28 февраля 2007
2455

БЕСПОКОЙНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК

МАРИЯ БАРИНОВА
Появившееся спонтанно Министерство регионального развития постепенно обрастает реальными полномочиями. Сгодится ли оно для решения своей непосредственной задачи - развития регионов - еще не ясно. Но с точки зрения аппаратной интриги сам по себе процесс выглядит довольно занятно.
Министерство регионального развития появилось волею случая. О его создании неожиданно для многих объявил Владимир Путин после трагедии в Беслане (в выступлении президента оно фигурировало под названием министерства по национальной политике). "Тогда руководство страны столкнулось с необходимостью как-то реагировать на события, - комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Так что Минрегионразвития возникло под влиянием эмоций".



Первым, кто сумел воспользоваться этим порывом, оказался тогдашний полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев. Еще до трагедии в Беслане он проталкивал проект создания федерального ведомства по делам регионов и национальностей.



"В Южном округе проблема межнациональных конфликтов стоит очень остро, - говорит директор Института региональных проблем Максим Дианов. - Яковлев с ними столкнулся и увидел, что этими вопросами никто конкретно не занимается". Яковлеву очень хотелось вернуться вМоскву. По словам людей, тесно общавшихся с Владимиром Яковлевым в ЮФО, назначение в полпреды он воспринял как понижение.



После Беслана об инициативах Яковлева вспомнили, тем более что сам он в одночасье оказался безработным. Тогда в Москве казалось, что ситуация на Кавказе вот-вот окончательно выйдет из-под контроля, поэтому в качестве кризис-менеджера в ЮФО был направлен Дмитрий Козак. Яковлев на эту роль явно не подходил: в неспокойном Южном федеральном округе он и раньше чувствовал себя не в своей тарелке.



"Яковлев - исключительно хозяйственник, и, например, для восстановления региона в мирных условиях он был бы очень кстати, - считает политолог Глеб Кузнецов.- Но он не способен заниматься оперативным урегулированием конфликтов".



Действительно, сложно себе представить, как Владимир Анатольевич, которого во времена его питерского губернаторства называли не иначе как "сантехник", утром в Карачаево-Черкесии уговаривает родственников убитых предпринимателей освободить здание местной администрации, а вечером в Осетии разруливает ситуацию с перекрывшими федеральную трассу "Кавказ" родителями погибших в Беслане детей.



На тебе, Боже, что нам не гоже



Как признаются сами чиновники МРР, еще в октябре никто из них не знал, какой именно работой будет загружено новорожденное министерство, - ведь в плане административной реформы появление такого ведомства не предусматривалось. Первоначально предполагалось, что МРР будет выполнять те же функции, что и существовавший до октября 2001 года Миннац.



Однако вскоре от этой идеи пришлось отказаться. "Возможно, власть испугалась, что МРР может превратиться в представительный орган национальных республик", - считает Максим Дианов. Поэтому было решено создать министерство по делам регионов, которое в том числе должно решать и вопросы межнациональных отношений. Последние постепенно как-то выпали из числа приоритетных задач министерства. Что и понятно: дело это хлопотное, малопонятное и ничего, кроме головной боли, не сулит.



МРР была передана и еще одна не слишком привлекательная функция. Практически сразу же после создания министерства было объявлено, что ему доверено восстановление экономики Чечни. Но, как пояснили "Профилю" в самом министерстве, пока МРР выполняет лишь "координационную функцию", то есть "принимает отчеты и дает указания" (не слишком обязательные для исполнения). Полномочий контролировать или распределять средства, идущие на восстановление республики, у чиновников МРР нет - ими распоряжается правительство Чечни, которое после нового года было наделено функциями генерального подрядчика.



Наконец, в конце прошлого года МРР - в качестве, надо полагать, испытания на прочность - было поручено проведение двух реформ: ЖКХ (ею изначально должно было заниматься Минпромэнерго) и местного самоуправления (за это отвечал МЭРТ). И ведомство Виктора Христенко, и ведомство Германа Грефа сдали свои полномочия без боя: обе реформы могут оказаться не менее болезненными, чем монетизация льгот. Передача в ведение МРР из Минпромэнерго бывшего Госстроя и назначение Яковлева ответственным за реформу ЖКХ выглядели вполне логичным шагом. Сам глава МРР позиционирует себя в качестве чуть ли не лучшего в стране эксперта в этой области. До назначения на пост полпреда он занимал пост вицепремьера именно по вопросам жилищнокоммунального хозяйства.



С муниципальной реформой дело обстояло сложнее. Поскольку ни сам Владимир Яковлев, ни члены его команды специалистами в этой области не являются, в МРР был в полном составе переведен соответствующий департамент МЭРТа.



Пикантность ситуации состоит в том, что Яковлеву придется отвечать за реализацию реформ, к разработке которых он не имел никакого отношения. Что само по себе для него и неплохо, ведь оказаться крайним он явно не хочет. Так что в случае громкого провала, например, реформы ЖКХ найти виновных будет очень сложно: Яковлев всегда сможет перевести стрелки на Христенко, а тот, в свою очередь, на Яковлева (впору вспомнить положение административной реформы о четком разграничении ответственности и полномочий между министерствами).



Министерство экономического развития поделилось с Министерством регионального развития и другой своей неприятной функцией - оценкой экономического состояния регионов. "Региональный уровень - самый сложный, - комментирует бывший чиновник МЭРТа, а ныне сопредседатель общественного совета по национальной конкурентоспособности Андрей Шестопалов. - Информации по регионам всегда не хватает, она очень плохо структурирована".



МРР уже поручено провести в регионах мониторинг результатов монетизации льгот. Впрочем, это поручение рассматривается в министерстве, как приятная забава. Еще бы - совесть ведомства Яковлева перед жертвами неудачной реформы чиста. Поэтому оно может, не стесняясь, говорить все, что думает, и зарабатывать очки на несчастье коллег.



Лучший друг губернаторов



Большие надежды в МРР связывают непосредственно с региональной политикой. Не успев сформироваться, новое ведомство включилось в борьбу за удвоение ВВП.



Согласно концепции, предложенной Минрегионразвития, ВВП неизбежно удвоится, если будет принята комплексная программа развития регионов. Суть ее сводится к разделению страны на 6 экономических округов. Для каждого из них определяется свое приоритетное направление, которое будет планомерно развиваться.



Предполагается, что деньги на региональное экономическое чудо появятся в результате привлечения инвестиций. Хотя, как говорят в кулуарах работники МРР, ради такого дела не грех потратить немного и из Стабфонда - чего, в самом деле, деньги зря лежат в кубышке. Сейчас программа МРР отправлена на обсуждение в регионы. Но уже в июне она попадет на стол президенту.



Далеко не факт, что аппетиты новорожденного министерства, связанные со средствами Стабфонда, будут удовлетворены: за ними уже выстроилась целая очередь иМРР находится где-то в ее хвосте. Однако сама экономическая программа МРР, по всей видимости, будет встречена вполне благожелательно. И дело не только в том, что набор слов "удвоение ВВП за счет привлечения инвестиций" обладает для работодателей Яковлева магической силой.



Изъятие из ведения губернаторов части экономических полномочий и образование одного большого федерального полпредства вполне вписываются в логику губернаторской реформы, о начале которой было объявлено одновременно с появлением нового министерства. Если все пройдет гладко и программа МРР будет принята на вооружение, аппаратный вес Яковлева значительно вырастет - ведь тогда он сможет претендовать на роль единственного посредника между губернаторами и федеральным правительством.



Так что у его подчиненных есть все поводы для оптимизма. "Министерство имеет все шансы стать ведущим, - говорит начальник одного из департаментов Минрегионразвития. - Главное сейчас - доказать свою эффективность. В конце концов, даже такая мощная структура, как МЧС, не сразу стала тем, чем она сейчас является, - в начале они занимали всего две комнатки в Академии госслужбы".



Об эффективности МРР, по мнению экспертов, можно будет судить не ранее чем через год. Но если с реформой ЖКХ случится то же, что и с монетизацией льгот, так долго министерство может и не протянуть.

20.02.05

Профиль
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован