10 ноября 2009
6309

Битва за подзаконные акты

Депутатов региональных заксобраний не устраивает низкая работоспособность федеральной исполнительной власти

Заксобрание Вологодской области предложило записать за регионами новое полномочие. Местные парламентарии отстаивают право субъектов РФ самостоятельно развивать принятые федеральные законы. И дело не в сепаратизме, а в неэффективной работе правительства по принятию подзаконных актов. Как уже писала "НГ" 3 ноября с.г., Центр часто нарушает сроки их появления на свет, а регионам приходится потом отвечать за неисполнение законов.

Парламент Вологодской области направил в Госдуму предложения о корректировке базового для региональных властей закона об общих принципах организации госвласти субъектов РФ. Областное Заксобрание отметило, что правительство плохо выполняет свои обязанности по выпуску подзаконных актов к принятым федеральным законам совместного ведения. То есть предполагающих, что ответственность за их исполнение частично ложится и на региональную власть. Поэтому вологодцы считают, что субъектам РФ надо дать дополнительное полномочие - позволить самим выпускать такие подзаконные акты. Не дожидаясь, пока в федеральном Центре провернется неповоротливая бюрократическая машина. Парламентарии отмечают, что раньше так все и делалось. Но с недавних пор суды стали отменять региональные подзаконные акты, ссылаясь на то, что таких полномочий у субъектов Федерации нет.

Главный аргумент авторов идеи: "Вследствие бездействия органов власти субъекта РФ нарушаются права граждан и юридических лиц". Заметим, кстати, что согласно критериям оценки эффективности деятельности региональных властей исполнение федеральных законов является одним из основных. То есть в принципе губернатору можно поставить в вину то, что законы в его регионе не действуют.

Претензии к правительству выглядят обоснованными. Недавно выяснилось, что множество подзаконных актов к бюджету на 2009-й так и не принято. Результат: деньги есть, но те, кому они назначены, получить их не могут. Потому что нет документа, устанавливающего правила их выдачи. Теоретически к каждому законопроекту прилагается специальная бумага с перечнем нормативных актов, которые должны быть изменены. Однако в последнее время к этому документу относятся формально. Гораздо большее распространение получила другая практика: Дума принимает законы с большим количеством отсылочных норм - к последующим решениям правительства или одного из ведомств. У которых до подзаконных актов руки не доходят.

Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский посетовал на "самую распространенную в нашей стране практику": "Как можно громче заявить о хорошем деле, а потом для его реализации не делать ничего". Депутат напомнил, что правительственное равнодушие к исполнению законов, кажется, ничто не способно пробить. Например, недавно в регламент ГД была внесена норма: законы социальной направленности не могут быть приняты в третьем чтении до тех пор, пока кабинет министров не представит проекты подзаконных актов. Однако, заметил Решульский, с тех пор Дума приняла уже несколько законов такого рода. И ни разу "эта категорическая регламентная норма, о которой так грозно говорили единороссы, применена не была". Решульский поддержал вологодское Заксобрание, даже несмотря на то, что большинство там - единороссы.

Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) регионам предлагает обращаться с судебными исками к правительству или его отдельным ведомствам. Правда, заметил он, "всем известно, какие у нас суды и кто у нас возглавляет правительство, а это значит, что данный путь, в общем-то, перспективы не имеет". Интересно, что судебный путь решения застарелой проблемы предлагает регионам и первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец. Он против вологодской инициативы прежде всего потому, что она "разрушает целостность Федерации". А еще он напомнил, что есть такая партия - "Единая Россия": "Вологодский губернатор Вячеслав Позгалев вообще-то член высшего совета партии - вот на предстоящем съезде он может подойти к Владимиру Путину и решить все проблемы". Зампред фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков заметил на это, что в этом как раз и есть суть российской власти - в том, чтобы подойти и индивидуально договориться. А действовать, уверен он, надо более радикально: "Если какое-то ведомство со своими обязанностями не справляется - значит, надо менять его руководителя".

10.11.2009
Иван Родин
www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован