30 января 1990
2798

Биография

Мария Андреева (Mariya Andreeva) 4 июля 1868, Санкт-Петербург, Российская империя - 8 декабря 1953, Москва, СССР.
Артистка Художественного театра.

В 1868 году в семье дворянина Федорова-Юрковского родилась дочь. Машенька была прехорошенькой и постоянно привлекала к себе внимание, поэтому строгий глава семейства, желавший воспитать из своих детей "настоящих людей", требовал, чтобы ее одевали в самые некрасивые платья, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на костяные. Но когда Мария выросла, ее красоту спрятать уже было невозможно. По воспоминаниям современников, Андреева была "ослепительно красива"...

...Первая встреча с Горьким состоялась в Севастополе в 1900 году.

Говорят, что именно она стала прообразом булгаковской Маргариты. Вполне возможно, так как Булгаков хорошо знал и Андрееву, и все перипетии её отношений с Горьким.

В 1961 году вышла книга М.Ф. Андреевой "Переписка. Воспоминания. Статьи".

Мария родилась в семье актёров (её отец работал главным режиссёром Александринского театра, мать - актриса).

В 20 лет Мария вышла замуж за страстного театрала - действительного статского советника Андрея Алексеевича Желябужского. Он был старше супруги на 18 лет и занимал пост главного контролера Курской и Нижегородской железных дорог, но помимо этого был членом Общества искусства и литературы, членом правления Российского театрального общества. В 1888 году у супругов родился сын Юрий, в 1894-м - дочь Екатерина.

В Тифлисе, куда переехали супруги в связи с новым назначением Андрея Алексеевича, Мария быстро оказалась в центре артистической жизни. Красавицу-актрису, выступавшую под псевдонимом Андреева, публика боготворила. А Мария умудрялась играть не только в драматических постановках, но и в оперных спектаклях, благо, красивый голос позволял это делать.
Но тифлисский триумф был недолгим, муж добился перевода в Москву, и Мария приступила к покорению театральных подмостков первопрестольной. Судьба свела её с Константином Сергеевичем Станиславским, с которым она какое-то время вместе играла в спектаклях. А когда Станиславский и Немирович-Данченко стали создавать Художественный театр, Мария приняла в этом самое деятельное участие. Перед её обаянием не мог устоять ни один чиновник, а меценаты по первому её слову жертвовали немалые деньги. Попал под её влияние и Савва Морозов, у которого с Андреевой (этот псевдоним она оставила за собой на всю жизнь) вскоре разгорелся бурный роман.

Её считали роковой женщиной. Она обладала несомненным талантом увлекать мужчин, которые всегда ей поклонялись. Ей прочили блестящую театральную жизнь, но она избрала путь профессиональной революционерки. Возможно, первоначально она просто "играла" в революцию, как играла ведущие роли на сцене Художественного театра. Но постепенно новая жизнь, полная романтики и тайн, полностью её захватила, и для театра уже не осталось ни сил, ни времени.

...Первая встреча с Горьким состоялась в Севастополе в 1900 году. Гастроли Художественного проходили в каком-то летнем театре, и вот в антракте спектакля "Гедда Габлер" в тонкие дощатые двери артистической уборной раздался стук. "Голос Чехова: "К вам можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной Горький". Сердце забилось - батюшки! И Чехов, и Горький!.. Встала навстречу. Вошел Антон Павлович - я его давно знала, еще до того, как стала актрисой, - за ним высокая тонкая фигура в летней русской рубашке; волосы длинные, прямые, усы большие и рыжие. Неужели это Горький?.. "Черт знает! Черт знает, как вы великолепно играете", - басит Алексей Максимович и трясет меня из всей силы за руку. А я смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованная, что ему понравилось, и странно мне, что он чертыхается, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные прямые волосы, странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы. Не таким я его себе представляла. И вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, губы сложились в обаятельную детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостно екнуло сердце. Нет! Он именно такой, как надо, чтобы он был, - слава Богу!.." "Наша дружба с ним все больше крепла, нас связывала общность во взглядах, убеждениях, интересах. Мало-помалу я входила во все его начинания, знала многих, стоявших к нему более или менее близко. Он присылал ко мне людей из Нижнего с просьбами устроить их, сделать то или другое... Я страшно гордилась его дружбой, восхищалась им бесконечно..."

В конце 1903 года Андреева стала гражданской женой Горького. Он расстался с Екатериной Павловной Пешковой ((урождённая Волжина; 26 июля 1876(18760726), Сумы, Харьковская губерния, Российская империя - 1965, Москва, СССР) - деятель партии эсеров, правозащитница; первая жена писателя Максима Горького), но не порвал с ней окончательно, а сохранил добрые, дружеские отношения на всю жизнь.

Никто не осудил пролетарского писателя, а вот Андреевой пришлось труднее. Ее критиковали, осуждали, порицали. Потом была поездка вдвоем в Америку. Оттуда летом 1906 года Андреева пишет сестре: "Алеша так много пишет, что я за ним едва поспеваю. Пишу дневник нашего заграничного пребывания, перевожу с французского одну книгу, немного шью, словом, всячески наполняю день, чтобы к вечеру устать и уснуть, и не видеть снов, потому что хороших снов я не вижу..." Помимо французского, она знала немецкий и итальянский, вела всю переписку Горького. Освоила художественный перевод. Заботилась об издании произведений Горького, о выплате гонораров, выполняла все новые и новые поручения партии.
Когда Горький переехал в Сааров (недалеко от Берлина), Мария Федоровна часто приезжала к нему. Вспоминает Нина Берберова: "Она все еще была красива, гордо носила свою рыжую голову, играла кольцами, качала узкой туфелькой... Я никогда не видела в ее лице, никогда не слышала в ее голосе никакой прелести. Вероятно, и без прелести она в свое время была прекрасна. Навещала Горького и Екатерина Павловна - первая его жена и мать его сына..."

В начале 20-х годов в жизни писателя произошли существенные перемены. Место Марии Андреевой заняла другая особа, которая стала незаменимым секретарем и сердечным другом писателя - Мария Игнатьевна Будберг (1892 - 1974) - "железная женщина" (так, кстати, называл ее Горький), о которой Берберова написала книгу. Горький, расставшись с Марией Федоровной, сохранил с ней ровные отношения.
Горький был не единственным мужчиной, очарованным Марией Игнатьевной. Все, кто ее видел, единодушно признавались, что Мура дьявольски обаятельна. Жертвами ее чар становились и Фрейд, и Ницше, и Рильке. А еще Чуковский и Уэллс. Руководители ЧК Петерс и Ягода, И. Сталин.

в 1919 году Корней Чуковский, работавший переводчиком в британском посольстве, познакомил Муру с Алексеем Максимовичем. Очарованный, он взял ее к себе литературным секретарем. Она была и его любовницей - в течение шестнадцати лет, до самой смерти писателя.
Мура подолгу жила с Горьким на его вилле на Капри и чувствовала себя там вполне хозяйкой. Именно Мария Игнатьевна уговорила Алексея Максимовича вернуться на родину. Здесь, в Советском Союзе, он написал "Жизнь Клима Самгина" и посвятил этот роман Муре. И здесь он умер. А злые языки тогда про Муру сказали: "Он ей - "Жизнь", а она ему - смерть".
Горький умер у нее на руках. Ходили слухи, что отраву поднесла Мария Игнатьевна Будберг - Закревская.
Через некоторое время после смерти Горького Будберг поселилась в Англии со своими двумя детьми, жившими до этого в Эстонии и... с другим известным писателем - Гербертом Уэллсом.
Мария Будберг c Г. Уэллсом и М. Горьким. / Мария Будберг на мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения А. М. Горького. ЦДЛ, 1968 г. (фото из собрания А. М. Ушакова).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован