20 октября 2004
3988

Борис Гутин: Таможенная связь

Получит ли логическое завершение интерес правоохранительных органов к таможне в Домодедово или все будет, как всегда?

По оценкам ряда специалистов, более трети российского бюджета формируется за счет таможенных поступлений. Одновременно и по уровню коррумпированности отрасль считается в числе "лидеров". Есть основания полагать, что ежегодный оборот теневого таможенного рынка - около $20 млрд. Преобразование "старой" таможни (ГТК) в Федеральную таможенную службу, судя по всему, пока ситуацию кардинально не изменило. Одна только Домодедовская таможня - а через нее в страну поступает немало грузов - и ее начальник Алексей Попов в последнее время не раз привлекали к себе внимание правоохранительных структур. Что это? Просто профилактика? Или интерес не без оснований?..

Алексей Попов, по крайней мере, фигура неоднозначная. История его появления на нынешнем посту примечательна. В свое время он начинал карьеру в Государственном таможенном комитете как водитель его председателя (тогда это был Анатолий Круглое). Затем быстро пошел вверх по служебной лестнице, став сначала начальником акцизной таможни, затем - начальником Западной таможни, начальником управления ГТК, первым замом начальника Шереметьевской таможни и, наконец, с августа 2002 года - начальником Домодедовской таможни. При этом ни на одном месте Алексей Попов (теперь уже генерал) сильно не задерживался.

За недолгий срок, в течение которого Попов руководил Шереметьевской таможней, в отношении его было возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". Однако через 2 месяца дело было прекращено, а сам Алексей Попов к тому моменту уже был переведен в Домодедовскую таможню.

Надо признать, что любая таможня - это не только хлебное место, но и в каком-то смысле горячая сковородка, средоточие интересов различных ведомств. Вот и Домодедовская не исключение. Только в этом году она уже несколько раз попадала в поле зрения прокуратуры. Так, 12 апреля 2004 года Московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте направила Попову представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях. Как следует из текста, "к числу наиболее распространенных нарушений, допускаемых должностными лицами таможни в процессе применения норм КоАП РФ, относятся нарушения установленных законом процессуальных сроков и порядка производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях".

Впрочем, все это можно, наверное, отнести к разряду рутинных взаимоотношений прокуратуры с одной из таможен. Ведь делу полезно, когда таможенники знают, что их работа - подконтрольна. Но тут мы, очевидно, имеем несколько иной случай: прокуратура что-то предписывает, а Васька, похоже, слушает да ест. Иначе с чего бы прокуратуре направлять 27 апреля с.г. новое представление на имя Попова об устранении нарушений законодательства о госслужбе РФ, а 9 июля - документ "об устранении нарушений законодательства, регулирующего таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления"?

Как следует из данного прокурорского документа, "анализ таможенного оформления ввозимых товаров в зоне деятельности Домодедовской таможни выявил ряд нарушений в документальном и фактическом контроле, в том числе при принятии решений на основании документов, которые не содержат достоверной и полной информации, позволяющей однозначно и полно идентифицировать ввезенный на таможенную территорию РФ товар".

Очевидно, неслучайно и то, что за время, в течение которого Домодедовской таможней руководит Алексей Попов, здесь было возбуждено еще одно уголовное дело - о незаконности действий "по прямому указанию начальника", то есть Алексея Попова, сотрудников Домодедовской таможни в отношении ОАО "Атран". Незаконность этих действий сотрудников таможни была подтверждена соответствующим решением арбитражного суда. И опять как с гуся вода. Так в чем же дело?

Как легко может предположить любой, кто мало-мальски знаком с нашей действительностью, вряд ли домодедовская или шереметьевская таможенные "машины" функционируют благодаря только господину Попову.

Фокус, очевидно, в другом. Чтобы попытаться понять, надо немного знать историю и предысторию вопроса. Известно, что два года назад бывший председатель ГТК Михаил Ванин назначил своим заместителем Бориса Гутина. Кто же это? Борис Гутин начинал карьеру в качестве инспектора ОБХСС еще в советское время, тогда же женился на дочери председателя правительства СССР, ныне депутата Госдумы, президента Российского союза товаропроизводителей Николая Рыжкова и довольно быстро пошел в гору. Потрудившись в КГБ в должности заместителя начальника отдела экономической контрразведки, Борис Гутин через некоторое время (вскоре после отставки Николая Ивановича Рыжкова) перешел на работу в ГТК - в управление по борьбе с таможенными нарушениями.

Именно в этот период, по имеющимся сведениям, Борис Гутин познакомился с предпринимателем Асадом Мехдиевым, что называется, контролировавшим десяток крупных таможенных терминалов, в том числе аэропорт Домодедово. Этот человек - своего рода легенда в известных кругах (ныне он скрылся за границей, говорят, что в Италии). Так вот, Мехдиев тоже начинал с малого: одно время работал дворником на подмосковной даче бывшего председателя ГТК Анатолия Круглова. А затем вырос в человека дела. Судя по всему, у него с Гутиным сложился крепкий взаимовыгодный тандем, а бывший водитель Алексей Попов, как можно понять, стал лишь звеном цепочки. Он в свою очередь также поставил на ключевые посты в Домодедово людей, проверенных временем и общими заботами.

Стоит отметить, что до прихода Алексея Попова в Домодедово на территории аэропорта работало несколько организаций, занимающихся перевозкой товаров народного потребления. Свою деятельность они осуществляли через 4 терминала. С появлением "новой власти" весь поток грузов и их таможенное оформление идет почему-то через один склад -СВХ "Домодедово-терминал".

Может, объяснение в том, что руководит СВХ "Домодедово-терминал" Виталий Качур, тоже, как говорится, человек Мехдиева? При этом надо помнить, что за месяц на терминале обрабатывается до 300 бортов. Солидный оборот!..

В июле при таможенном оформлении пяти самолетов "Боинг 757-230", оформленных в режиме выпуска для внутреннего потребления, были нарушены требования пункта 1 статьи 329 Таможенного кодекса РФ. Пошлины необходимо уплатить не позднее 15 дней с момента предъявления товара в таможенный орган. Здесь же просрочка составила от 25 до 61 дня, в бюджет страны недовзысканы пени на сумму более 11 миллионов рублей.

В первой половине сентября, если верить появившейся информации, следственным управлением ФСБ России в Домодедово было "профильтровано" 6 воздушных судов с товарами народного потребления. В результате взвешивания грузов выявилось, что реальный вес прибывших товаров не соответствует заявленному документально. На Домодедовской таможне, как следует из той же информации, чинились препятствия проведению проверки со ссылками на отсутствие то грузчиков и транспорта, то даже необходимых формальных документов у сотрудников ФСБ. По данному факту ряду господ, видимо, придется ответить на множество накопившихся вопросов. И они, наверное, убедительно ответят, как это уже бывало не раз в новой российской игре "оборотни в погонах", когда весь пар уходит в свисток.

Печально и другое. Жизнь ведомства вряд ли всерьез изменит новое "Положение о Федеральной таможенной службе". По имеющимся сведениям, на первой стадии оно явилось по большей мере плодом аппаратного творчества без привлечения тех юристов и экспертов, которые могли бы выявить в существующем законодательстве коррупционные лазейки. То ли денег пожалели на спецов, то ли, как обычно, сильно быстро делали. Впрочем, наверное, еще не поздно изменить ситуацию.

"Виртуальная таможня" по материалам "Собеседник". 20.10.2004

http://ya.vch.ru:17000/hl/vch?url=webds/www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi%3Ftable_code%3D15%26action%3Dshow%26id%3D2775&mime=text/html&charset=windows-1251
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован