29 августа 2011
622

Большой вклад в художественную культуру

Художник, активно работающий в сфере монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств России. Автор монумента Славы в городе Новосибирске, монумента Памяти и Славы в городе Бердске, монументального панно, посвященного трагедии гражданской войны в Сквере героев города Новосибирска, монументально-декоративного панно, посвященного русской музыке XIX века в Новосибирской государственной консерватории, монументального панно на станции "Октябрьская" Новосибирского метрополитена, замысла интерьера и экспозиции Музея боевой славы сибиряков, росписей интерьера часовни святителя Николая в центре Новосибирска. С 1956 года бессменный руководитель народной изостудии. Основатель Новосибирского художественного училища.

Родился 12 сентября 1930 года в городе Липецке. Его мать, по профессии архитектор, будучи убежденным и очень сильным человеком, оказала огромное влияние на становление личности будущего художника. Довоенное детство прошло в Ленинграде, также повлиявшего на мироощущение мальчика, который к 1941 году уже довольно профессионально рисовал. В военные годы А.С. Чернобровцев жил в Сибири, в Забайкалье. После войны в 1946 году он поступил в Ленинградское Высшее художественное училище им В.И. Мухиной. Уже в то время проявилась его активная жизненная позиция. Еще не окончив институт, студентом, он уже руководил коллективами энтузиастов по восстановлению разрушенного войной здания института, участвовал в различных конкурсах. После окончания с отличием Высшего училища в 1954 году живет и работает в Новосибирске.
Александр Сергеевич внес большой вклад в художественную культуру столицы Сибири. Его творчество сложилось в широком диапазоне от значительных монументальных произведений до работ в области дизайна и прикладной графики. Творчество, истоки которого питала русская культура, особая ленинградская довоенная и послевоенная культурная среда, общение со многими талантливыми людьми, нашло в Новосибирске благодатную почву. Масштаб потенциала личности художника настроился в резонанс с грандиозными масштабами могучего Сибирского края.
В самом начале деятельности А.С. Чернобровцева в Сибири, когда он сделал первые свои работы по оформлению общественных помещений, были уже заметны его творческие принципы и художественная манера, получившие в дальнейшем развитие в монументальных произведениях, которые во многом определили современный облик Новосибирска. Поле деятельности в юном городе было огромно, потому что художественно оформленная среда в нем еще не сложилась. И хотя у молодого художника не было опыта, и никто не мог ни помочь, ни научить, он опирался на незаурядный талант, могучую профессиональную подготовку, отвагу, осознание своей ответственности и неизбывную жажду творчества. Нужно было мобилизовать все это в едином творческом порыве, убедиться самому и убедить других. Он не мог не отдаваться этой работе целиком, ибо считал, что его успех утверждал право на существование в городе монументального искусства. Руководствуясь принципом, что каждое произведение искусства это открытие по содержанию и изобретение по форме, Александр Сергеевич создает множество произведений, ставших неотъемлемой частью городской среды.
Не имея необходимых условий для исполнения монументальных работ, преодолевая организационные трудности, А.С. Чернобровцев сумел решить сложнейшую творческую задачу - создать эпохальное произведение - панно в сквере Героев, отразившее эпопею гражданской войны и ставшую широко известным памятником, своеобразным символом города на Оби. Следует заметить, что художник не только сам придумывал композицию и детали для этого панно, но и сам лепил, отливал, привозил блоки, всё делал сам, что требовало не только творческих усилий, но просто немалых физических сил.
А.С. Чернобровцем инициатор создания и творец грандиозного мемориального ансамбля - Монумента Славы, посвященного всем новосибирцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Эта работа является настоящим творческим подвигом художника, сумевшего найти такой эпический образ защиты нашего Отечества сибиряками, который выразил самые святые чувства к ним у жителей Новосибирска. Тема отстоявших Родину и ценою жизни спасших её наших земляков, выраженная художником изобразительными и архитектурными средствами в едином органичном ансамбле, сделала это произведение непреходящей ценностью города, местом посещения и поклонения новосибирцев и их высоких гостей. Сегодняшний город невозможно представить без этого великого памятника.
Тему защиты Родины художник продолжил в другом своем произведении в экспозиции Музея боевой славы сибиряков. И здесь А.С. Чернобровцев оказался верен своей творческой манере, добиваться композиционного единства всех элементов художественного творения, проработав всё - и общий замысел, и экспозицию, и отдельные стенды.
Большим творческим достижением Александра Сергеевича явилось монументально-декоративного панно, посвященного русской музыке XIX века в Новосибирской государственной консерватории. Эта работа буквально преобразила интерьер довольно-таки казенного помещения перед концертным залом консерватории. А. С. Чернобровцев отказался от привычных решений в оформлении интерьера, а сумел найти неожиданный прием в общем замысле, которым стало использование лестницы, ведущей к концертному залу. Движение человека по этой лестнице включено художником в композицию панно. Ритм подъема по лестнице выражает идею органности, рождает музыкальное звучание в душах слушателей концертов в консерватории. Это впечатление сливается и усиливается образами композиторов, выполненных в панно из дерева - теплого материала, вызывающего ассоциации с тревожащими души деревянными музыкальными инструментами.
Ритмы и символы эпохи Октябрьской революции мастерски отражены А.С. Чернобровцевым в монументальном панно на станции "Октябрьская" Новосибирского метрополитена. Это произведение запоминается мгновенно и возбуждает у зрителей сложные чувства, напоминающие о романтике народного порыва, мощном давлении на людей революционных фетишей, непреодолимости и бездушии трагедийного наступления "Великого Октября".
Наконец, нельзя не упомянуть о подвижнической работе А.С. Чернобровцева по росписи интерьера часовни святителя Николая в центре Новосибирска, некогда поставленной в географическом центре России, снесенной в годы советской власти и восстановленной в начале 90-х годов.
К сожалению, ряд произведений А.С. Чернобровцева оказался утраченным из-за варварского отношения к ним людей, волею судеб ставших владельцами этих художественно-монументальных работ. В качестве примеров таких утраченных произведений мо-гут быть названы созданные Александром Сергеевичем оригинальные интерьеры кафе у цирка "Скоморохи", студенческое кафе "Веснушка", ресторана "Центральный" и другие.
Некоторые творческие проекты художника, вследствие изменения политического режима и экономического положения страны, не смогли найти воплощения, хотя и были заказаны. В числе такого рода работ наиболее значимыми являются проект величественного памятника в столице Тувы Кызыле, в котором использованы народные мотивы и символы, проект оформления железной дороги "Тюмень-Сургут", весьма оригинальный, можно сказать, пионерский по замыслу и содержащий множество художественных находок, проект внешнего и внутреннего оформления Дворца культуры железнодорожников в Новосибирске, способный превратить этот Дворец культуры в гармонически воспринимаемое произведение монументального искусства.
А.С. Чернобровцев никогда не использует в своем творчестве решения, найденные кем-то ранее. Его работы - это всегда открытие и всегда находки.
Наряду с монументальными произведениями Александр Сергеевич любит писать портреты. У него много великолепных работ этого жанра. Особенно ему удаются женские образы.
На протяжении всей своей активной жизни А.С. Чернобровцев много сил отдает работе, связанной с гуманистическими, патриотическими и просветительскими целями. Благодаря ему в Новосибирске появилось художественное училище. Он организовал в Новосибирске народную изостудию и на протяжении уже более 4-х десятилетий бессменно ею руководит. Многие годы его постоянно избирают членом правления Союза художников России, членом президиумов различных общественных организаций и разных художественных советов. У него имеется и многолетний опыт работы в должности главного художника Новосибирска. В молодости Александр Сергеевич был избран президентом болгаро-советского клуба молодой творческой интеллигенции, где общался с писателями М. Шолоховым, Ч. Айтматовым, начинающим тогда В. Распутиным и другими. Более 21-го года А.С. Чернобровцев был членом зонального выставкома, много ездил по городам Сибири.
Александр Сергеевич Чернобровцев один из самых именитых жителей Новосибирска. Причем знают его не просто, как интересного незаурядного человека, а как одного из творцов, чей, говоря словами поэта "монументальной живописи гений в века величие эпохи донесет".

http://club.edunsk.ru/biogra/chernobrovcev_biog.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован