29 апреля 2002
113

Бюджет

Нижегородская область одна - из крупнейших бюджетообразующих областей Российской Федерации. По доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет России (по состоянию на 1 сентября 1999 года) в общем объеме бюджета область занимает 13 место среди регионов Федерации, а по доле налоговых поступлений в федеральный бюджет - 10.
За январь-сентябрь 1999 года доходы консолидированного бюджета области составили 6288 млн. руб. и выросли по сравнению январем-сентябрем 1998 г. на 19,8%, при росте потребительских цен за этот период в 2,3 раза.
Наиболее значительно выросли поступления от местных налогов (на 59%), подоходного налога с физических лиц (на 39%), а также доходы от использования госимущества (на 50%). В целом исполнение бюджета по доходам составило 59% к годовому плану, а по налоговым доходам на 66%.
Наблюдается тенденция роста доли налоговых доходов с 81,6% по итогам 9-ти месяцев 1998 года до 86,3% по итогам 9-ти месяцев 1999 года, положительным моментом является сокращение доли взаимозачетов с 61% до 40,3%. Дефицит бюджета составил 12,3% к уровню доходов (на 2% больше, чем за соответствующий период 1998 г). Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему на 1сентября составила 10044 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет 7191 млн. рублей.
В целях обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей для учреждений и организаций бюджетной сферы в отопительный период 1999 - 2000 годы департаменту финансов администрации Нижегородской области разрешено произвести взаимные расчеты поставщиков топлива с предприятиями, выпускающими высоколиквидную продукцию, с предоставлением им налогового освобождения по платежам в областной бюджет.
Областной департамент финансов сформировал проект бюджета области на 2000 год. 7 декабря члены бюджетного комитета областного Законодательного Собрания впервые увидели этот документ и приступили к его обсуждению.
Доходы бюджета спрогнозированы в объеме 11735 млн. рублей (9387,2 млн. рублей в 1999 году), расходы - 13109,4 млн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета не превышает 1374,4 млн. рублей или 9,5%. Для сравнения, прошлогодний бюджет был принят с дефицитом чуть более 18%. Несмотря на то, что дефицит превышает пятипроцентный `потолок`, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, нынешний бюджет `здоровее` предыдущего почти в два раза. Для покрытия бюджетного дефицита есть два пути - во-первых, увеличение неналоговых доходов территорий за счет инвентаризации земли и имущества граждан (на сегодня налоги платят лишь 33% владельцев земель, домов и строений), а во-вторых, введение жесткого режима экономии во всем. Для этого департамент финансов рекомендует ввести для бюджетных учреждений области количественные лимиты на потребление электроэнергии, тепла и воды.
С 2000 года на городские и районные бюджеты ляжет обязанность по выплате детских пособий, жилищных субсидий и выплат по законам `О ветеранах` и `О социальной защите инвалидов` кроме расходов по оплате за сжиженный газ, абонентской плате за радио и телефон и расходов на транспорт. Последние по-прежнему будут компенсироваться из областного бюджета.
Интересно, что департамент финансов предложил заложить в бюджет 2000 года своеобразный механизм материального стимулирования глав местного самоуправления - все средства, которые поступят в районные и городские бюджеты сверх плана по доходам (нормативы бюджетных отчислений утвердит Законодательное Собрание области), останутся в районах. Конечно, этот принцип выгоден в первую очередь благополучным районам - таких в этом году уже 5, они до конца ноября выполнили годовые планы по доходам. Этот механизм заставит глав районов и городов активнее работать с предприятиями-недоимщиками и искать пути для неналогового пополнения бюджетов.
Несмотря на дефицит и жесткий режим экономии, который можно назвать своеобразным девизом бюджета будущего года, департамент финансов расценивает бюджет как социально ориентированный. В нем заложено 20-процентное увеличение зарплаты бюджетникам с апреля. Чтобы деньги, выделенные областью на зарплату, доходили по адресу, 15 районов с начала 2000 года будут переведены на казначейское обслуживание - использовать `целевые` деньги со счета казначейства не по назначению (например, зарплатные - на ремонт дороги или строительство котельной) станет невозможно. В течение 2000 года на казначейскую систему обслуживания планируется перевести фактически все районы области. Статьи по зарплате и социальным выплатам будут профинансированы полностью, что позволит поддержать в регионе социальную стабильность и избежать всплесков недовольства, которые наблюдаются в этом году.
Областная администрация идет сейчас на любые меры для того, чтобы увеличить налогооблагаемую базу. Задачу первых двух лет губернская власть выполнила - добилась роста объемов промышленного производства. Теперь необходимо добиваться эффективности управления и рентабельности предприятий, что не всегда сопутствует увеличению выпуска продукции. Именно предприятия, платящие налоги и получающие прибыль, будут получать преференции от областного бюджета. Просто добиться роста производства недостаточно. Для того чтобы облегчить жизнь предприятиям и таким образом стимулировать увеличение платежей в бюджет, область продолжит принимать у них социальную сферу - к 2002 году этот процесс планируется завершить.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован