12 августа 2002
143

Без вести пропавшее лето

Количество погибших в результате стихийного бедствия в Краснодарском крае может превысить 300 человек
Михаил Толпегин, Мария Бондаренко

Последние сообщения из районов наводнения на юге России напоминают фронтовые сводки: переброска сил Воздушно-десантных войск и Военно-морского флота, сведения о погибших и пропавших без вести, количество разбитой техники, вылазки мародеров... Основной тон - трагически-героический: на Краснодарский край обрушилась страшная беда, но люди мужественно борются. Действительно, разгул стихии - небывалый. Таких колоссальных разрушений, такого хаоса здесь, кажется, не было никогда. Даже старожилы не припомнят, чтобы в море одновременно тонули десятки машин вместе с пассажирами. И чтобы хлынувшая из водохранилищ вода смывала палаточные городки вместе с сотнями их обитателей, как это произошло в Абрау-Дюрсо, где без вести пропали 300 туристов. А кто считал `дикарей`, расселившихся в пик курортного сезона по всему черноморскому побережью? На самом деле речь может идти о невыясненной судьбе тысяч и тысяч людей.

Местные власти приняли подобающий происходящему скорбно-глубокомысленный вид: на все, мол, воля божья. И приготовились принимать новые финансовые вливания из Центра. Но чем очевиднее масштабы и последствия очередного наводнения, постигшего юг России, тем яснее, что ссылки на фатальность - от лукавого. Жертв и разрушений могло бы быть неизмеримо меньше, если бы не ветхость противооползневой и гидроинженерной инфраструктуры. Дамбы, другие защитные сооружения - все то, на чем зиждется экологическая безопасность края, - служат с советских времен лишь благодаря запасу прочности, заложенному инженерами и строителями тех лет. Но всему приходит конец. И, похоже, вот он, уже пришел. Сооружения, в которые в последнее десятилетие не было вложено ни копейки, отказываются служить.

Самое поразительное, что в центре происходящего - Новороссийск с его крупнейшим и выгоднейшим портом, главными нефтяными воротами страны. Можно только догадываться, какие здесь на самом деле ворочаются миллионы долларов. По официальной же статистике, годовой экспорт сырой нефти достигает здесь 30-33 млн. тонн в год. Несложно понять, что, если хотя бы мизерная доля этого богатства послужила поддержанию работоспособности защитных гидросистем, последствия наводнения были бы куда менее тяжелыми.

...Разгулявшаяся природа, натворив немало бед, успокоилась. И сегодня на всем черноморском побережье снято штурмовое предупреждение. На ближайшие два дня синоптики обещают хорошую, жаркую погоду.

Вчера с самого раннего утра на улицы Новороссийска вышли люди, чтобы помочь спасателям расчистить завалы. До сих пор в некоторых районах города не восстановлено электроснабжение. Остановлено 6 котельных. 15 улиц подтоплено. По предварительным данным, только в Новороссийске в результате стихийного бедствия погибли 45 человек, в основном это местные жители. Десятки человек по-прежнему остаются без вести пропавшими. Спасатели расширили район поиска как на суше, так и на море.

Установлено, что в районе Широкой Балки водой смыло в море 7 легковых автомобилей и автобус `Икарус`. Как сказал корреспонденту `НГ` заместитель начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС Николай Литюк, 11 августа работали 28 водолазов: возможно увеличение случаев всплытия тел погибших. Возможно, кто-то находится и в автомобиле, сброшенном в море. Поэтому сосредоточены усилия на поиске погибших и под водой. Всего же, по предварительным данным, в результате разгула стихии на черноморском побережье погибли около 60 человек. И это, возможно, далеко не полный список.

По словам Николая Литюка, сейчас главная задача - расчистить завалы, под которыми, возможно, находятся еще живые люди. В этой работе подразделениям МЧС помогают военные. Для проведения поисково-спасательных работ задействованы 36 судов, 486 спасателей из Москвы, Сочи, Адыгеи, Краснодара.

Налаживается движение поездов на Северо-Кавказской железной дороге. За минувшие сутки из Новороссийска отправлено 10 пассажирских поездов, однако до сих пор на железнодорожном вокзале города находятся более тысячи человек. Для размещения людей выделено несколько пассажирских вагонов. Управление Северо-Кавказской железной дороги предполагает нормализовать график движения поездов не раньше завтрашнего дня.

Как подчеркнула в беседе с корреспондентом `НГ` директор центра общественных связей СКЖД Людмила Рашина, значительный ущерб принесли железнодорожникам не только погодные катаклизмы, но и прорыв дамбы цементного завода. Вал воды обрушился на подпорную стенку, разрушил ее и хлынул на пути. Разлилась и речка Цемесс. Станционные пути Новороссийска оказались под водой, не работали станционные обустройства. Вагоны стояли в воде по самый буксовый узел. С обеих сторон оказался заблокированным Большой тоннель. На 40-50 метров он оказался забит грязью, камнями, сломанными деревьями.

Более 350 человек Новороссийской и Краснодарской дистанций пути, Тимашевской путевой машинной станции, военнослужащих железнодорожных войск круглые сутки работали под проливным дождем. Заделаны промоины грунтом и щебнем вручную в объеме 450 кубометров. В отдельных местах глубина промоин доходила до нескольких метров. Расчищено 380 кубометров завалов пути галькой, грязевыми потоками, поломанными деревьями. Первым, как и предполагалось, отправился поезд # 143 на Москву с детьми. Вслед за ним отправилось еще два поезда, в основном тоже с детьми.

Краснодарский край
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован