03 сентября 2003
350

Бондырева Светлана Константиновна Аннотация `Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов`

Актуальность темы исследования.

Идея единого образовательного пространства в настоящее время практически сформирована в качестве актуальной и общезначимой во всех странах СНГ и активно обсуждается в разной форме и в разных инстанциях. Такое положение естественно связывается с реальными обстоятельствами жизнедеятельности государств Содружества, когда единое образовательное пространство становится потребностью и необходимостью, определяемыми комплексом причин.

Во-первых, это обусловливается потребностью углубления отношений взаимодействия субъектов СНГ, в объективно возникшем стремлении которых к расширению экономических, политических, культурных и других связей формирование образовательного пространства играет важную роль, так как оно наиболее открыто для многоплановых контактов и именно в нем создается особая психологическая ситуация взаимопонимания и глубже осмысливаются общие задачи, определяемые тенденциями развития современного общества. В этом плане исключительную (пока еще недостаточно изученную) роль играет психологическая готовность (осознанная и неосознанная) населения, многие десятилетия находившегося в рамках единого государства, пользовавшегося единым языком общения и обучения, при ориентации на большое многонациональное пространство отношений и действия.

Во-вторых, восстановление, расширение и углубление отношений взаимодействия стран СНГ стимулируется одной из наиболее важных тенденций развития современного общества - увеличением роли субъектного фактора в организации всех сфер их жизнедеятельности. Это связано не только с проблемой саморазвития, самоопределения общества, но и с проявлениями многопланового кризиса в социально-экономической, экологической, демографической и других областях, уменьшение действия и ликвидация соответствующих показателей которого требуют роста ответственности всех членов человеческого сообщества, их активной позиции и объединения в решении наиболее острых проблем.

В-третьих, создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразующим элементом дальнейшего прогресса. Так, интенсивное распространение телекоммуникаций, Интернета и других средств, явлений, как бы закрепляя реальность взаимодействия в сфере знаний (в широком их определении), является характерной особенностью сегодняшнего дня и отражает четко наметившиеся тенденции и потребности формирования больших интеллектуальных пространств, что напрямую связано с развитием образовательного пространства.

В-четвертых, построение на новом качественном уровне и развертывание межгосударственных связей стран СНГ определяется целесообразностью и необходимостью поиска социально-психологических условий воссоздания позитивных моментов разрушенной единой системы образования, обеспечивавшей достаточно высокие уровни, устойчивые нормы и принципы организации учебно-воспитательного процесса на территории бывшего СССР. Выделение в целях освоения значительной совокупности обязательных знаний при задаче сохранения общего культурного уровня и обеспечения возможностей активного постижения культурных достижений человечества, кумулируемых представителями разных культурно-исторических традиций, предполагает поиск путей и средств развития систем образования, создающих для подрастающих поколений широкие возможности получения знаний соответствующего объема и характера, развернутое пространство творческих исканий, выбора профессии и т.д.

Эти и многие другие (не названные здесь) причины и обстоятельства делают чрезвычайно важными постановку и решение задачи формирования единого образовательного пространства.

Совершенно очевидно, что решение данной задачи представляет огромную сложность, которая обусловливается прежде всего разорванностью объективно существующих образовательных сфер, связанных с разными субъектами СНГ (этнокультурные группы, государства), функционированием разных образовательных программ. Здесь возникают, в частности, определенные противоречия. Например, с одной стороны - четко выраженная, объективно обусловленная тенденция выработки общего круга необходимых в настоящее время знаний и условий введения их в образовательное пространство, которое в оптимальные сроки способно интегрировать главные достижения человеческой культуры, науки и обеспечивать стартовые движения вперед каждого общества. С другой стороны - только дальнейшее развитие разнообразия, многохарактерности разных форм организации и трансляции знаний и познавательных процессов и технологий может создать не ограничение, а развертывание высокоорганизованного общего образовательного пространства.

Одним из важнейших условий снятия этого противоречия выступает четкая организация глубоко эшелонированной и иерархизированной в своей многоуровневой характеристике системы `образовательных пространств`, разных по широте и емкости, включающих разные программы, но направленных на решение четко определенных образовательных задач и выполнение соответствующего уровня и характера образования, что оптимально обеспечивается в рамках единого образовательного пространства.

Все вышесказанное свидетельствует, на наш взгляд, об особой значимости формирования единого образовательного пространства СНГ как важного фактора не только развития и сохранения современного уровня образования населения государств Содружества, но и расширения, углубления всех отношений их в целом в силу той особой роли, которое образование играет в психологической подготовке к осмысленному стремлению к этому, что, безусловно, приобретает общегуманитарный смысл. Последнее связано, в частности, с тем, что на территории СНГ функционируют субъекты - носители различных культурно-исторических традиций, на протяжении многих лет накапливавших опыт реального содружества, тесного социально-психологического, культурного, экономического и других форм взаимодействия в рамках Союза. Не только образование, осуществляемое в системе единого программного обеспечения на базе единого языка, вводившее молодое поколение всех республик, краев, областей в мир знаний, а и вся практика объективно складывающихся и целенаправленно формируемых отношений в других сферах жизнедеятельности создавали определенную среду духовного единения, приобретающую в современных условиях особый смысл и значение.

Но, безусловно, организация единого образовательного пространства как необходимого условия сохранения и развития, повышения уровня знаний и наиболее активного овладения культурными достижениями человечества может стать мощным основанием возрождения и роста такого единства при новых принципах развития и сотрудничества Содружества Независимых Государств. В свою очередь только выход на новый определенный уровень отношений и понимание необходимости и важности для всех субъектов пространства СНГ наличия и функционирования единого образовательного пространства обеспечивают условия реального содержательного прогресса в просвещении, общей культуре этих стран, пример подражания в создании межгосударственных культурно-просветительских связей в целом.

Понятно, что решение задач построения единого образовательного пространства предполагает глубокое и тщательное исследование и обсуждение многих проблем, и прежде всего в рамках следующих четырех основных направлений.

Это, во-первых, анализ особенностей развития образования, реально осуществляемого в странах СНГ, характер и результаты осуществляемых экспериментов, в частности, в сфере поисков введения специальных программ национального образования.

Во-вторых, это анализ, оценка, корректировка с учетом современных требований программ обучения, которые были в советский период разработаны специалистами высокого класса и на научной основе транслировались на всей территории Союза. Однако их значительная политизация, зачастую декларирование, а не реальный учет национальных позиций воспитания и образования при выявлении новых тенденций и задач требуют самостоятельного решения.

В-третьих, это выработка основных подходов, принципов формирования единого образовательного пространства, отвечающих оптимальным нормам современности, на основе анализа реального положения образования в настоящее время (на всех уровнях и для всех субъектов Содружества), осмысления задач, тенденций и возможностей организации и развития его с учетом общих интересов конкретных субъектов - его носителей,

И, наконец, в-четвертых, это условия, обеспечивающие возможности создания и должный, современный характер функционирования един, и системы образовательного пространства.

Естественно, весь этот комплекс проблем и вопросов требует для их решения и осуществления приложения значительных усилий большого числа специалистов. Тем более что, несмотря на активное обсуждение, сама идея формирования единого образовательного пространства до сих пор четко не оформлена в качестве научной проблемы.

В данном случае автор выделяет для специального рассмотрения социально-психологические условия, обеспечивающие возможности структурирования единого образовательного пространства. При этом основное внимание уделяется проблемам отношений и взаимоотношений субъектов, обеспечивающих своей деятельностью формирование такого пространства.

Именно выявление субъектных возможностей действия в современной ситуации стран-участников СНГ и определение социально-психологических оснований развертывания их отношений в решении проблем развития образования и построения единого образовательного пространства представляется автору наиболее важным. Связано это, в частности, с тем, что сама возможность формирования такого пространства и успешное его функционирование напрямую зависят от уровня культуры и социальной зрелости всех субъектов, его образующих.

Поэтому социально-психологические характеристики процесса становления и развития отношений взаимодействия субъектов СНГ, необходимых для построения соответствующих элементов и сфер единого образовательного пространства, выступили предметом исследования в данной работе.

Объектом исследования явились особенности функционирования и позиции субъектов СНГ в реальной ситуации развития образования.

Целью данного исследования стало определение социально-психологических условий и принципов построения отношений стран-участников СНГ в формировании единого образовательного пространства в специфической ситуации функционирования самостоятельных государств, имевших на протяжении длительного времени развернутую практику взаимосвязей, с одной стороны; с другой - активно ведущих поиск возможностей реального самоопределения.

Гипотеза исследования. Решение проблемы создания и функционирования единого образовательного пространства СНГ, возникшей в конкретно-исторических условиях современного развития, предполагает не только соответствующий подход к организации образовательных сфер и структур, обеспечивающих современный уровень знаний, оптимальные условия их трансляции и освоения, но и учет-расчет позиций субъектов-участников его создания. Это в свою очередь предполагает знание и понимание,

во-первых, ситуации и характера функционирования субъектов СНГ, имеющих резко выраженную тенденцию самоопределения;

во-вторых, особенностей их исторического развития в состоянии специфического единства, связанного с многолетним объединением их в рамках СССР (где были сформированы общие принципы и условия организации образования), что не только обеспечило накопление соответствующего опыта, но и во многом определяет современные позиции в построении единого образовательного пространства;

в-третьих, конкретных, объективно необходимых задач развития образования, которые ставятся странами Содружества;

в-четвертых, степени их подготовленности (прежде всего психологической) и возможностей участия в едином образовательном пространстве, включая общий уровень социокультурного развития каждого государства и всего СНГ в целом.

Решение задачи формирования единого образовательного пространства зависит в конечном счете от субъектов, его обеспечивающих.

Вышеизложенное позволяет сформулировать предположение, которое заключается в том, что в современных условиях активизации самоопределения государств Содружества, с одной стороны, и реально сформированной потребности создания единого образовательного пространства как действенного средства, обеспечивающего рост самосознания и стран, и индивидов, их составляющих, с другой, построение соответствующих (полагающих определенный уровень субъектной представленности и свободного выбора в решении и действии) отношений взаимодействия субъектов (индивидуализирующихся в своих позициях, предполагающих известный уровень самоопределения) выступает решающим фактором формирования единого образовательного пространства СНГ.

Только такой уровень взаимодействия обеспечивает реальное свободное маневрирование независимых самоопределяющихся субъектов. И только такое самоопределение, которое учитывает свободу и субъектные права другого, обеспечивает создание единого образовательного пространства, создающего и высокий потенциал знаний, и современный уровень отношений в нем.

Формирование единого образовательного пространства в свободных связях субъектов СНГ объективно обеспечивает наиболее мощную и значимую по своим характеристикам базу для дальнейшего развития международного образовательного пространства не столько на техническом, сколько на субъектном уровне. Например, Франция, Германия или Англия на протяжении десятилетий имели в развитии образования одностороннюю направленность контактов с другими странами, выступая субъектами передающими по отношению к субъектам принимающим, когда принимающие не имели обратного воздействия и разные субъекты не были друг с другом `закольцованы`. В СНГ же связи имеют историческое прошлое и опыт взаимодействия `по кругу`, причем такое взаимодействие, когда субъекты рефлексируют и отдают, передают друг другу. Поэтому важно найти линии оптимального инъектирования, разворачивания, взаимодействия, когда не только будет реализован опыт, но и найдены новые, приемлемые и перспективные формы такого взаимодействия.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Провести анализ структуры и содержания форм, типов взаимодействия, возникающих, функционирующих в странах СНГ.

2. Определить характер и степень выраженности реальных субъектных позиций стран СНГ в сфере образования.

3. Проследить, на основе анализа некоторых показателей специфики организации образования, линию формирования единства образовательной системы в условиях российского и советского многонационального государств. При этом акцентировать внимание на определенных элементах стратегии развития образования:

а) отношениях к национальным, региональным образовательным структурам;

б) уровнях и способах трансляции знаний и культурных феноменов.

4. Раскрыть характерные особенности и тенденции развития образования в странах СНГ. При этом установить:

а) направленность и специфику организации образования на примере отдельных государств Содружества;

б) степень выраженности тенденций ориентации на интеграционные процессы и развитие связей между странами СНГ в развертывании отношений взаимодействия в области образования.

5. Выявить существующие формы общественных организаций стран СНГ, функционирующих в области образования, определив наиболее действенные.

6. Структурировать возможные модели развития взаимодействия стран СНГ в сфере образования при усилении субъектной представленности всех участников этого взаимодействия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что впервые единое образовательное пространство СНГ определяется как особое социально-психологическое, социокультурное явление, когда в центре внимания находятся не структурно-содержательные характеристики образовательных программ, юридические нормы и политические формы межгосударственных связей, а сама система отношений взаимодействия государств Содружества как активно действующих, индивидуализирующихся в своих позициях субъектов, реализующих свои интересы в едином целенаправленно организуемом сообществе. При этом взаимоотношения стран СНГ рассматриваются качественно по-новому - не как условные, прерывистые ситуативные контакты, а на уровне сложноорганизованного, иерархизированного, многопланового взаимодействия всех субъектов, в результате которого и возникают общие познавательные структуры, вычленяется единое образовательное пространство.

В данном случае впервые рассматриваются не субъекты образования в организуемом пространстве, а субъекты действия в процесссе организации этого пространства, участники реального формирования, структурирования его. Показывается, что в современных условиях функционирования субъектов СНГ, которые выступают на новом политическом уровне и в новом качестве, способность и возможность их приобщения к деятельности по созданию единого образовательного пространства обеспечивается соответствующей потребностью в общем образовании, с одной стороны, в связи с требованиями современности (интенсивное накопление информации, гуманитаризации, введения новых технологических систем и т.д.); с другой - в связи с их реальной социально-психологической готовностью к работе в единой связке.

Особое внимание в работе уделяется раскрытию роли общественного фактора, когда общественные начала становятся реальной необходимостью, позволяющей снять разногосударственные ограничения (каждое государство имеет свои правовые нормы, но понимание необходимости их изменения требует быстрого реагирования, что возможно результативнее прорабатывать в общественных структурах).

В связи с вышесказанным, главный теоретический смысл работы заключается в определении единого образовательного пространства стран СНГ как сложно-структурированной системы взаимодействия индивидуализирующихся субъектов, выступающих не только на уровне государственном (что, естественно, является определяющим), но и на основе многоплановых, многохарактерных взаимоотношений различного рода общественных структур.

Практическое значение работы состоит, во-первых, в том, что исследование социально-психологических особенностей, характеристик, тенденций развития образования в странах СНГ, анализ реального состояния субъектов, вступающих в образовательное пространство, позволяет не только предвидеть их ролевую нагрузку в нем, но и является важной предпосылкой для построения научно обоснованной образовательной политики; во-вторых, в конструировании моделей, форм и механизмов развития единого образовательного пространства, использование которых в ряде стран СНГ способствовало интенсификации данного процесса.

Методологическим основанием проведенного автором исследования явились: позиции современной психолого-педагогической науки об уровневых, нормативных принципах организации систем образования; психологические, философские, педагогические, социологические положения о целостных системах, о взаимодействии общего и конкретно-исторического (в развитии общества, общечеловеческого и национального); психологические, педагогическиe, социологические воззрения на проблему взаимодействия как специфичную форму отношений, являющуюся необходимым моментом в организации органической системы, в данном случае - общества, на характер современных тенденций его развития; положения психологической и педагогической наук о субъекте действия и взаимодействия как необходимом условии изучения, понимания и объяснения всех явлений социального мира.

Методы исследования включали типологический, системный историко-ретроспективный подходы, сравнительный анализ, метод моделирования. Проводился анализ нормативно-правовых и информационных материалов; изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений ряда стран Содружества при вычленении общего и особенного в нем. При этом использовалась комплексная методика получения и статистической обработки данных, опытно-экспериментальное продуцирование результатов исследования в практику.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились созданный автором Московский психолого-социальный институт, располагающий 49 филиалами, расположенными в разных регионах Российской Федерации и других стран СНГ; национальные отделения Академии педагогических и социальных наук в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литве, Молдове, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Украине, Таджикистане, Эстонии; Российско-Кыргызская Академия образования; лаборатории психолого-педагогических проблем построения образовательного пространства, функционирующие при Западно-Казахстанском гуманитарном университете (г.Уральск, Казахстан), Тбилисском НИИ педагогики (Грузия), Душанбинском государственном педагогическом институте (Таджикистан), Тернопольском государственном педагогическом институте (Украина) и Московском институте повышения квалификации работников образования (РФ).

Апробация работы была проведена путем:

а) выступления диссертанта с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах разного уровня (от регионального до международного);

б) обсуждения материалов исследования на Координационном Совете по психологии Министерства общего и профессионального образования РФ, на научном совете РАО по проблемам сравнительной педагогики, на заседаниях ученых советов ряда НИИ и вузов России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана;

в) публикации полученных данных и результатов в научной литературе и публицистических изданиях.

Внедрение полученных результатов в практику осуществлялось через разработку планов-программ создания учебников, методических пособий, их публикацию и широкое распространение в РФ и других странах СНГ через возглавляемые диссертантом учреждения общественной Академии педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт и общественно-государственный Фонд `Учебный мир`.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях существует реальная потребность, необходимость и имеется возможность формирования в СНГ единого образовательного пространства не только как формально-договорного, а как особого социально-психологического, социокультурного явления, имеющего специфические характеристики и определения.

2. Объективная необходимость формирования единого образовательного пространства СНГ диктуется общей ситуацией развития современного человеческого сообщества, инициирующей создание больших, интегрированных в разных масштабах пространств образовательной подготовки подрастающих поколений, пространств, иерархизированных и находящихся в сложных соотношениях между собой. Именно такие большие пространства обеспечивают возможности привлечения разных стран к реализации тенденций развертывания образовательных структур, основанных на Интернете, развитии телекоммуникаций, создании оптимальных программ, наиболее эффективных условий и принципов построения современной системы образования.

3. Потребность в создании единого образовательного пространства СНГ обусловливается и внутренними особенностями саморазвития стран СНГ, перспективы которых четко увязываются с интеграционными процессами и выходами за пределы собственного `закольцованного` функционирования и эпизодических контактов друг с другом, так как только выход в широкое информационное пространство обеспечивает адекватные уровни их организации и функционирования. И в этом плане построение единого образования в Содружестве обеспечивает оптимальный выход в максимально широкое информационное пространство.

4. Важность организации единого образовательного пространства диктуется причинами, связанными с особенностями исторического развития стран СНГ. Длительное и устойчивое воспроизведение всех систем отношений - политических, экономических, культурных и других в рамках СССР обусловили не только их привычность, взаимопроникновение, но и создали особую социально-психологическую реальность, обеспечивающую тенденции их будущего развития (даже при межгосударственном размежевании), что проявляется в продолженных и во вновь возникающих связях разных субъектов СНГ, выражаемых в разных формах и проявляемых в разной степени. В этом плане совместная деятельность республик в реализации программ образования при всей централизации и преобладании в СССР центростремительных тенденций (когда основное место занимала трансляция положений, принципов, условий, задач, вырабатываемых в Центре) создала мощный пласт социокультурных достижений, который частично реализуется в кардинально новой схеме отношений СНГ, основанной на принципе активного взаимодействия всех субъектов.

5. В условиях современного развития общества и становления отношений между государствами целый ряд возникающих проблем требуют коллективного решения. В этом плане интеграционные связи стран СНГ, имеющих значительный общий социокультурный потенциал, могут обеспечить соответствующее политическое и экономическое единство Содружества, выступающего в качестве единого субъекта при решении глобальных проблем современного человеческого сообщества. Формирование общей платформы и одновременно субъектной представленности всех участников взаимодействия - всех стран СНГ (на уровне республик, регионов, городов, национальных групп и т.д.) приобретает особую значимость, когда субъектная представленность выражается не в обязательном участии, а в активном действии каждой из них, не только предлагающей свои позиции, нормы, формы, но и разрабатывающей отдельные теоретические положения организации образования при взаимообмене современными достижениями.

6. В реальных условиях современного функционирования СНГ первостепенную роль играет фактор взаимодействия. В связи с тем, что проблема взаимодействия в психологической, педагогической, социологической науках недостаточно разработана, важным становится определение понятия взаимодействия, раскрытие структурно-содержательных характеристик его и механизмов действия в построении единого образовательного пространства.

Понимая под взаимодействием не только контакты, отношения, но и особые принципы действия - взаимодействия, автор полагает, что фактор взаимодействия должен стать предметом специального анализа при построении концепции единого образовательного пространства, во-первых, и, во-вторых, реальным средством конструирования последнего, что предполагает вычленение содержательных элементов и характеристик субъектов взаимодействия.

7. Принципиально должны быть пересмотрены позиции участников, формирующих и функционирующих в едином образовательном пространстве. Известно, что главной тенденцией в предшествующий (до СНГ) период (хотя и объективно обусловленной в соответствующее время) была главенствующая позиция Центра по отношению к `периферии`, когда единые принципы образования реализовывались в рамках центростремительных направлений, причем не просто в приказном порядке, но и сами субъекты воспринимали это как должное, желаемое, а при существовавших больших разрывах в политических, экономических взаимоотношениях культурно-национальное выступало в качестве дополнения к обязательной образовательной программе. Ныне представляется важной переориентировка направленности отношений всех субъектов при сочетании общего и автономного.

При организации единого образовательного пространства вышеназванная переориентировка обеспечивается равноправной позицией всех самоопределяющихся субъектов, создающих это пространство, когда объективная потребность в расширении информации, в ее углублении, маневренности полагает необходимость интеграции и страны, входящие в общее образовательное пространство, выступают инициаторами выхода в сложные, многоплановые связи или через избираемый ими `Центр`.

8. Тенденция укрепления государственного самоопределения в современных условиях будет объективно выводить страны СНГ не только на расширение экономических, но и культурных связей, которые в наибольшей степени могут реализовываться в образовании, обеспечивающем преемственность поколений. Самоопределение предполагает расширение общей представленности в мире, которая требует соответствующего уровня подготовки, владения знаниями, информацией. Оптимальным условием для реализации идей самоопределения является вхождение в общий круг интеллектуально-образовательного единства в рамках взаимодействия стран СНГ.

Принципы, которые были заложены в образовательные программы 70-90-х гг., приобщавшие к мировым достижениям, механизмы освоения знаний остаются действенными, обеспечивая в значительной мере рабочие основания для построения на их базе качественно нового образовательного пространства СНГ.

9. В условиях роста самоопределения, самоутверждения стран, входящих в состав СНГ, прежние механизмы государственной организации интеграционных процессов, направленных на развитие единого образовательного пространства, чисто психологически встречают разного рода препятствия. Более мобильными, более пластичными в этом плане являются механизмы, формы и типы связей различных общественных структур, осуществляющих формирование общих систем и отдельных программ, взаимообмен и пр. Это тем более целесообразно, так как само общество в настоящее время все активнее проявляет интерес к образованию и расширению своего влияния в ряде социокультурных и, прежде всего, образовательных сфер.

10. При наметившейся на современном этапе исторического развития тенденции самоограничения под лозунгом самоопределения, с одной стороны; с другой - при четко проявляющемся росте тенденций общественного действия, общественного контроля, появления задач, решение которых непосильно даже объединенным усилиям договаривающихся государств, общественные начала, провозглашавшиеся ранее как лозунг, должны и могут стать основой организации образовательной и воспитательной деятельности, расширения и наращивания знаний, давно ставших всеобщим достижением человечества. Поиск различных уровней, форм, типов в организации общественных связей, структур и сфер в построении единого образовательного пространства является одним из краеугольных камней его создания.

Структура научной монографии. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Она иллюстрирована 27 таблицами, 4 диаграммами и 9 рисунками.

Во введении определяется актуальность темы исследования, исходные позиции автора, формулируется цель и задачи исследования, его гипотеза, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, рассматриваются ее методологические основания и методы исследования, излагаются принципиальные положения, раскрывающие замысел работы.

Глава первая `Образование в воспроизводстве системы субъектных отношений` состоит из двух параграфов, которые посвящены определению роли и места образования в жизнедеятельности общества и в структурной организации государства. Здесь раскрываются особенности и функциональная нагрузка образования как особого социокультурного явления, тенденции его развития на конкретно-исторических этапах (главное внимание акцентируется на тех моментах, которые раскрывают позиции общества и государства в их отношениях с разными субъектами). Подчеркивается, что образование является важным инструментом воздействия на разные слои, этнические группы населения, их организацию, выступая механизмом формирования граждан, условием развития производительных сил общества.

Вторая глава `Социокультурные условия и характеристики формирования отношений субъектов России и CCCP в процессе развития системы образования`, состоящая из трех параграфов, связана,

во-первых, с рассмотрением некоторых основных моментов проведения образовательной политики Российского государства в XIX-XX вв. Основной упор здесь делается не только на показе объединительных тенденций, `подтягивании` разных слоев до определенного уровня образования, но и на расширении сферы дифференцированного образования, целенаправленного на его использование как в деле воспроизводства рабочей силы, так и в прогрессивном просветительстве. Детально прослеживается характер решения государством проблемы формирования своих граждан при помощи образования, охватывающего разные слои, группы, национальные районы, обеспечивая опорные точки и развивая особое отношение к образованию, выступающему важным социально-психологическим фактором, который учитывался при формировании всего российского пространства.

Во-вторых, здесь рассмотрены главные принципы образовательной политики в годы существования Советского Союза, когда особое значение придавалось втягиванию в образование всех регионов, всех национальных республик, краев, при попытке создания сплошного образовательного пространства.

В двух параграфах данного раздела раскрывается несколько важных проблем. Прежде всего показывается этнокультурное разнообразие страны, и в связи с этим рассматриваются задачи образовательной политики. Определяются пути включения в систему образования всего этнического многообразия групп, слоев. Развернуто обсуждается проблема `заполнения` образования, структурно-содержательные моменты его формирования, особое место отводится вопросам языка обучения - роли русского языка в развитии образовательного пространства.

Третья глава `Тенденции развития отношений субъектов СНГ и место образования в формировании новой системы их взаимодействия`, состоящая из двух параграфов, посвящена рассмотрению особенностей ситуации, сложившейся в сфере образования в странах СНГ. Обсуждается национальная политика этих стран, проблемная ситуация, сложившаяся в образовательной области отдельных государств Содружества. Прослеживаются некоторые характерные тенденции, дифференцированно проявляющиеся в разных странах. Специально рассматривается конкретно-исторический контекст развития образования этих независимых государств. Особое значение придается социально-психологическому определению явления инерции действия исторически сложившихся стереотипов, форм и механизмов организации образования.

Четвертая глава `Субъект-субъектные отношения взаимодействия как основание структурирования образовательного про-странстваТГНГ` состоит из двух параграфов и посвящена,

во-первых, обсуждению существующих возможностей развития системы отношений, выводящих на формирование единого образовательного пространства;

во-вторых, обсуждению концептуальной позиции автора, излагающей важнейшие принципы организации такого пространства.

Подробно рассматриваются возможности построения пластичной системы взаимоотношений субъектов и организации системы их взаимодействия. Автором предлагаются определенные социально-психологические принципы построения образовательного пространства, ориентированные на новые подходы, в частности, замены действенных направленностей из центра на периферию - на позицию: из многих разных центров в условно объединяющий центр.

В заключении диссертации особое внимание уделяется:

а) тенденциям развития системы отношений между субъектами (функционирующими на евразийском пространстве) сферы образования - от Российского государства через СССР к СНГ;

б) рассмотрению задачи формирования системы взаимодействия стран СНГ в области образования на рубеже XX-XXI вв., входящих, с одной стороны, в человеческое общество в целом; с другой - имеющих свои специфические характеристики.

Раскрываются проблемы сохранения и укрепления единого образовательного пространства Содружества в плане организации оптимальных форм развития образования в каждой из его стран, дающих оптимальный выигрыш как для отдельных субъектов, так и для всего СНГ.

 

03.09.2003

П.А.Малыхин

www.humanities.edu.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован