06 августа 2004
1367

Борис Вишневский: Почем лояльность?

Новые законы. Бедным и больным - отмена льгот, богатым и здоровым - еще две зарплаты к той, что уже имеется
Борис ВишневскийНа фоне громких дискуссий об отмене социальных льгот почти незамеченным осталось подписание Владимиром Путиным закона `О государственной гражданской службе Российской Федерации`. Между тем можно не сомневаться, в каких выражениях комментировали бы этот закон `льготники`, знай они его содержание. В частности - то, что касается оплаты труда чиновников.

Назад, в империю

Зарплата чиновников теперь будет складываться из оклада, соответствующего занимаемой должности, оклада, соответствующего `классному чину`, а также из `ежемесячных и иных дополнительных выплат`.
Если говорить о чинах, то аналог `Табели о рангах` - с разделением чиновников на советников разных классов - был введен еще в 1995 году. Теперь предлагается его `расширить и углубить`, введя целых пятнадцать уровней `классных чинов`, начиная с `действительного государственного советника 1-го класса` и заканчивая `секретарем государственной гражданской службы 3-го класса`.

К слову, интересно: надо ли будет обращаться к заместителю руководителя президентской администрации `Ваше Высокопревосходительство`? С какого `классного чина` будет даваться потомственное дворянство, имения, земля и крепостные, а с какого - только личное? Наконец, сможет ли высший чин посылать низшего на конюшню, дабы там его выпороли?..

Что касается `дополнительных выплат`, то установленные свежеиспеченным законом суммы весьма наглядны. Самая скромная выплата - за выслугу лет: от 10% (при стаже до 5 лет) до 30% от оклада (при стаже более 15 лет). За ней идет надбавка `за особые условия гражданской службы`, которая может доходить до 200 процентов от оклада. Далее идут `премии за выполнение особо важных и сложных заданий` - у которых и вовсе, как записано в законе, `максимальный размер не ограничивается`. Далее идут `ежемесячное денежное поощрение`, `единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска` и `материальная помощь`, размеры которых также не лимитированы.

Впрочем, средние размеры доппайка подсчитать можно. Согласно закону, годовой фонд оплаты труда чиновника составляет 39,5 месячных окладов. Иначе говоря, дополнения более чем в два раза превышают основное жалованье. Получает, допустим, министр около трех тысяч долларов в месяц (такую цифру в апреле обнародовал вице-премьер Александр Жуков) - а будет иметь десять с лишним. К тому же оклады подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции.

Неплохим денежным содержанием, однако, блага чиновников не ограничиваются.

Есть бюджетники и бюджетники

Для `обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами` - для всего этого чиновникам теперь будут служить разнообразные гарантии. Например, `право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания`, которого по факту частенько оказываются лишены многие их тех, кто не имеет счастья быть `государевыми людьми`.

Далее, в отличие от других бюджетников чиновник и члены его семьи (в том числе после выхода государственного служащего на пенсию) имеют право на медицинское страхование за государственный счет. Наконец, чиновник имеет право один раз за все время государственной службы получить субсидию на приобретение жилой площади - о чем и мечтать не могут ни врачи, ни учителя, ни детсадовские нянечки.
Но что же это за ограничения, которые надо компенсировать столь щедрым образом? Речь идет о запрете для чиновников заниматься предпринимательством, участвовать на платной основе в работе органов управления коммерческими организациями, получать за исполнение своих обязанностей подарки и вознаграждения. А также ездить в командировки за счет физических и юридических лиц, принимать без разрешения начальства награды и почетные звания, использовать служебное положение для предвыборной агитации или в интересах политических партий - и так далее.
Все эти ограничения, впрочем, или не слишком существенны, или элементарно обходятся. В противном случае никак нельзя объяснить, почему уровень жизни многих российских министров (да и чиновников более низкого уровня) разительно не соответствует их официальному жалованью.

Что же касается запрета на использование должностного положения в партийных интересах, то в условиях тотального членства чиновников в новой `руководящей и направляющей` очень хотелось бы посмотреть, как их будут наказывать за протекцию собственной партии. Пока что мы повсеместно видим обратное: так, в Петербурге главы районных администраций, состоящие в `Единой России`, под любыми предлогами запрещают оппозиции проводить публичные акции с критикой деятельности `единороссов`.

Молчание антиконституционно

Наконец, в законе установлено еще одно ограничение для госчиновников: им запрещается `допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей`, если это не входит в их должностные обязанности. Иначе говоря, функционерам строго запрещено публично говорить о том, что они думают о деятельности президента, правительства, министров, губернаторов и прочего начальства (не только своего, но и чужого).
Указанный запрет видится вполне антиконституционным: 29-я статья российской Конституции запрещает принуждать кого-либо к отказу от выражения своего мнения. Конечно, другая - 55-я - статья Конституции разрешает ограничивать права и свободы граждан `в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства`. Но вряд ли на это в данном случае можно ссылаться.

Или теперь критиковать власть - значит разрушать основы конституционного строя, подрывать обороноспособность страны и безопасность государства? Кажется, такое уже было.

Досье МН
Лев ЯКОБСОН,
проректор Высшей школы экономики:

- Госслужащие имеют некоторые преференции во многих странах - в том числе и развитых. Например, чиновника труднее уволить, чем работника частного сектора. Многие государства дают им преимущества в пенсионной сфере - например, Франция, Канада... Правда, госслужба - не единственный работодатель, предоставляющий подобные преференции.
Что касается других льгот, на Западе они менее распространены. Но давайте помнить, что оплата чиновников по сравнению с российскими мерками там относительно выше - под этим я понимаю соотношение зарплаты чиновника со средним уровнем оплаты труда. В развивающихся странах чиновником быть крайне выгодно. В индустриально развитых они получают несколько меньше, чем менеджеры того же уровня в частных компаниях. Однако разница эта составляет лишь десятки процентов, а не разы, как в России.




1998-2004 ИД `МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован