14 июля 2009
1591

`Борьба с коррупцией - одна из основных задач`

В марте 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан указ, в соответствии с которым в структуре федеральных органов исполнительной власти было предусмотрено образование Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзора. В июне 2004 года своим приказом Росфиннадзор создал территориальные органы, в том числе Территориальное управление в Республике Коми. Об итогах первой пятилетки рассказал его руководитель Владимир ТУКМАКОВ.

- Владимир Алексеевич, названия таких организаций, как, например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, на слуху у каждого. А чем была вызвана необходимость создания Росфиннадзора?

- Росфиннадзор как самостоятельный орган исполнительной власти Российской Федерации возник пять лет назад в рамках проводимой федеральным правительством административной реформы. Но по своему основному функционалу Росфиннадзор - преемник Департамента государственного контроля Министерства финансов Российской Федерации, история создания которого уходит корнями в прошлый век - далекий 1923 год. Тогда в составе Наркомфина было создано Финансово-контрольное управление. Так и Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Коми возникло не на пустом месте. Его костяк - работники Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Коми.

- Какие функции сегодня закреплены за управлением?

- Я выделил бы три основных направления нашей работы. Первое - это надзор за соблюдением бюджетного законодательства и контроль за использованием средств федерального бюджета, федерального имущества и средств государственных внебюджетных фондов. Перечень объектов контрольных мероприятий достаточно широк - это силовые структуры и правоохранительные органы, территориальные органы федеральных ведомств, размещенные в Республике Коми, научные и образовательные учреждения Российской Федерации. Помимо бюджетных учреждений мы контролируем деятельность территориальных органов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования).

Республиканские министерства и ведомства, органы местного самоуправления, республиканские и муниципальные учреждения также являются объектом нашего внимания в части расходования ими межбюджетных трансфертов, которые выделяются республике из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий, имеющих целевое назначение.

Второе направление нашей работы - проверка соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства Российской Федерации, а также требований, которые установлены органами валютного регулирования - Правительством Российской Федерации и Центральным банком России. В ходе проверок выявляются факты осуществления незаконных валютных операций, факты открытия счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации с нарушением установленного порядка, факты нарушения сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям.

И, наконец, третье направление - осуществляем надзор за тем, как органы государственного и муниципального финансового контроля соблюдают федеральное законодательство о финансово-бюджетном надзоре.

- Одна из целей административной реформы - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Какими показателями измеряется деятельность контролирующих органов, в частности вашей службы?

- Дискуссии по поводу того, как оценить эффективность государственного финансового контроля, не прекращаются, и мнения на этот счет разнятся. Казалось бы, куда проще - чем больше нарушений выявил контролер-ревизор, тем лучше он сработал. Но когда нарушений в ходе контрольного мероприятия не выявлено, я не могу в этом упрекнуть ревизора. Сокращение количества недостатков тоже может рассматриваться как положительный показатель работы органа государственного финансового контроля, результат профилактической составляющей его деятельности.

Соглашусь с мнением о том, что, говоря о выработке критериев оценки, необходимо сосредоточиться на качестве работы органов государственного финконтроля, начиная со Счетной палаты Российской Федерации, Росфиннадзора, региональных счетных палат и заканчивая органами внутреннего (внутриведомственного) контроля. Речь идет о качестве планирования, безусловном соблюдении административных регламентов при проведении ревизий и проверок, сборе документов и объективной, аргументированной их оценке при изложении выводов по итогам контрольных мероприятий.

- Каковы основные итоги работы управления за первые пять лет?

- Специалистами управления проведено более 1800 ревизий и проверок. При этом практически каждой второй проверкой вскрывались те или иные нарушения. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила более полутора миллиардов рублей.

По результатам проверок возмещено около 200 млн. руб. По фактам нецелевого расходования средств более сотни должностных лиц привлечено к административной ответственности. Наложено штрафов на общую сумму 860 тыс. руб. По инициативе управления 295 материалов ревизий и проверок было передано в правоохранительные органы, прежде всего в прокуратуру Коми, с которой мы за эти годы наладили тесное конструктивное сотрудничество.

В рамках осуществления управлением валютного контроля по итогам проведения плановых проверок, а также по итогам рассмотрения материалов, которые поступают к нам от агентов валютного контроля - таможенных органов и территориальных подразделений Федеральной налоговой службы, вынесены постановления о привлечении к административной ответственности и наложении штрафов на сумму 7 млн. 800 тыс. руб. Из этой суммы сегодня реально взыскано менее половины. Основная причина - уклонение от уплаты штрафов и проведение процедур банкротства организаций.

- Сотрудники вашего ведомства, как и других контролирующих органов, подвержены коррупционным рискам. Какие меры принимает Росфиннадзор для того, чтобы эти риски сократить?

- Борьба с коррупцией - одна из ведущих ролей. В июне прошлого года приказом Росфиннадзора утверждена ведомственная антикоррупционная программа, рассчитанная на период 2008-2010 годов. Мероприятия, которые запланированы в рамках выполнения этой программы, нацелены на выстраивание эффективной системы противодействия коррупции в деятельности Росфиннадзора и его территориальных органов.

Противодействие коррупции может достичь значимого успеха лишь при сотрудничестве с институтами гражданского общества. Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Коми открыто для такого сотрудничества.

Иван ПЕТРОВ
gazeta-respublika.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован