22 января 2007
3786

Большой и Камерный театры Бориса Покровского

Химия и опера были двумя главными увлечениями Бориса Покровского в юности. Опера победила. Отмечая сейчас свое 95-летие, великий русский оперный режиссер Покровский говорит: "Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой".

Он поставил около 200 оперных спектаклей в двух театрах Москвы - Большом, где он проработал 40 лет, и в Музыкальном камерном, который сам и создал. С 8 лет Покровский ходил в Большой слушать оперы, потом учился в школе знаменитых педагогов Елены и Евгении Гнесиных, наконец - в Музыкальном училище. Одним из его учителей в режиссуре был Всеволод Мейерхольд. В начале 1930-х Покровский, играя в постановках организованного молодыми артистами рабочего театра, так увлекся режиссурой, что решил добавить к музыкальному образованию театральное, - и поступил в Государственный Институт театральных искусств (ГИТИС, ныне - РАТИ).

Москвич Покровский дебютировал в поволжском Горьком - Нижнем Новгороде - в 1937 году. Он поставил "Кармен" Бизе в горьковском Театре оперы и балета. Обольстительная цыганка была в спектакле не роковой женщиной, символом страсти и измены, а просто верила в свою свободу и в счастье. Такая Кармен понравилась зрителю. Спустя два года молодой режиссер, ставивший одну оперу за другой, был назначен художественным руководителем театра.

В 1943 году Бориса Покровского, к тому времени поставившего в Горьком более 10 опер и оперетт, приняли в Большой театр в качестве штатного режиссера. "Без Чайковского душа человеческая, да еще русская, не проживет", - был убежден он и в первый же свой сезон обратился к "Евгению Онегину" - лучшей опере композитора о русских интеллигентах, живших в разладе разума и чувств и не испытавших счастья.

Многие знаменитые исполнители, которые в те годы работали в театре, поддержали Покровского в его стремлении от начала и до конца придерживаться авторской концепции произведения. В каждую музыкальную фразу, интонацию, ритм, темп композитор вкладывает определенное содержание, которое нужно расшифровать, всегда был уверен Борис Покровский. Так, педантично следуя авторскому замыслу, он в разные годы поставил множество любимых публикой опер. Это были "Свадьба Фигаро" Моцарта с ее утонченным и зажигательным плутовством, "Садко" Римского-Корсакова - сказка о странствиях древнерусского Одиссея, "Отелло" и "Аида" Верди с их титаническими страстями. Автор успешных спектаклей, Покровский стал главным режиссером Большого.

Работая в главном оперном театре страны, режиссер создавал спектакли и на других сценах - более "демократичных" и "либеральных". Например, в ленинградском (петербургском) Малом оперном театре, где он после Второй мировой войны сделал спектакль "Война и мир" (эту оперу Сергей Прокофьев написал в 1943году). Эта опера жила теми же общенациональными чувствами, что и страна в те годы: радость победы, вера в справедливость, боль потерь. Вскоре "Война и мир", фактически "открытая" Покровским для зрителей, уже шла в Москве, в Большом. "Когда Прокофьев умер, я дал себе клятву поставить все его оперы и выполнил ее, поставил его оперы в Москве, Берлине, Праге..." - впоследствии рассказывал Борис Покровский. В 2006 году в Камерном театре появился даже спектакль "Сергей Прокофьев - детям" - "ассорти" из детских "безделушек" композитора, сочиненных для детей.

Однако далеко не все ценимые режиссером оперы его современников, композиторов-новаторов, к примеру, Дмитрия Шостаковича, могли быть поставлены на сцене Большого. Как всякий оплот академического искусства, Большой скептически относился к "революциям в музыке". То, что было невозможно осуществить там, Покровский сделал в созданном им самим Камерном театре, уже после ухода из Большого он поставил часть опер Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, а затем - и Альфреда Шнитке. Опера "Нос" Шостаковича (по фантастической гротесковой повести Гоголя), которая с начала 1930-х не шла нигде, стала визитной карточкой Камерного театра и с ним объездила весь мир.

Московскому Академическому музыкальному камерному театру уже 35 лет. Он впервые заявил о себе премьерой оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" 18 января 1972 года. Поначалу коллектив ютился в помещении кинотеатра на окраине. Зрители толпами шли "к Покровскому", и театр получил собственное хорошо оборудованное помещение в центре Москвы. На его сцене звучат оперы авангардистов, уже признанных классиками, старинные и малоизвестные европейские оперы (так, премьеры - "Виндзорские проказницы" Отто Николаи и "Тайный брак" Доменико Чимарозы), оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт - "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины". Театр поет на разных языках: его работодатели - немцы, французы, японцы, поляки, поясняет режиссер.

О Покровском сняты документальные фильмы, написаны книги, у него много наград. Мэтр оперной режиссуры продолжает работу - вопреки возрасту и болезням. "Услышанное впечатление я перевожу в зрительное и, самое главное, действенное впечатление, - рассказывает Борис Покровский. - Я продолжаю репетировать, несмотря на свою слепоту, потому что в партитуре для меня все рассказано и раскрыто. Опера - это драма, которая написана музыкой".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
22/01/2007

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
www.rian.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован