07 октября 2004
87

Битвы при АЗС Санкт-Петербурга

Вот уже месяц не утихают страсти вокруг решения Валентины Матвиенко целевым назначением передать `ЛУКойлу` 60 пятен под АЗС в Питере в обмен на 100 миллионов долларов инвестиций. Многие городские топливные операторы считают это администрированием рынка, нарушением принципа честной конкуренции. Но не все.

Лукавая арифметика

Больше всех возмущается председатель некоммерческого партнерства `Нефтяной клуб Санкт-Петербурга` Олег Ашихмин. Он крайне недоволен экспансией `ЛУКойла` и тем, что ему переданы 8 участков под бензоколонки, которые подготовили для себя городские операторы.

Трудно не согласиться с господином Ашихминым, достойна похвалы его критика топливной политики Смольного - редко кто из коммерсантов решается на такие смелые действия. Администрация отбивается: в городе, мол, можно построить еще 250 АЗС, империя Вагита Алекперова претендует только на четверть от их числа, а на открытые торги для других компаний в июне 2004 года поступят 25 лотов.

Сто миллионов долларов за 60 мест - это здорово, но поражает только итоговая цифра. Одна заправка обойдется `ЛУКойлу` в среднем в 330 тысяч долларов, а некоторые операторы уже платят за пятно под АЗС в хороших местах по 500 - 600 тысяч. Казалось бы - выстави город эти 60 пятен на открытые торги, и бюджет получит больше 100 миллионов долларов. Но это - лукавая арифметика. Не выстроятся в очередь региональные операторы.

Не нужны Питеру 200 -250 новых заправок, на которые ссылаются чиновники. Сейчас в мегаполисе качают топливо 260 стационарных комплексов, и очередь на них появляется только во время бензиновых кризисов. Уже, тьфу-тьфу, забытых - последний случился в апреле - мае 2002 года.

Еще пять лет назад менеджеры ведущих фирм, торгующих топливом, отмечали, что Питеру с его транспортным потоком хватит 350 станций. Остались они при своем мнении и сегодня. Самые привлекательные участки давно разобраны, перспективными выглядят разве что места на будущей КАД.

Ставить бензоколонку только ради того, чтобы поставить, - это нонсенс: современный комплекс обходится в миллион и более долларов. Словом, коммерческий интерес пока вызывают 80 - 90 новых участков, две трети из которых хочет освоить `ЛУКойл`.

Это мы уже проходили

Не факт, что региональное подразделение империи господина Алекперова сможет реализовать амбициозные планы развития в Питере розничной сети. Денег, конечно, хватит, но вот энтузиазма...

Помню, как осенью 1997 года Вагит Юсуфович открывал на Пулковском шоссе первую фирменную станцию компании в нашем городе. На разрезании ленточки нефтяной олигарх пообещал к 2000 году настроить аж 25 современных комплексов, а Владимир Яковлев в свою очередь пообещал выделить под них места целевым назначением.

Сделка почему-то не состоялась, и к указанному сроку гигант построил только 4 новые станции. Правда, сегодня под знаменами `ЛУКойла` работают около трех десятков АЗС, но большинство бензоколонок куплены у аутсайдеров топливного рынка.

И все-таки региональные операторы побаиваются экспансии `ЛУКойла`, и в первую очередь - Петербургская топливная компания. С момента своего образования в 1995 году ПТК стала фаворитом Смольного, на ее баланс за символические деньги город передал более 100 автозаправок почившей в бозе в те годы компании `Нефто-Комби`.

Долгие годы гегемонии (35 процентов рынка) усыпили бдительность менеджеров ПТК. Пока конкуренты из `Фаэтона`, Neste, `Балт-Трейда` выбивали у власти пятна и строили за большие деньги новые комплексы, `Петербургская топливная` неспешно и без особых затрат реконструировала наследство `Нефто-Комби`. Спохватились в ПТК поздно - когда новая администрация не захотела иметь с компанией `особых отношений`.

Нынешняя активность `Нефтяного клуба` - это глас отчаяния именно ПТК, так как почти все ее конкуренты считают клуб карманной структурой этой компании. Если `ЛУКойл` все-таки осуществит задуманное, по количеству станций он догонит и перегонит ПТК, `съест` лидерство регионального оператора за счет более мощных ресурсов.

Хочешь быть богатым - имей дело с богатыми

В топливном Питере делают погоду 4 региональных оператора - ПТК, `Фаэтон`, Neste St. Petersburg и `Балт-Трейд` и две компании российского масштаба - `Славнефть` и `ЛУКойл`. Смольный дал понять, что будет поддерживать именно нефтяных монстров.

`Хочешь быть богатым - имей дело с богатыми, - философски заметил начальник коммерческо-операционного управления холдинговой компании `Фаэтон` Михаил Снопок. - Губернатор поставила своей целью наполнение бюджета, и в свете этой концепции она действует логично: в город пошли нефтяные акцизы, теперь вот на слуху выгодное соглашение с `ЛУКойлом`. Но. Если в новых правилах игры на рынке появилось целевое назначение, это не должно быть прерогативой только `ЛУКойла`. Мы, например, тоже вправе претендовать на ряд участков: `Фаэтон` - социально ответственная компания, лауреат премии `Золотой пеликан` за активную благотворительную деятельность`.

Признаться, не ожидал я от господина Снопока такой тирады. Именно `Фаэтон`, генеральным директором топливного подразделения которого был Михаил Снопок, в 1999 - 2000 годах боролся с вмешательством администрации в этот бизнес.

В Питере тех лет наблюдался дефицит нефтепродуктов. Чиновники заключили от имени города договор с `Сургутнефтегазом` о гарантированных поставках топлива и передали весь ресурс одной компании - ПТК. `Фаэтон` тогда через ТУ МАП заставил Смольный отказаться от протекционизма.

`Михаил Иванович, куда делся боевой дух?` - напомнил я былое менеджеру.

`Ситуация 2000 года и нынешняя принципиально разнятся, - ответил господин Снопок. - Смольный сегодня предлагает правила, одинаковые, надеюсь, для всех участников топливного рынка, - целевое выделение земли и открытые торги по пятнам под АЗС. Не все в этих правилах устраивает коммерсантов, но чиновники стремятся к пополнению бюджета. А 4 года назад вице-губернатор Юрий Антонов лоббировал интересы конкретной компании, в которой сейчас и работает. Бюджет от активности Юрия Васильевича ничего не выиграл`.

`Фаэтон` считает, что экспансия в город нефтяных компаний, имеющих собственные скважины, к переделу рынка уже не приведет. `Всех, кого можно было `съесть`, уже `съели`, а с сильными выгоднее договариваться`, - уверен Михаил Снопок.

Тем не менее с 2002 года `Фаэтон` начал диверсифицировать свою деятельность. Несколько лет назад торговля нефтепродуктами обеспечивала 100 процентов оборота холдинговой компании, сейчас эта цифра снизилась до 40 процентов.

`Фаэтон` купил три совхоза (в Волосовском и Гатчинском районах) с поголовьем скота 4 тысячи 500 голов, имеет в структуре 6 предприятий торфоразработки, открывает сеть фирменных магазинов `Фунтик`.

`Наша сеть займет нишу `магазина у дома`, - комментирует Михаил Снопок. - Концепция сети - уютный, чистый магазин с привлекательным набором продуктов, часть которых поставляется из собственных хозяйств. Пять `Фунтиков` уже открыты, а летом под этим брэндом будут работать свыше тридцати`.

По состоянию на 25 мая 2004 года в Петербурге работают 266 АЗС общего пользования. Ведущие фирмы - владельцы сетей:

1. Петербургская топливная компания - 68 комплексов;

2. `Фаэтон` - 34;

3. `ЛУКойл - Северо-Западнефтепродукт` - 29;

4. Neste St. Petersburg - 28;

5. `Славнефть` - 26;

6. `Балт-Трейд` - 20.

По данным коммерческой информационной службы `Купол`



Вечерний Петербург, 31.05.2004http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован