31 января 2007
107

Бизнесменов поставят на учет


Российские социологи решили адаптировать опыт Мичиганского университета для оценки развития малого и среднего бизнеса в России


ROMIR Monitoring совместно с банкирами из НБ "Траст" начинает расчет индекса, отражающего развитие малого и среднего бизнеса в России. Аналитики замечают, что новый индекс затрагивает наиболее болезненные вопросы для предпринимателей, связанные с инвестиционной активностью, доступом к кредитованию и взаимодействием с органами власти.

Во вторник национальный банк "Траст" и агентство ROMIR Monitoring запустили совместный проект, в рамках которого будет рассчитываться индекс состояния малого и среднего предпринимательства.

"Мы первыми в России будем оценивать состояние малого и среднего бизнеса", - сообщила управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса НБ "Траст" Надия Черкасова. По ее словам, четких индексов, описывающих состояние малого и среднего бизнеса, в России сейчас нет.


В качестве ориентиров эксперты используют показатели доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП, а также доли активного населения, занятого в этом секторе. Сейчас доля МСБ в ВВП России составляет 18%. В развитых странах показатель превышает 50%, в странах Евросоюза составляет 65%. Доля экономически активного населения в России недавно достигла 22%, в то время как в США этот показатель равен 54%, в Японии - 65%.

По словам гендиректора ROMIR Monitoring Андрея Милехина, методика составления запускаемого "ТРАСТ Индекса МСБ" была разработана агентством на основе подхода Мичиганского университета с адаптацией к российским особенностям. В качестве экспертов в расчете индекса участвуют представители банковских структур, научных сообществ, общественных организаций, государственных органов, а также иностранные специалисты.

Андрей Милехин поясняет, что основная цель проекта - получить "социологическую оценку состояния МСБ в России в дополнение к государственным статистическим показателям". Проект, по его словам, позволит описать "состояние бизнеса, его ощущения, настроения и ожидания".

Также господин Милехин подчеркнул, что информация, которую будет предоставлять индекс, позволит предпринимателям решать проблемы с лоббированием своих интересов. Авторы проекта надеются, что интерес к исследованию проявят не только представители малого и среднего бизнеса, но и регулирующие органы.

Для отнесения субъекта исследования к микро-, малому или среднему бизнесу социологи определяли количественные и качественные показатели, в том числе годовой оборот предприятий, численность сотрудников и отраслевую принадлежность. Структура нового индекса предполагает оценку текущего развития компании и рынка в целом, а также оценку ожиданий, связанных с инвестициями, взаимоотношениями с органами власти и перспективами кредитования.

Ежемесячно эксперты будут опрашивать 1 тыс. предпринимателей, представляющих различные регионы и занятых в различных сферах бизнеса. Планируется, что опрос будет производиться среди акционеров компаний или лиц, отвечающих за ведение бизнеса. В каждой волне исследования будут участвовать новые респонденты. Социологи обещают, что выборка будет случайной. За основу регионального деления берется федеральный округ.

Индекс будет рассчитываться ежемесячно и будет публиковаться в свободном доступе на сайте НБ "Траст". "В развитых странах подобные исследования проводятся реже, но мы сейчас хотим выявить существующие тенденции", - сообщила госпожа Черкасова газете ВЗГЛЯД. "Первая выборка будет проведена в феврале, результаты будут опубликованы уже в первые недели марта", - заключила топ-менеджер.


Руководитель центра "Экспертиза" общественной организации "Опора России" Дина Крылова рассказала, что "Опора" уже на протяжении двух лет проводила собственное исследование, касающееся факторов развития малого предпринимательства в регионах. "Нами был разработан свой индекс "Опоры", однако наше исследование не является исчерпывающим, - отметила специалист. - Мы рады, что другие организации дополнят картину состояния МСБ своими исследованиями". "Важно, что к проблемам малого предпринимательства стали подходить все более серьезно", - заключила госпожа Крылова.


Ольга Беленькая из "Финама" замечает, что отслеживать информацию о состоянии малого и среднего бизнеса и об ожиданиях его участников было бы интересно. По словам аналитика, индекс затрагивает одни из наиболее болезненных для предпринимателей моментов, связанных с инвестиционной активностью, доступом к кредитованию и взаимодействием с органами власти.

"В целом проект должен быть интересен, однако основной вопрос здесь в методике исследования - насколько репрезентативна будет выборка анкетируемых и насколько корректно будут сформулированы вопросы", - заключает эксперт.
Наталья Жогова

http://www.vz.ru/2007/1/31/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован