08 апреля 2002
151

Бюджет

В крае достаточно развитая финансовая инфраструктура региона. Красноярский край относится к небольшой группе регионов-доноров и поэтому его взаимоотношения с федеральным бюджетом сложились, в основном, через участие в программах, которые на долевых началах финансировались из федерального и краевого бюджетов.
По состоянию на 01.11.98 задолженность федерального бюджета перед бюджетом края составляет 160,6 млн. руб., в том числе: 39,0 млн. руб. - по государственной поддержке завозов грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, осуществляемой путем возмещения части транспортных расходов по доставке нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия; 121,6 млн. руб. - по финансированию государственных инвестиций в 1998 г.
Субъектами межбюджетных региональных взаимоотношений в крае являются 59 территорий, в числе которых 17 городов и 43 района, из них самодостаточны по доходам 12 территорий. Основная же часть сельских территорий не имеет собственной доходной базы для покрытия сложившихся расходов в социальной сфере. Основными территориями-донорами являются: г. Норильск, г. Красноярск. Дополнительную нагрузку на бюджет края налагает его природно - климатические особенности, поскольку 2/3 территории края - это районы Крайнего севера и приравненные к ним местности.
В сфере межбюджетных отношений субъектов региона с каждым годом все более закрепляется неравенство в бюджетной обеспеченности для покрытия расходов социальной сферы. Такое положение является следствием планирования средств на покрытие расходов для социальной сферы от достигнутого уровня в предстоящем году. Таким образом, то неравенство в социальной сфере территорий, которое было зафиксировано в 1992 году с учетом тех процессов, которые происходят в экономике России, с каждым годом все усугубляются. Поэтому для нормализации бюджетных взаимоотношений и стимулирования органов местного самоуправления, для развития собственной доходной базы в крае сделана попытка ввести реально обоснованные социальные стандарты и нормативы. В настоящее время в крае работает специальная комиссия, созданная на основе Постановления Губернатора края, которая планирует закончить разработку минимальных государственных стандартов и нормативов в Красноярском крае к июню 1999 г.
С учетом недостаточности денежной массы в крае, для повышения собираемости налоговых платежей в краевой бюджет, губернатором Красноярского края принято в 08.07.98г. Постановление `О поставках продукции, товаров, работ, услуг в счет уплаты налогов в краевой бюджет` и утверждено соответствующее Положение.
В течение ряда лет краевой бюджет принимался с дефицитом, который покрывался за счет внешних и внутренних источников (ссуды федерального бюджета, банковские кредиты, внешние заимствования). Поскольку все обозначенные источники, как правило, шли на погашение текущих расходов (задолженность по заработной плате, или социальные гарантии), а не на бюджет развития, то к сентябрю 1999 года внешний и внутренний долг краевого бюджета составил 748,1 млн. руб. (или 13% от расходов краевого бюджета). Поэтому губернатором края было принято решение о формировании на 1999 год сбалансированного по доходам и расходам краевого бюджета без обозначения дефицита, поскольку внутренних источников покрытия в настоящее время нет, а внешние источники проблематичны. Таким образом, при наличии реального дефицита (нет необходимого количества средств для финансирования бюджетных расходов), в первую очередь для финансирования в проекте бюджета на 1999 год заложено в полном объеме финансирование защищенных статей краевого бюджета, которые определены в краевом законе `О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Красноярском крае`.
В настоящее время внутренний долг по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы из средств краевого бюджета составляет 67,1 млн. рублей, по финансированию объектов капитального строительства - 54,0 млн. рублей.
В целом относительно благополучное финансовое положение края во многом определяется активным участием его во внешней торговле России. В 1996 г. доля края в экспорте страны в целом составила 3,6%, а по отдельным товарным группам существенно выше: алюминия - 39%, меди - 52%, никеля - 57%, пиломатериалов - 25%. До 50% доходной части бюджета края составляют поступления от предприятий, работающих на экспорт. В целом доля экспорта в промышленном производстве края составляет более трети, а в производстве алюминия - 67%, никеля - 74%, нитей искусственных - 87%, меди - 45%, дизельного топлива - 31%, пиломатериалов - 43%. Если в целом по стране имеет место падение темпов роста экспорта на 10 - 15% в год, то в Красноярском крае объем экспорта в 1996 году вырос по сравнению с 1995 годом на 24%, а физический объем внешней торговли - в 1,2 раза.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован