18 октября 2001
5685

Биография. История. Рок-группа `ДИНАМИК` и Владимир Кузьмин

Спорить о принадлежности группы "Динамик" к легендам отечественного рока бессмысленно - достаточно почитать записки современников в лице Артемия Кивовича Троицкого, чтобы убедиться в бесспорном лидерстве "Динамика" в 82-83 годы на рок-н-ролльном поприще СССР. Другое дело, что под названием "Динамик" в разные периоды времени подразумевались разные люди, объединенные, впрочем, вокруг одной персоны, чье имя хорошо известно и в далеко не рок-н-рольных кругах, с которой связано множество самых нелепых историй и слухов, одного из самых одаренных музыкантов отечественной сцены - речь идет, естественно, о Владимире Кузьмине. Однако сам "Динамик" как отдельное явление просуществовал недолго - уже в 1984-м Кузьмин стал "солистом", которому аккомпанировала группа "Динамик", но это был уже совсем другой коллектив. Впрочем, обо всем по порядку.
Родился Владимир Кузьмин в одном из московских роддомов 31 мая 1955 года, откуда был успешно перевезен на Таганку, где и рос некоторое время. Его родители, отец - военный, мать - учительница английского, постоянно переезжали, поэтому Володе выпала трудная юность, скитания по школам и частая смена обстановки. Тем не менее это не помешало ему написать свое первое произведение лет в шесть, а в десять осознать себя будущей звездой и гением. На уроках Володя задумчиво глядел в окно, но учился отлично - выручала феноменальная память. "Я мог прочитать стихотворение и сразу же запомнить его". Учителя воспринимали юный талант нормально, да и разглядеть-то его толком не успевали - только начнут рассматривать, а он уже переехал. Таким образом Кузьмин умудрился закончить школу на пятерки, за исключением обществоведения - предмета, который, как сказали учителя, "на пятерку не знает никто".
Музыкальное образование Владимира Кузьмина безупречно - школа по классу скрипки и фортепиано, а затем заочное отделение днепропетровского муз училища по классу флейты. Тем не менее "мальчику нужна была настоящая профессия" считали родители, и Володя, как хороший ребенок, поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Время в институте, впрочем, не прошло для Володи даром, учившиеся вместе с ним Крис Кельми и будущий известный фотограф Михаил Королев составили Кузьмину неплохую компанию, отсиживающуюся вместо пар в каком-нибудь из подвалов с бутылкой портвейна и гитарами в руках "У нас тогда были клички - Мик, Джеймс и Крис, и одевались мы соответственно - красные вельветовые клеши, платформы, майки с разводами... Волосы на прямой пробор и очень-очень длинные. Долгие разговоры о музыке и прослушивание "настоящих" групп, играющих в стиле арт-рок, джаз-рок..."
Института хватило на два года ровно - в 19 лет Кузьмин решил, что не стоит рисковать жизнью ездящих по метромостам людей, и ударился в веселую кабацко-ресторанную кутерьму Москвы по наводке музыканта Григория Безуглого, позднее вошедшего в состав "Круиза". Именно тогда Кузьмину пришлось научиться играть на саксофоне, поскольку в ресторане был нужен поющий саксофонист. К тому же в 19 лет Кузьмин обнаружил в себе талант писателя (сказалась страсть к Фолкнеру и Достоевскому), и за год сочинил толстенный роман "Добрый и слепой" "Я получал огромное удовольствие от писательства. Была пластиночка такая - клавирные произведения Баха, я ее ставил и сочинял под нее, - рассказывает Кузьмин, - Моим знакомым роман понравился. Когда я читал его вслух (за одну ночь), то люди не засыпали, им было интересно." Впрочем, роман так и остался лежать неопубликованным до сих пор - по мнению Кузьмина, над ним нужно было работать и работать, а времени уже не хватало.



Карьера музыканта, в отличии от писательской, Кузьмину удавалась больше - в 1977 году его взяли в ансамбль "Надежда". "Мне нравился подход к делу, да и музыканты там были собраны профессиональные, - вспоминает Кузьмин. - Там я проработал около года - это была такая система ВИА, где пели и играли все, а кто будет выпендриваться его тут же и заменяют на другого..." В "Надежде" Кузьмин играл на гитаре и флейте, постоянно мотался на гастроли и смог почувствовать себя профессионалом. Немного позднее он был приглашен в ансамбль "Мелодия" под управлением Г. Гараняна ("мне было всего 23 года, а я стоял на одной сцене с лучшими джазменами Советского Союза, и мне казалось это верхом мечтаний"), а после - в "Самоцветы", которыми руководил Владимир Пресняков-старший. С Пресняковым Кузьмин с удовольствием общался о "продвинутой музыке" - Махавишну оркестре, Weather Report, Manfred Man, Led Zeppelin. "В "Самоцветах" тоже был очень неплохой уровень, - говорит Кузьмин, - хотя то, что происходило на сцене, сильно отличалось от того, что мы слушали "в номерах". Я тогда уже понял, что так долго не может продолжаться, потому что никогда не мог делать того, что мне говорят, у меня было много своих идей".
В 1979 году в жизни Владимира Кузьмина возник Александр Барыкин. Барыкин играл тогда в "Веселых ребятах", а Кузьмин выступал вместе с "Самоцветами" в одном концерте с "ребятами" в каком-то Дворце спорта. У Барыкина была куча энергии, у Кузьмина - песни на русском. "Саша сделал огромное дело - он заставил нас поверить в то, что мы можем играть свою музыку и ни от кого не зависеть." Так появился ансамбль "Карнавал".
У "Карнавала", как любого нормального московского коллектива, было две жизни. В одной он оттягивался по ресторанам и дискотекам с репертуаром, состоящим из песен Джорджа Бенсона и Адриано Челентано, параллельно "Карнавал" играл в студенческих Домах культуры, исполняя свои произведения, многие из которых позднее вошли в репертуар "Динамика": "Делай физзарядку". "Мама"... "Мы были очень модными и у нас была самая лучшая аппаратура", - вспоминает Кузьмин. Тогда уже они начали работать от филармонии и даже умудрились выпустить настоящую виниловую пластинку "Карнавала", на которой впервые в истории отечественной официальной эстрады стояла надпись "рок-группа".
В то же время на задворках московской жизни появились ростки питерского рока - в Москву стал приезжать Майк Науменко, песни которого поразили Кузьмина до глубины души. "Я считаю Майка единственным настоящим питерским рокером, - говорит Кузьмин. - Мне, правда, так и не удалось сходить на его концерт, хотя я посещал довольно много сейшенов - "Машины Времени", "Круиза", "Воскресения", - но мы встречались с ним пару раз, и я постоянно слушал его записи, которые люблю до сих пор. Остальные группы мне не нравились".
Постепенно выяснилось, что в "Карнавале" стало слишком тесно для двух лидеров, каковыми являлись Кузьмин и Барыкин. Каждый тянул одеяло на себя и обижался, если у другого оказывался кусок чуточку побольше. Поводом для разлада, естественно, стал случай: во время гастролей в Киеве весной 1982 года "Карнавала" и "Красных маков" Кузьмин вместе со своими новыми друзьями клавишником Юрием Чернавским, басистом Сергеем Рыжовым и барабанщиком Юрием Китаевым, которые выступали одновременно в составе "Красных маков" и по совместительству подыгрывали "Карнавалу" стали распевать песни "Битлз" в автобусе, что очень не поправил кому-то из руководства. Разобидевшись в пух и прах, друзья недолго думая, сообщили в филармонии о своем уходе из обоих коллективов и о новом проекте, в репертуаре которого, естественно, стояли песни Владимира Кузьмина.
Немаловажную роль в сем историческом по своей значимости событии сыграл тогдашний директор "Карнавала" Владимир Ногинский. Владимир очень тепло относился к творчеству Кузьмина и сразу же сообщил, что у него есть возможность предоставить ребятам базу на Юго-Западе и зарегистрироваться в Ташкентском цирке на сцене, от которого и можно будет смело двигаться дальше. Почему именно в Ташкентском и как это совмещалось с работой в Москве, музыканты себе плохо представляли, тем не менее это был действительно шанс и какой-то выход.
Произведя все вышеупомянутые операции, новоявленная компания, не меняя особенно стиля жизни и даже названия, двинулась на штурм городов. В виде "Карнавала" она просуществовала довольно долго, месяца два, пока не выяснила, что где-то ездит еще один "Карнавал", только с Барыкиным. Кузьмина это удивило - название принадлежало ему, и он не думал, что Барыкин будет использовать его дальше. Тем не менее вопрос встал ребром, и было решено поменять название группы на "Динамик".
"В принципе, сначала был "Динамик-5", - рассказывает Юрий Китаев, - так хотел Чернавский. Вроде бы нас пятеро, включая директора. А потом пятерка сама собой отвалилась, и остался просто "Динамик".
Кузьмин был самым молодым из всего коллектива. Чернавский, настоящий профессионал с консерваторским образованием, до этого играл в оркестре Утесова, работал с Муслимом Магомаевым и очень любил повторять, что "не имя делает человека, а человек делает имя". Юрий Китаев и Сергей Рыжов, у каждого из которых так же было профессиональное музыкальное образование, успели поездить вместе со Львом Лещенко и Ксенией Георгиади, Аркадием Хораловым и Сарханом Сархановым и составляли, по словам Артемия Троицкого, "лучшую в стране ритм-секцию". Однако Кузьмин не только отлично владел гитарой, скрипкой, саксофоном и флейтой, но и писал хорошие песни на русском языке, навеянные произведениями Beatles, Led Zeppelin и Rolling Stones. Это было то, что надо. И музыканты принялись за дело.
Легендарное событие произошло в начале лета 1982 года на одной из полуподпольных студий. За несколько дней музыканты записали шестнадцать песен с помощью режиссеров Юрия Фомина и Алексея Ревина. Стихи и музыка всех позиций принадлежали перу Владимира Кузьмина, Чернавский вместе с Кузьминым работали над аранжировками, партию клавишных, саксофона и флейты также исполнял Чернавский, Кузьмин взял на себя гитару, скрипку, губную гармошку и, конечно же, вокал. Музыканты отлично понимали друг друга, и все прошло без проблем. Альбом был закончен и отправлен на тиражирование.
Того, что случилось через несколько месяцев после выхода альбома, сам Владимир Кузьмин до сих пор толком не может объяснить. Каким-то образом записи стали распространяться с фантастической быстротой, "Динамик" начал собирать полные стадионы и огромные залы.
Однако ездить на гастроли для этого состава оказалось делом гораздо более сложным, чем заниматься творчеством в студии. Уже осенью "Динамик" покинул Юрий Чернавский, которого заменили на клавишника Александра Кузьмина, а партию саксофона и флейты стал исполнять Владимир. Это обстоятельство никак не отразилось на количестве покупаемых билетов на концерты "Динамика" и даже на качестве концертов - знаменитый Кировский концерт, записанный на профессиональном магнитофоне и позднее растиражированный огромными количествами, игрался в декабре 1982 уже вместе с Кузьминым-младшим и имел колоссальный успех. Еще бы - людям нужно было не столько качество, сколько шоу, которое они получали на сцене, а Саша Кузьмин как нельзя более в него вписывался. Высоченный красавец, только что вернувшийся из армии, Кузьмин-младший смотрелся отлично, Кузьмин-старший был тоже неплох, а к тому же талантлив, и этот семейный тандем прекрасно сочетался с профессионалами на басу и ударных.
Вот, собственно, чем и взял "Динамик" своего зрителя - непосредственностью и шоу. Впервые после многих лет совершенно официальных ВИА, в которых абсолютно все исполнители казались на одно лицо и были одеты в одинаковые костюмы, зритель смог увидеть и, что еще более важно, -УСЛЫШАТЬ! - такое, от чего можно было и смеяться, и плакать одновременно. Кузьмин без устали носился по сцене, заводил зал рок-н-роллами, смешил забавными текстами и даже переодевался! На сцене каждый был личностью - и это впечатляло.
Весной 83-го из коллектива ушли Рыжов и Китаев. На их место взяли малоизвестных музыкантов Юрия Рогожина и Геннадия Рябцева. Тем не менее весь 1983 год прошел под знаком "Динамика" - в хит-парадах "Московского комсомольца" эта группа уже стояла на первом месте, оставив позади себя известнейшую "Машину Времени" и "заумный" "Аквариум", и была названа "самой многообещающей группой в рок-н-ролле". Записи стремительно разлетались, появлялись новые, которые улетали не менее стремительно, - в 1983 году был записан магнитоальбом "Возьми с собой", включавший в себя хитовые композиции "Голос", "В поисках света", ироничную "Кикимору"... Этот альбом стал намного популярнее первого, а слава "Динамика" все росла и росла.
В 1984 году Кузьмин объявил себя солистом. На то были свои причины - Министерство культуры создало комиссию, которая должна была прослушивать молодые группы. Ничего хорошего рокерам это не обещало, особенно для "Динамика" ("Карнавал" дважды прослушивание не прошел и просто распался), а на солистов постановление не распространялось. "Динамик" стал аккомпанирующим составом "без названия", хотя песни на концертах исполнялись те же и, в сущности, мало что поменялось. В 1984 году Кузьмин с группой дали подряд 26 аншлаговых (!) концертов в ленинградском СКК на 12 тысяч человек. Это казалось невероятным.
Но вскоре в творческой жизни Владимира Кузьмина произошли значительные изменения. "Был такой период, - говорит Владимир, - как раз в году 85-м, когда мне просто надоел рок-н-ролл, надоело писать ироничные песни и захотелось романтики. А существовало такое незримое правило в рок-н-ролле: если ты пишешь о любви - значит, эстрадник. Но я считал, что это не так, и придумал песню "Моя любовь", стал играть на концертах. Ее отлично принимали, и мне это понравилось".
В 1985 году Кузьмин познакомился с Аллой Пугачевой и был принят на работу в группу "Рецитал". Открывалось новое пространство для творчества - во-первых, музыкант мог спокойно записывать свои произведения на студии известной певицы, во-вторых, Пугачевой неожиданно пришлись по душе его композиции. Вплоть до 1988 года Кузьмин плотно сотрудничал с Пугачевой - за это время он записал на ее студии четыре альбома ("Моя любовь", "Пока не пришел понедельник", "Ромео и Джульетта", "Смотри на меня сегодня"), а также сочинил для певицы целый ряд песен, ставших одними из самых лучших в репертуаре Аллы Борисовны - "Золотая карусель", "Надо же", "Парень с гитарой", "Когда меня ты позовешь"... В это время Кузьмин очень много гастролировал и приобрел поистине всенародную известность - на концертах его заваливали цветами девушки всех возрастов, понятия не имевшие, что такое Led Zeppelin, но видевшие в Кузьмине настоящего героя-любовника. Отныне все его песни были о Любви.
Рядом с Кузьминым снова появился "Динамик". Возродив старое название, Кузьмин, тем не менее, набрал в группу новый состав. На этот раз в "Динамик" входили профессиональные и очень артистичные музыканты: басист Валентин Лезов, гитарист Александр Горячев, ударник Александр Бах и переманенный Кузьминым саксофонист "Браво" Александр Степаненко. "После того, как Степаненко ушел в "Динамик", Жанна (Агузарова - Е.К.) написала на стене: "Смерть Кузьмину!", - рассказывает Владимир. Предсказание не сбылось: с этим составом Кузьмин объездил весь Советский Союз, и везде было шоу, веселые и грустные песни, рок-н-роллы, Степаненко, летающий под потолком, Кузьмин, носящийся по залу, совместное проделывание физзарядки под песню с одноименным названием, и горы цветов.
В 1988 году Кузьмин решил работать самостоятельно и ушел из-под опеки Аллы Борисовны. К тому же у него завязались неплохие контакты с Америкой, и Кузьмин вместе с "Динамиком" стал долгое время проводить на Западе. Некоторые из его музыкантов в Россию уже не вернулись - на их место пришли новые, а потом еще новые... В 1993 году Кузьмин набирает очередной состав "Динамика": на басу Сергей Тяжин, на барабанах Андрей Шатуновский, на гитаре Александр Горячев, на саксофоне Александр Степаненко; становится продюсером и переиздает свои старые пластинки уже на компакт-дисках. В 1995 году Кузьмин и "Динамик" записывают альбом "Небесное притяжение", удачно выпущенный студией "Союз" и проданный огромными тиражами, а примерно через год - альбом "Семь морей". Степаненко в 1995 году покидает "Динамик" и снова возвращается в "Браво", и с тех самых пор все партии саксофона Кузьмин исполняет на концертах сам.
"Динамик" жив и сегодня: это клавишник Андрей Гуляев, барабанщик Алексей Маслов, басист Сергей Тяжин. Владимир Кузьмин по-прежнему полон идей, записывает новые песни, ездит на гастроли и выпускает пластинки. Юрий Чернавский улетел в Америку, где и трудится успешно до сих пор на ниве семьи Джексонов; неразлучные Сергей Рыжов и Юрий Китаев, поработавшие после "Динамика" вместе с Чернавским в "Банановых островах", затем ушли в оркестр театра Ленком, где играли для спектаклей "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", а после вошли в состав "СВ"... Те же записи "Динамика", которые вы услышите на этом диске, остались как память, вечное и неизменное, как слепок с той эпохи, когда только появлялся рок-н-ролл, вытесняя со сцены фальшивые ВИА с напомаженными текстами. Поехали.

Из буклета к сборнику "Динамик" в серии "Легенды русского рока"
Автор - Елена Клепикова

издательство "Мороз Рекордс" (CD), 2001 год

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован