28 марта 2008
938

Борис Гранатов: `Весна, творчество и любовь...`

Интервью - в гостях у Бориса Гранатова

С художественным руководителем Театра для детей и молодежи, народным артистом России Борисом Гранатовым мы встретились накануне Международного женского дня. Поэтому и разговор начали с праздничной темы...

- Борис Александрович, март для Вас - сплошной праздник: 2 марта - день рождения, затем 8 Марта, следом 20 марта - Международный день детского и юношеского театра и, наконец, 27 марта - Международный день театра. Какой праздник самый любимый?

- Раньше любил свой день рожденья. С возрастом - все меньше. 8 Марта - светлый, радостный праздник. Чувствуешь - наступила весна!
20 марта... Этот день пока - сплошной вопрос. Отмечается этот праздник совсем недавно, и никаких традиций его празднования еще нет. А 27 марта - день большой работы. Это и традиционный актерский капустник, и подведение итогов конкурса лучших актерских работ. Проводит этот конкурс Вологодское отделение Союза театральных деятелей России, а я его председатель, поэтому забот много. К тому же часто я ставлю этот праздничный вечер как режиссер. В общем, так часто бывает: когда другие отдыхают, театры работают. И в свой профессиональный праздник мы тоже работаем. А как же иначе?

- В одном интервью Вы сказали, что время измеряете не календарными месяцами, а премьерами. Какими премьерами "измеряется" эта весна?

- 29 февраля, в последний день зимы, у нас состоится премьера спектакля "Поворот ключа" по пьесе Милана Кундеры, одного из самых значимых писателей и драматургов ХХ века. Пьеса написана в 1962 году, когда он был еще гражданином Чехословакии. После "пражской весны" 68-го года, когда в страну вошли советские танки, Кундера был объявлен антисоветчиком. Позже он уехал во Францию, где и живет до сих пор. Пьеса рассказывает о периоде оккупации Чехословакии фашистами, но мы с художниками Виктором Пушкиным и Ольгой Резниченко посмотрели на эту историю шире. Можно коротко охарактеризовать ее так: "Когда-то в некой оккупированной стране..."
А в самом начале марта мы приступаем к репетициям спектакля "Вишневый сад" Антона Павловича Чехова. Думаю, к концу мая работу завершим.

- Все Ваши спектакли так или иначе о любви: и "Отцы и дети", и "Гусарская баллада", и даже "Сказка о белокурой фее и китайском императоре"... А новый спектакль "Поворот ключа" тоже о любви?

- Конечно, о любви. За окном тихой квартиры, где живет молодой архитектор Иржи с любимой женой, кипят бурные политические события. Он не хочет в них участвовать, но помимо воли оказывается втянутым в самый круговорот. Однако человек имеет право сам делать выбор: что для него важнее - быть в гуще политической борьбы или отгородиться от нее, жить, любить, невзирая ни на что. Это одна из главных тем спектакля.

- Что "Вишневый сад" будет о любви - это даже не обсуждается. Знаю, что роль Раневской вы отдали Яне Лихотиной, почему?

- Да, на роль Раневской я пригласил актрису "Театра Танца Постникова" Яну Лихотину. Она работала уже в нашем театре в 90-х годах, играла, в частности, в спектакле "Насмешливое мое счастье" Лику Мизинову - возлюбленную Антона Павловича Чехова, Машу Миронову в "Капитанской дочке"...То, что Лихотина - танцовщица, для меня принципиально...

- А существует ли понятие "идеальная актриса"? Вы встречали таких?

- Искусство, как и сама жизнь, - это стремление к идеалу. А "застывших", идеальных форм ни в жизни, ни в искусстве, по-моему, не бывает. Я думаю, актриса или артист могут идеально соответствовать какой-то определенной роли. Так, для меня идеальна Ирина Мирошниченко - Елена Андреевна в фильме "Дядя Ваня" А. Кончаловского. А "идеальной актрисы вообще" не существует.

- Как-то вы сами назвали театр "маленькой фабрикой". Кому легче работать на этой "фабрике": мужчинам или женщинам?

- Константин Сергеевич Станиславский как-то сказал: "В театре первые 25 лет трудно, потом... не легче". В этой шутке, как и в любой другой, есть доля истины. Если работать, творить, постигать свою природу, профессию, то легкой жизни в театре не будет никогда и никому: ни мужчинам, ни женщинам. Артисты - особые люди. Это как бы женская часть человечества. В природе мужчин-артистов, несомненно, заложено женское начало. Я имею в виду особенности психики: эмоциональность, взвинченность, жажда успеха, комплиментов. Вы можете представить инженера-механика, любящего гримироваться, или врача, готового часто переодеваться в самые разнообразные наряды? А все это - часть актерской профессии.

- А вообще в России, как Вы думаете, кому легче сделать карьеру: мужчинам или женщинам, или это не зависит от половой принадлежности?

- Я считаю, что все всегда зависит от личности человека, а не от национальных, половых или социальных признаков. Главное - индивидуальность! Победители и неудачники существуют и среди женщин, и среди мужчин. Есть успешные бизнесвумен, которые сделали самостоятельно карьеру и при этом не утратили своего очарования. Главное - быть личностью!

- Спасибо, Борис Александрович, за это "весеннее" интервью. Удачи Вам в творчестве!

- А я, в свою очередь, желаю всем вологжанкам любви, здоровья, счастья, радости и исполнения всех, самых заветных желаний!


Беседовала Ольга Олевская

www.cultinfo.ru

28.03.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован