02 июля 2007
5533

Борис Гуселетов: Повышение эффективности деятельности региональных и местных органов власти: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта последних лет

Главная задача демократического правового государства - обеспечить условия для реализации прав и свобод своих граждан. Важную роль в ее решении играют органы власти и управления конкретных территориальных образований: региональных или муниципальных. От них все больше зависит практическая реализация гарантированных государством прав и свобод граждан и обеспечение возможности их удобного проживания: нормальные жилищные условия, включая предоставление жилищно-коммунальных услуг; новые рабочие места; медицинское обслуживание; образования; общественная и экологическая безопасность и т.д.

Опыт многих зарубежных стран и России доказал: решать эти проблемы посредством жестко централизованной системы госуправления неэффективно и маловероятно. Важнейшая проблема для развитых стран - поиск баланса между потребностью в общей государственной политике и необходимостью отражения интересов разных групп населения, учитывая их географические, исторические, демографические, культурные и иные особенности. Обычно ее решение достигается путем нахождения "динамичного равновесия" между централизацией и децентрализацией, т.е. центр признает автономию региональных и муниципальных властей, но сохраняет над ними юридический, финансовый и отчасти административный контроль.

Но сегодня не менее важным становится развитие инициатив по совершенствованию механизма общественного управления. В качестве основных критериев эффективности этих преобразований используют, во-первых, более широкое применение рыночных механизмов управления, стимулирующее расширение выбора общественных услуг и снижение общественных затрат. И, во-вторых, связанная с этим необходимость децентрализации власти и управления. Об этом говорят известные западные ученые Д. Осборн и Т. Гэблер в своей книге "Реформирование правительства. Как дух предпринимательства трансформирует общественный сектор" . Из сформулированных ими 10 принципов реформы общественного управления, отметим три:

- существенное ослабление централизованного контроля и делегирование управленческой ответственности;

- децентрализация решений о предоставлении услуг;

- наделение нижестоящих уровней власти и управления полномочиями предоставлять услуги самим себе.

Это объясняется тем, что местные власти рачительнее к общественным тратам, быстрее выявляют местные потребности и реагируют на их изменение. Они не так бюрократизированы, более склонны к инновациям, активнее привлекают местное население не только как потребителя, но и как производителя разнообразных услуг, что дешевле и эффективнее.

Но децентрализация влияет не только на эффективность. Она способствует развитию гражданского общества, росту социальной активности населения и, а значит, укреплению и развитию демократии.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован