Эксклюзив
20 февраля 2013
4626

Блоггинг как форма связей с общественностью в политике

В статье анализируется блоггинг как явление в общественной и политической коммуникации, как новая форма связей с общественностью в политике. Рассматриваются функции блоггинга, политические риски его использования. Делается вывод о том, что блоги политиков, государственных чиновников, авторитетных сетевых деятелей, общественных и молодежных движений оказывают значимое влияние на формирование политической повестки дня, а собственно политический блоггинг способен инициировать и контролировать политический диалог в обществе. Блоги начинают играть всe большую роль в самоорганизации граждан и формировании гражданского общества в России.

Появление и стремительное развитие Интернета привели к тому, что традиционные формы деятельности по связям с общественностью в политике дополняются новыми, основанными на сетевых технологиях. В частности, благодаря развитию технологий Интернета возникают совершенно новые явления, бросающие вызов всей медиасистеме и серьезно влияющие на траекторию ее развития. К таковым можно отнести появление блогосферы.
Свободная онлайновая энциклопедия "Википедия" определяет блог так: "Блог (англ. blog, от web log, "сетевой журнал или дневник событий") - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой"[1].
Википедия, как и сами блоги, основывается на концепции Web 2.0, ставшей технологическим результатом саморазвития Всемирной сети Интернет. Концепция Web 2.0 - понятие неоднозначное, не имеющее четких границ. Ее принципиальной особенностью является усиление web-технологии за счет так называемого "коллективного разума" - возможности получателя информации быть также ее производителем, участвовать в создании медиа. Наиболее широко используемой возможностью Web 2.0 и стали блоги - сайты, построенные по принципу хронологических дневников с простыми и удобными средствами администрирования, не требующие специальных знаний, доступные всем и позволяющие оставлять комментарии. Блоги способствуют созданию свободных сообществ блоггеров. Объединенные общими интересами авторы вступают в ряды соответствующих сообществ и свободно общаются на заданные темы. Блоггинг - это процесс создания и ведения блога, технология блогов, деловые коммуникации. Но это только одна сторона этого понятия.
Блоггинг - это явление в общественной и политической коммуникации. Это необычайно гибкая сетевая структура, помогающая миллионам пользователей Интернета сотрудничать, взаимодействовать, обмениваться идеями и продвигать их, координировать свои действия как в сети, так и вне ее. Термин "блоггинг " возник как отражение этого нового качества коммуникационной среды. Блоггинг может использоваться как инструмент прямого и непрямого (скрытого) продвижения объекта, как персональный проект Интернета, новый вид коммуникации в сети. Непосредственным продвижением, т.е. созданием благоприятного информационного поля, публикацией позитивных отзывов об объекте продвижения, занимаются сами блоггеры и их "фрэнды".
Блоги являются носителями самой актуальной информации. Для блогосферы очень характерно распространение информации через "лидеров мнений". Сегодня тысячу самых популярных русскоязычных блогов читает более 200 тысяч других блогеров. Таким образом, тема, о которой напишут в первой тысяче блогов, имеет шанс быть растиражированной в блогах их читателей и, следовательно, достичь 80% пользователей блог-хостингов [2].
Давая импульс мощной коммуникативной динамике, с которой не сможет сравниться классический PR, предоставляя неформальный способ выражения мнений, которые могут быть анонимными и непроверяемыми, блоггинг вносит изменения в современный коммуникационный процесс. Блоггер может коммуницировать больше и свободнее, чем журналист, чиновник или политик. Блоггинг является свободным выбором каждого, т.e. совсем необязательной деятельностью, однако сегодня уже появляются специалисты, для которых мониторинг блогов и оперативное участие в обсуждении, а иногда и профессиональное вмешательство составляют вид деятельности: анализируя мнения в блогах они пытаются с помощью этого знания изменить дальнейшее развитие событий [3]. Радикальные изменения в коммуникациях привели к изменениям в связях с общественностью: теперь можно достигать целевые группы на более узком базисе их интересов, чем раньше.
Блогосфера развивается стихийно. Отсутствие цензуры и самоцензуры, отсутствие каких-либо принципов, правил, субординации делают блогосферу мощной силой, способной конкурировать с традиционными СМИ, в которых иерархичность (читатель-журналист-редактор), зависимость от государственных или бизнес институтов, сложное устройство, внутренняя структура, прописанные кодексы законов становятся препятствием для дальнейшего развития.
Специфичность российской блогосферы состоит в том, что она существует как коммуникационная среда экспертного сообщества Рунета. К примеру, основным ядром русскоязычного ресурса блогосферы - Живого Журнала (www.livejournal.ru) - являются политики, писатели, художники, журналисты, фотографы и многие другие лидеры мнения.
СМИ традиционно считаются каналом для формирования и выражения общественного мнения. Появление блогов дало возможность миллионам людей иметь собственное СМИ, причем без каких-либо регламентирующих рамок. В блоге можно писать как угодно, когда угодно. И делать это может каждый, кто завел свой блог. Это новое глобальное явление, когда каждый человек, по сути, является журналистом и может рассказывать новости всему миру с помощью Интернет [4]. Автор концепции гражданской журналистики, директор Института общественных медиа университета Беркли Д. Гиллмор, назвал это явление "мы - медиа". Теряется разница между журналистикой и PR. Так, по мнению Д. Гилмора корпоративные блоги крупных компаний не относятся ни к PR, ни к журналистике. Формирование общественного мнения начинается от конкретного блогера и далее развивается по экспоненте. Главная проблема современных СМИ в том, что печатные газеты, а не их электронные версии теряют своих читателей и рекламодателей [5].
Блоггинг становится мощным интерактивным средством, составляющим конкуренцию как традиционным средствам массовой информации, так и онлайновым. Он позволяет осуществлять эффективный контроль над любыми СМИ. Блоги выполняют роль персонального СМИ, обладающего интерактивными инструментами, средствами прямого диалога, способного расширить политическое участие граждан. В отличие от сетевых СМИ, цель которых - дать максимально объективно информацию, а оценку предоставить читателям, в блогах происходит обратное - присутствует оценка события, мнение. Цель блога - не просто предоставить информацию, но дать оценку информации, обсудить ее. Блоги часто становятся единственным источником информации в тех странах, в которых цензура довлеет над традиционными СМИ.
В России блоги также можно рассматривать как оппозиционную СМИ систему. Российский Интернет в целом настроен либерально, но нельзя отрицать факт особого влияния блогосферы на формирование общественного мнения. Имеются многочисленные примеры, когда сообщения в блогах становились следствием серьезных процессов, происходящих в обществе, или следствием возникшего резонанса по актуальной проблеме. В качестве примера можно привести недавние беспорядки на Манежной площади в Москве, которые отражались в блогах и социальных сетях и способствовали росту участия молодежи в акции.
Блоги - серьезный инструмент для развития связей с общественностью. Вместе с тем, блогосфера не может гарантировать качество информации, достоверность фактов, которые дают традиционные СМИ. Блоги - это новая платформа для коммуникации и диалога, для создания собственных PR-проектов в Сети, "умного" СМИ. Блоги на сегодняшний день являются передовой формой политической коммуникации в Интернете, они лидируют среди Интернет-опосредованных политических технологий.
Одной из составляющих современных Интернет-опосредованных политических коммуникаций являются коммуникации политических лидеров и высших государственных чиновников с гражданами - интернет-пользователями, а точнее посетителями блогов упомянутых высокопоставленных государственных лиц.
Речь идет о блоггинге в органах государственной власти и местного самоуправления - ведение блогов чиновниками и политическими деятелями на официальных сайтах органов государственной власти или на общедоступных платформах, как например, уже упоминавшийся Живой Журнал (ЖЖ). Сегодня в России в ряде министерств и ведомств уже созданы блоги руководителей для организации непосредственной обратной связи с населением, обсуждения насущных проблем, правда, на большинстве сайтов - это осталось лишь своеобразной данью моде. Так например, на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в блоге министерства на странице министра Татьяны Голиковой за 2010 год было всего лишь 5 записей, которые прокоментировали от 5 до 96 человек. Это можно расценивать как слабый отклик на призыв Президента России Д. Медведева к чиновникам "не просто формально присутствовать с сети, но и находиться в мейнстриме новой медиасреды. Интернет и блоги - это быстроразвивающаяся и энергетически насыщенная политизированная среда, причем использующая иные сообщения, ломающая политические стереотипы, использующая иную политическую фразеологию. Нам всем, и политикам прежде всего, необходимо учиться общаться по-новому. ... Современная общественная среда генерирует новую форму коммуникации, поэтому смерть политике и демократии не грозит [6]". Сам Д. Медведев является продвинутым блоггером, имея блоги на Livejournal.com, YouTube, видеоблог на своем официальном сайте blog.kremlin.ru, а также несколько твитов на сервисе микроблогов twitter.com.
Примеру Президента России последовали и ряд высокопоставленных чиновников, ставших активными блоггерами. Так, по рейтингу блогов российских чиновников за 2009 г., составленному журналом Forbes, вторым по популярности после блога Президента Д. Медведева оказался блог заместителя председателя правительства Кировской области М. Гайдар, существующий с апреля 2006 г. и насчитывающий более 4000 "фрэндов", далее идут блоги губернаторов Пермского края О. Чиркунова и Кировской области Н. Белых, председателя Совета Федерации РФ С. Миронова, которые оставляют записи в дневнике практически ежедневно [7].
По итогам 2010 г. из блогов политических лидеров по данным компании Profi Online Research самым популярным по-прежнему является блог Президента РФ Д. Медведева, второе и третье место принадлежат соответственно интернет-дневникам премьер-министра В. Путина и лидера ЛДПР В. Жириновского. По опросам пользователей Интернета на тему их отношения к ведению блогов известными политическими деятелями 57% пользователей Рунета, читающих или ведущих блоги, считает такую "форму общения с народом прекрасной идеей и рассматривает ее как способ обратиться к высокопоставленному лицу с просьбой, жалобой и проч." [8].
Таким образом, политики и государственные чиновники могут использовать блоги для организации обратной связи с гражданами, постановки актуальных вопросов государственного управления и местного самоуправления, решения конкретных задач отдельного человека, группы, формирования имиджа.
Блоггинг становится инструментом борьбы с коррупцией в органах власти. Например, блог адвоката А. Навального в "Живом Журнале" и его продолжение сайт РосПил [9], на которых дается анализ информации, полученной из открытых источников, позволяющих вскрыть факты коррупции и начать борьбу с ней посредством многократного обращения в контролирующие и надзорные органы. Важно, что А. Навальный не только сообщает людям о фактах коррупции, но и вовлекает в борьбу с ней. Удивительным фактом является то, что брошенный в своем блоге А. Навальным призыв пожертвовать деньги на поддержку антикоррупционного сайта РосПил.info в блогосфере был услышан и уже в первый день обращения было перечислено почти 1 млн. руб. Этот факт свидетельствует о высоком градусе антикоррупционного настроения не только в блогосфере, но и в обществе в целом.
Блоггинг стремительно превращается в площадку для политических кампаний. Президентские выборы в США 2008 года был первыми выборами, где социальные СМИ, в число которых входят и блоги, играли важную роль в информационных потоках и скорее всего сильно отразились на результате. Б. Обама активно использовал такие популярные ресурсы блогосферы, как MySpace, Facebook, Flickr, YouTube, LinkedIn, Twitter. Он также смог включить в свою кампанию социальную сеть, направленную исключительно на афро-американцев (BlackPlanet.com). В целом, Президентская кампания - 2008 в США показала растущее сближение между старыми СМИ и новыми социальными медиа. По мнению журналиста "New York Times" Д. Карр, "предвыборная кампания Обамы не принесла ничего нового. Он просто соединил вместе под одним "флагом" все новые медиа-инструменты, что привело к появлению невиданного ранее движения, которое принесло деньги в фонды, новых участников в организации, силы для борьбы с клеветои? и, главное, голоса избирателей" [10].
В России в политической сфере блоггинг используется в следующих направлениях:
сетевая активность молодежных движений;
консолидация единомышленников и координация их действий;
апробация идей и их пропаганда;
работа против политических оппонентов.
Аналитики прогнозируют, что в преддверии думских выборов 2011 г. технологией блоггинга в большей степени заинтересуются политические партии для политического продвижения в социальных медиа, осуществления предвыборных блоггинг-кампаний [11].
Активно используют блоггинг и оппозиционные движения, например, такие как "Движение 31" в поддержку 31 статьи Конституции РФ. Власть в реальной жизни очень жестко реагирует на их акции, задерживая активистов и разгоняя участников с помощью многочисленных подразделений ОМОНа. В официальных СМИ об этом либо не сообщают, либо дают одностороннюю информацию, поэтому именно блоггинг стал источником сведений о происходящем - участники движения, ведущие собственные блоги, оперативно размещают фото и видеоматериалы, информацию о происходящем.
Можно выделить следующие политические функции блоггинга:
продвижение политической идеи в обществе;
формирование общественно-политической организации;
создание площадки для политических дискуссий;
организация политических акций как в сети, так и в реальной жизни
Вместете с тем, блоггинг несет в себе и определенные риски. В своей основе блоггинг - это свободное, демократическое, но анархическое явление, способное запустить в общество конфиденциальную государственную информацию, компромат и фальсификат (феномен WikiLeaks). Являясь инструментом формирования общественного мнения, блоггинг может стать площадкой для организации масштабных противоправных, экстремистских действий, националистических выступлений и акций, прежде всего потому что блоги читают и блогам верят.
Блоггинг имеет отношение и к такому феномену как смартмоб (англ. Smart mob -умная толпа) - форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий. Это определение было предложено американским социологом Г. Рейнгольдом в его книге "Умная толпа: Новая социальная революция" [12]. По Рейнгольду, "умная толпа" это следствие широкого распространения и развития коммуникационных технологий. Смартмобы организуются посредством сети Интернет (через блоги в том числе) и беспроводных устройств - мобильных телефонов. Смартмоб противопоставляется обычной толпе, проходя интеллигентно и рационально. Взаимодействие посредством сети позволяет достигнуть большой социальной организованности. [13].
Однако в публикациях и на практике чаще встречается "флэшмоб" - это специфическая форма смартмоба, заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (моберы) внезапно появляется в общественном месте, проводят митинг в течение нескольких минут, выполняя заранее подготовленные действия (сценарий), а затем одновременно расходятся. Термин "флэшмоб" теперь практически заменил термин "смартмоб" в СМИ для обозначения умной толпы, хотя и произошел от него [14].
Ярким примером флэшмоба явялются акции антиглобалистов. Более близким к России является пример масссовых беспорядков в Кишиневе в 2009 г., в которых активно использовался сервис микроблогов Twitter, позволяющий как общаться через Интернет, так и создавать сообщения, используя SMS. Во многих западных СМИ эти акции получили название "революция Твиттера".
Одним из видов флэшмоба является политмоб - политический флэшмоб.
Готовится политмоб по обычным для PR-акций правилам. Должны быть идея, сценарий, цель действий. Суть акции заключается в том, что заранее подготовленная группа участников приглашает зрителей на кратковременное общее действие политического характера. Хороший сценарий должен подразумевать не потерю у зрителей чувства реальности, а желание присоединиться, пусть даже мысленно. Политмоб должен быть быстротечным, не обременять длительным действием и не дать успеть зрителям охватить себя сомнениями по поводу последствий. В силу своей относительной анонимности и масштабности политмоб дает большой простор для организации акций солидарного действия. С появлением политмоба люди перестали ходить на традиционные митинги, предпочитая участие в кратковременных и более эффектных акциях, подготовленных с помощью новых коммуникационных технологий. Социальные медиа, в число которых входят и блоги, начинают играть все большую роль в формировании гражданского общества и самоорганизации граждан в России.
Оценивая перспективу, можно предположить, что рассмотренные web-технологии имеют политическое будущее. Это, в частности, демонстрируют революции в Египте, Тунисе уже названные "революцией Facebook". Они с яркой силой подтверждает мысль Г. Рейнгольда о том, что развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и порождаемые ими новые информационные среды будут оказывать в ближайшие годы радикальное воздействие как положительное, так и разрушительное на все области деятельности общества и в определенных обстоятельствах способны стать дестабилизирующей силой - такой же, какой стали печатный станок, телеграф, телефон, радио и телевидение, когда они только появились.



Список литературы

1. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог (25.02.2011).
2. Матекин Н. Практическое использование блоггинга в Интернете в качестве инструмента PR. -http://www.pressclub.host.ru/PR_Lib/PR_Rabots.shtml#51
3. http://www.utsc.utoronto.ca/%7Efarrell/blogpaperfinal.pdf (20.02.2011).
4. Павлов П. Вишницкий С. Дэн Гиллмор: я делаю ставку на всемирную журналистику. ГТРК "Южный Урал". -http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=71497 (20.02.2011).
5. http://www.justmedia.ru/news/society/2010/07/05/32247 (20.02.2011).
6. Медведев Д. Выступление на Мировом политическом форуме в Ярославле, сентябрь 2010 г. - http://www.politonline.ru/authoreed/4919.html (09.09.2010).
7. http://www.dni.ru/tech/2010/2/4/184865.html (10.11.2010).
8. Исследование компании Profi Online Research "Отношение блоггеров к сетевому общению с государственными деятелями" -http://profiresearch.ru/press.php?archive=yes#111010 (26.02.2011).
9. Блог А. Навального - http://navalny.livejournal.ru, сайт РосПил - http://rospil.info (18.02.2010).
10. Carr D. How Obama Tapped Into Social Networks` Power // The New York Times - http://nytimes.com/2008/11/10/busine- ss/media/10carr.html?_r=1&ref=business (18.07.2009).
11. Вельф А. Правящий блог. / Деньги N 46 [803] 22.11 - 28.11.2010.
12. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
13. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Смартмоб (27.02.2011).
14. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб (27.02.2011).

Павлютенкова М.Ю.
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Россия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован