15 сентября 2006
1117

Без формальностей

Россия меняет две формы таможенных деклараций на одну

Федеральная таможенная служба приучает себя и бизнес к работе по европейским правилам. С 1 января 2007 года вместо двух форм таможенных деклараций предпринимателям будут выдавать единый комплект бланков для грузовых и транзитных перевозок.

Эту инструкцию "РГ" опубликовала 13 сентября 2006 года (N 203). Она упростит оформление транзита и станет шагом к вхождению нашей страны в общеевропейскую систему перевозок. Так объяснил вчера новацию помощник руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Мещеряков. А исполняющий обязанности начальника главного управления организации таможенного контроля Виктор Дьяченко назвал эти новшества "революцией" и "очень большой новостью для бизнеса". Кстати, пока с формой новых бланков знакомы только в центральном аппарате ФТС и минюсте, где проходили регистрацию соответствующие документы. Но вчера Мещеряков с удовольствием продемонстрировал журналистам их образцы и рассказал, зачем они вводятся.

Сейчас, пояснил Мещеряков, при отправке грузов используются две формы бланков - грузовая таможенная декларация и "транзитная" декларация, или документ контроля доставки товаров. Между тем в странах Евросоюза, с которыми еще 12 лет назад Россия подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве, используется "сквозная" таможенная декларация. Ее применяют при вывозе, ввозе и транзите грузов. К тому же Россия давно собирается присоединиться сразу к двум европейским конвенциям - об упрощении формальностей в торговле товарами и о процедуре общего транзита. Но прежде нам необходимо привести в соответствие с европейскими нормами все свои таможенные документы и законодательство. Считается, что присоединение к конвенциям сделает "российский путь" более привлекательным для транзита. В таможне, правда, пока не подсчитали сумму будущей экономической выгоды для страны. Но, ссылаясь на данные Всемирной таможенной организации, говорят, что для бизнеса расходы снизятся на 5 - 10 процентов от общей суммы таможенной сделки.

Существенно облегчится и работа таможенных служб. Процедура европейского транзита полностью компьютеризирована. Это значит, что как только товар прошел таможенное оформление, а данные о нем заведены в систему, на таможне в стране-адресате уже видят информацию о грузе. Следовательно, можно заранее определить глубину таможенного контроля.

"Впрочем, вопросы привлекательности России как транзитной страны - это еще и состояние портов, железных дорог, безопасности", - добавил Мещеряков. Таможня, по его словам, делает свою часть работы. Правда, пока и она не завершена: нужно переиздать или отменить 15 - 20 приказов ФТС, внести изменения в Таможенный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Предполагается, например, что будет введен так называемый институт уполномоченного получателя - обладатель этого статуса сможет, уведомив таможню, самостоятельно снимать пломбы с товара. Кроме того, бизнесмены получат возможность пользоваться не отпечатанными типографским способом бланками таможенных деклараций, а электронной формой документов, размноженной в офисе на обычном принтере. Правда, распространяться подобные преимущества будут не на всех подряд, а на предпринимателей, которых признают добропорядочными. При этом критерии добропорядочности будут "абсолютно прозрачными и понятными", их пропишут в законодательстве. Основные поправки в него ФТС готова внести в правительство в ближайшие 1 - 2 месяца. Но даже если документы не "затормозятся" в правительстве и Госдуме, присоединение к конвенциям займет года два - не меньше.

А пока уже в октябре ФТС собирается начать обучение региональных сотрудников, таможенных брокеров и предпринимателей работе с новыми бланками.


Елена Кукол

15.09.2006

www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован