.

В настоящее время в Государственную Думу мною внесены проекты федеральных законов "Об экологических стандартах автотранспортных средств" и "Об экологических стандартах моторного топлива". Данные законопроекты предусматривают введение запретов на производство и продажу в России автотранспортных средств и моторного топлива, характеристики которых не соответствуют требованиям европейских стандартов Евро-3.


Количество автомобилей в России с каждым годом стремительно увеличивается. Соответственно растёт и объём выхлопов. Причём до такой степени, что "грязь" от автотранспортных средств перекрывает выбросы промышленных предприятий. Эта проблема касается не только мегаполисов.

В России более 30 городов, где доля выбросов вредных веществ автотранспортом в загрязнении воздуха превышает 50 процентов. Среди них - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Новосибирск, Иркутск, Самара, Краснодар, Петрозаводск. Улично-дорожная сеть становится самым мощным источником "порчи" воздуха вредными веществами.

Всего в состав автомобильных выхлопов входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, углеводороды, в том числе канцерогенные (способствующие развитию раковых заболеваний), водород, перекисные соединения, сажа, оксиды азота, соединения свинца и других тяжелых металлов, диоксид серы, избыточный кислород и другие.

Промышленные предприятия осуществляют выбросы через высокие трубы, благодаря чему вредные вещества рассеиваются, а выхлопы от автомобилей в основном остаются в приземном слое и наиболее негативно влияют на здоровье людей и на городскую флору.

Как считают экологи, главная причина сложившейся ситуации - низкое качество бензина и моторного масла, а также отсутствие каталитических нейтрализаторов на отечественных автомобилях и несоответствие их двигателей каким-либо экологическим нормам. Законодательное регулирование в настоящее время отсутствует. В более выгодном положении находится тот, кто производит более дешевые автомобили, не учитывая при этом последствия для окружающей среды.

В Европе защитой природы от транспорта занялись давно. В настоящее время почти все европейские автозаводы выпускают машины, соответствующие экологическим нормам. Природоохранные правила для производителей установлены и на международном уровне.

В марте 1958 года в Женеве Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) было одобрено соглашение "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний". В настоящее время участниками КВТ ЕЭК ООН являются более 30 европейских государств, в том числе Россия.

Автомобилестроение признано одной из самых перспективных отраслей российской экономики, поэтому Правительство уделяет ему огромное внимание: принят ряд постановлений, распоряжений, направленных на стабилизацию положения дел в отрасли и развития ее на условиях интеграции в мировую промышленность. Государство ставит цель - в период с 2005-го по 2008 год достичь мирового уровня в автомобилестроении, в том числе и с точки зрения экологических требований.

Министерство промышленности и энергетики России планирует в ближайшее время внести в Правительство окончательный вариант технического регламента "Об экологической безопасности колесных и транспортных средств". Регламент предусматривает переход на Евро-3 с 1 января 2008 года (для новых моделей, которые ставятся на производство, он вводится с 1 января 2006 года), Евро-4 вводится с 2010 года (для новых моделей - с 2008 года), Евро-5 - с 2014 года (для новых моделей - с 2012 года). Отставание России от Европы в этом аспекте составляет 5-6 лет. Планируется "догнать и перегнать" развитые страны к 2014 году. Евро-2 в России вступит в силу через шесть месяцев после принятия правительственного решения и официального опубликования текста технического регламента. Внедрение этих норм даст экономический эффект 220 миллиардов рублей за 5 лет - это предотвращенный ущерб от эксплуатации автомобильного парка.

Документ прошел общественные слушания и ведомственную экспертизу. Его формированию предшествовала большая работа на автозаводах, которые готовились к введению новых стандартов заранее. Моторные заводы и производители запчастей тоже стремятся к этому уровню. Уже есть и некоторые положительные примеры: в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия реализована программа развития дизельного автомобилестроения на уровне Евро-2.

Одним из основных путей снижения негативного влияния автомобиля считается использование экологически более чистых видов моторного топлива. Ученые работают над каталитической очисткой выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, работой энергоустановок на основе топливных элементов, присадками к моторным топливам.

По мнению чиновников, нужно ввести принцип оплаты причиненного окружающей среде вреда, разрабатывать экономические способы влияния на производителей автомобилей и топлива. Необходимо ужесточить контроль за качеством топлива и моторных масел, в том числе и с использованием Закона "О защите прав потребителей". Необходимо запретить ввоз в Россию техники, которая не соответствует современным экологическим стандартам.

Государство ставит определенные условия, а способы их достижения зависят от конструкторов. Здесь открывается большой фронт работ для ученых - инженеров, химиков, специалистов по внедрению инноваций в производство.

В связи с установкой каталитических нейтрализаторов и увеличением инвестиций в разработку современных двигателей цена на каждый автомобиль, произведенный в России, возрастет на несколько сотен долларов.
Если изобретатели не смогут найти решение, то модель не пройдет сертификацию и не выйдет на рынок.

Некоторые модели проще (а вернее, дешевле) снять с производства, чем переоборудовать. С 2008 года заводам придется прекратить выпуск многих классических моделей. Исключение было сделано лишь для социально значимых автомобилей "Ока", а также автомобилей марки УАЗ (те, что в просторечии называют "буханка").
Другой путь развития производства более "чистых" автомобилей в России - создание совместных предприятий.

На старые машины закон обратного действия не имеет, вопрос о переоборудовании всех имеющихся в России транспортных средств не ставится. По европейским меркам грузовик должен служить 10-12 лет, "легковушка" - 7 лет. Затем автомобили утилизируются в принудительном порядке. Затраты на утилизацию закладываются в цену автомобиля. У нас же автомобили часто работают до последней капли масла.

Здесь Правительство пытается включить экономические методы. Предполагается ввести классификацию автомобилей на основе соответствия экологическим нормам и облагать низкоклассные автомобили более высокими налогами.

Несомненно, введение новых автомобильных экологических стандартов ударит по карману российского потребителя. Но, с другой стороны, если все оставить как есть, ситуация с влиянием автомобильных выхлопов на атмосферу будет только ухудшаться. Выбор таков: либо стоять на месте и экономить, либо беречь собственное здоровье и окружающую среду.

И все же стоит сказать, что если уровень благосостояния населения и платежеспособный спрос не будут расти, то при неизбежном росте цен на автомобили проблема автомобильных выхлопов решится очень просто - машина станет не по карману большинству граждан России. Нет автомобиля - нет и выхлопов.

Елена БРОДСКАЯ
08.04.05
("Парламентская газета", No 63, 8 апреля 2005г.)


http://www.lebedeva-m.ru/ru/press/index.php?from=2&id=53
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован