19 апреля 2002
94

Бюджет, финансы, фондовый и страховой рынки

Экономическая нестабильность, неплатежи, финансовый кризис 1998 года негативно отразились на исполнении бюджетов республики в 19961998 годах. В 1997 году консолидированный бюджет республики был исполнен с самым большим дефицитом за последние пять лет - по итогам года непрофинансированные расходы составили 16,7 процента.

1996-1999 годы - период использования преимущественно суррогатных форм расчетов с бюджетом. Пик платежного кризиса пришелся на 1998 год, когда доля неденежных поступлений в бюджет достигла 63,6 процента. Нарастающий системный финансовоэкономический кризис в 19961998 годах в экономике определил критическое положение промышленных предприятий. В 1998 году убытки всех отраслей экономики превысили прибыль, а удельный вес убыточных предприятий достиг 55 процентов.

В 1999-2000 годах ситуация существенным образом изменилась: растет число прибыльных предприятий, улучшается их финансовое положение, в результате многократно возрос положительный финансовый результат деятельности экономики республики в целом. В 1999 году консолидированный бюджет республики впервые исполнен с профицитом 5 процентов к расходам бюджета, в 2000 году профицит составил 1,3 процента.

О погашении облигаций второго транша Республиканского облигационного займа Республики Коми 2000 года.
Официальная информация Правительства РК
22 июня 2001 года Республикой Коми, в срок, утвержденный Условиями эмиссии и обращения облигаций облигационного займа Республики Коми 2000 года, осуществлено погашение облигаций второго транша республиканского займа на сумму 50 миллионов рублей. Республиканский облигационный займ Республики Коми 2000 года был зарегистрирован Министерством финансов Российской Федерации 6 декабря 2000 года. Эмитентом облигаций от лица Республики Коми выступило Министерство финансов Республики Коми. Объем эмиссии составил 150 миллионов рублей. Выпуск облигаций осуществлялся тремя траншами одинаковой номинальной стоимостью 50 миллионов рублей, имеющих различные сроки обращения: 3 месяца, 6 месяцев и 9 месяцев. Размещение облигаций состоялось 22 декабря 2000 года на СанктПетербургской валютной бирже. Облигации первого транша республиканского облигационного займа Республики Коми 2000 года также были полностью погашены облигационерам 22 марта 2000 года в соответствии с условиями займа.

Республика полностью и в срок исполняет принятые на себя обязательства. Облигации республиканских облигационных займов Республики Коми являются надежным объектом вложения средств и источником получения гарантированного дохода, обеспеченного средствами республиканского бюджета Республики Коми. Республика Коми имеет положительную кредитную историю, и, являясь надежным заемщиком, уделяет первоочередное внимание полному и своевременному исполнению обязательств перед инвесторами. Сегодня Республикой ведется работа по выпуску и размещению нового облигационного займа 2001 года, и мы приглашаем всех, кто заинтересован в приобретении надежных долговых инструментов к деловому сотрудничеству.

Приоритетные направления бюджетных вложений
на 2001-2005 гг.
в 2001 году
финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы республики;

выполнение текущих обязательств по выплате социального пособия малоимущим семьям, опекунских пособий;

погашение задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка малоимущим семьям;

текущая оплата услуг жилищнокоммунального хозяйства и погашение десятой части кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Коми;

в 2002 году

увеличение расходов, связанных с выполнением базовых функций государства (расходов на здравоохранение, образование, социальную помощь малоимущим семьям, культуру), на основе результатов инвентаризации и сокращения неэффективных бюджетных расходов;

полное погашение задолженности перед всеми категориями получателей ежемесячного пособия на ребенка;

погашение не менее 50 процентов кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Коми на основе ее инвентаризации;

в 2003 году

увеличение расходов на финансирование бюджета развития, в том числе расходов на капитальный ремонт зданий и приобретение оборудования для нужд организаций бюджетной сферы, на капитальные вложения;

погашение не менее 70 процентов оставшейся кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Коми на основе ее инвентаризации;

в 2004-2005 годах

увеличение бюджетных расходов на инвестиционную поддержку предприятий реального сектора экономики, в том числе малого бизнеса;

полное погашение оставшейся кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Коми на основе ее инвентаризации.

Банковская система Республики Коми
В Республике Коми функционирует 6 самостоятельных банков с 13 филиалами (в т.ч. 2 в г. Москве), 13 филиалов инорегиональных банков и 18 отделений Сбербанка РФ.

Размер зарегистрированного уставного капитала самостоятельных коммерческих банков республики составляет 137,7 млн. руб., что соответствует размеру фактически оплаченного уставного капитала:

Зарегистрированный уставный капитал
Количество банков

до 5 млн. руб.
1

от 5 млн. руб. до 10 млн. руб.
0

от 10 млн. руб. до 20 млн. руб.
2

от 20 млн. руб. до 30 млн. руб.
2

Свыше 30 млн. руб.
1


Самостоятельные коммерческие банки республики имеют необходимые лицензии Центрального Банка РФ на осуществление всех видов деятельности. Кроме того, самостоятельные банки республики являются активными участниками рынка ценных бумаг.

В целом с начала года объем средств в распоряжении банковской системы Республики Коми возрос на 626,3 млн. руб. и по состоянию на 01.07.01 г. составил 8 554 млн. руб. Ресурсная база сформирована в основном за счет привлеченных средств. Соотношение собственных и привлеченных средств банков составляют 10% к 90%, при этом доля собственных средств самостоятельных коммерческих банков республики по сравнению с инорегиональными филиалами существенно больше (15% против 7% соответственно). Основной прирост привлеченных средств происходит за счет вкладов населения, которые составляют 58,6% ресурсной базы. Данный факт можно рассматривать как укрепление доверия населения к банковской системе Республики Коми.

Основными направлениями размещения ресурсов являются межбанковские расчеты (52% от активов кредитных организаций), кредитные вложения (около 27%), вложения в ценные бумаги (11%), которые составляют 89% от всего размещения.

В текущем году продолжился рост кредитной активности банков и филиалов Республики Коми. Суммарный объем кредитов, предоставленных экономике, населению и финансовым органам, составил в первом полугодии 4 602,2 млн. руб., что в 1,9 раза превышает уровень первого полугодия прошлого года. Возрос удельный вес самостоятельных банков в кредитовании экономики, за январь-июнь предприятиям реального сектора ими было предоставлено 2 089,4 млн. руб. или 45,4% общей суммы кредитов.

Таким образом, благоприятная экономическая конъюнктура и относительная финансовая стабильность обеспечивают в 2001 году позитивные изменения в состоянии банковской системы Республики Коми. Наиболее стабильный приток денежных средств по-прежнему обеспечивают вклады населения. Общеэкономическая ситуация способствует росту спроса на кредиты и расширению кредитной активности, что приводит к росту ссудной задолженности. Не смотря на то, что текущий объем кредитования по-прежнему не покрывает потребности экономики, темпы роста ссудной задолженности кредитных организаций Республики Коми складываются заметно выше, чем прирост остатков по кредитам и займам, числящимся на балансах предприятий. Такая ситуация свидетельствует о повышении эффективности деятельности банковской системы Республики Коми в части трансформации сбережений в инвестиции.

У Правительства Республики Коми есть ряд уполномоченных банков, так уполномоченным инвестиционным банком республики по итогам конкурса является ОАО КРБ `Ухтабанк`, уполномоченным по кредитованию малого бизнеса - Филиал `Региональный` ЗАО КБ `ГУТА-БАНК`.

г. Сыктывкар
Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
ОАО `Северный Народный Банк` (Сыктывкар)
ОАО `КБ Коми Социальный Банк` (Сыктывкар)
ОАО `Банк Сбережений и развития` (Сыктывкар)
Филиал Коми регионального банка `Ухтабанк` (Ухта)
Филиал `Региональный` КБ `ГутаБанк` (Москва)
Филиал ОАО Банк `Менатеп СанктПетербург` (С.Петербург)
Филиал ОАО `Петровский Народный Банк` (С.Петербург)
Филиал ОАО `МПИБанк` (Москва)
Филиал `Коми` КБ `СтайлБанк` (Москва)
Филиал ОАО `Московский Банк Реконструкции и Развития` (Москва)
Филиал ОАО `Севергазбанк` (Вологда)

г. Ухта

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
Коми региональный банк `Ухтабанк`
Филиал КБ Газовой Промышленности `Газпромбанк` (Москва)
ОАО `Северный Народный Банк` (Сыктывкар)
Филиал ОАО `Банк Сбережений и развития` (Сыктывкар)

г. Сосногорск

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
Филиал ОАО `Севергазбанк` (Вологда)

г. Печора

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
Филиал Коми регионального банка `Ухтабанк` (Ухта)
Филиал Банка `Таврический` (СанктПетербург)

г. Усинск

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
Филиал Коми регионального банка `Ухтабанк` (Ухта)
ОАО `Северный Народный Банк` (Сыктывкар)
Филиал ОАО `Банк Сбережений и развития` (Сыктывкар)
Филиал ООО КБ `Роспромбанк` (Москва)

г. Инта

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
Филиал Коми регионального банка `Ухтабанк` (Ухта)

г. Воркута

Коми Банк Сбербанка Российской Федерации (Москва)
ОАО КБ `Воркута` (Воркута)
Филиал Коми регионального банка `Ухтабанк` (Ухта)
Филиал ОАО `Севергазбанк` (Вологда)

Приоритеты государственной политики в банковской сфере 2001-2005 гг.
В банковской сфере на предстоящий пятилетний период государственная политика направлена на формирование рынка капитала, достаточного для активизации инвестиционных процессов в республике; достижение высокой степени надежности банковской системы.

Необходимо обеспечить решение следующих важнейших задач:

сохранение и дальнейшее формирование стабильной и достаточной банковской инфраструктуры на основе сочетания различных групп кредитных организаций для обеспечения банковского обслуживания всех уровней экономики;

создание условий для расширения деятельности самостоятельных коммерческих банков республики на основе увеличения уставного капитала банков, как за счет действующих акционеров (участников), так и за счет привлечения новых собственников;

создание крупного регионального банка с государственным участием в уставном капитале, ориентированного на реализацию инвестиционных задач и создание возможности для альтернативного финансирования программ государственной важности наряду с бюджетным финансированием;

сохранение конкурентной среды в условиях усиления роли банков с государственным участием; обеспечение развития межбанковской конкуренции; исключение возможности получения отдельными банками преимуществ, лежащих вне сферы добросовестной конкуренции;

определение организационных и юридических форм объединения банков на строго добровольной основе в интересах инвестирования реального сектора экономики;

развитие комплексного банковского обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, включая организацию консультирования по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности и применения валютного законодательства;

содействие расширению филиальной сети кредитных организаций для обеспечения качественного банковского обслуживания всех уровней экономики и населения в условиях территориальной удаленности населенных пунктов республики;

привлечение коммерческих банков к подготовке инвестиционных проектов, имеющих реальные возможности для дальнейшего их финансирования;

координация федеральных и республиканских социальноэкономических программ с кредитной политикой банков;

повышение информационной открытости кредитных организаций, действующих на территории Республики Коми;

содействие разработке механизмов гарантирования вкладов в целях усиления заинтересованности граждан в долгосрочных вкладах и обеспечения равной конкуренции банков в сфере привлечения вкладов населения;

содействие формированию эффективной системы предоставления потребительского кредита, обеспечению возможности получения доступных ипотечных жилищных кредитов;

содействие развитию системы расчетов, системы обращения платежных средств, новых электронных банковских технологий;

контроль за обеспечением соблюдения банковской тайны, достаточного уровня конфиденциальности банковской информации; законодательное обеспечение эффективной работы банков с государственными контролирующими и фискальными органами;

активизация законотворческого процесса в области правового обеспечения банковской деятельности с целью устранения противоречий и пробелов в действующих законодательных актах;

совершенствование информационного, методического и научного обеспечения банковской системы;

содействие подготовке, обучению и повышению квалификации персонала банков;

проведение мониторинга состояния банковской системы в Республике Коми, установление тенденций ее развития;

содействие созданию и активизации деятельности банковских общественных организаций и сообществ в целях координации усилий по развитию банковской системы в Республике Коми.

Приоритетные направления деятельности в банковской сфере следующие:

стимулирование роста вложений ресурсов кредитных организаций в финансирование инвестиционных проектов, имеющих важнейшее значение для социальноэкономического развития республики;

создание экономических условий роста заинтересованности коммерческих банков во вложении средств в развитие экономики республики и принятие мер, препятствующих оттоку ресурсов за пределы республики;

содействие восстановлению доверия населения к банковской системе и стимулирование значительного увеличения объемов вкладов населения в кредитных организациях.

Совершенствование банковского законодательства и регулирования банковской сферы, выработка мер экономического стимулирования инвестиционной деятельности при сохранении уровня требований к устойчивости банковской системы, создание условий равной конкуренции позволят закрепить и обеспечить поступательное развитие положительных тенденций в банковской сфере.

Инфраструктура рынка ценных бумаг
В республике работают 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (7 - совмещают брокерскую и дилерскую деятельности, 2 - осуществляют брокерскую деятельность, 1 совмещает депозитарную деятельность с деятельностью брокерадилера, 1 - имеет лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, 1 - на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг).

Сформирована развёрнутая депозитарная сеть, состоящая из головного депозитария в г. Сыктывкаре и представительств в городах республики: Ухте, Усинске, Воркуте, Инте, Печоре и филиалов в городах: Санкт Петербурге, Кирове, Ставрополе, Пятигорске (на базе ЗАО `Деопзитарий ИФК`). Также можно отметить, что на территории республики в настоящее время осуществляют свою деятельность 10 специализированных регистраторов, имеющих соответствующую лицензии ФКЦБ России.

`Депозитарий ИФК` Республики Коми является одним из трёх небанковских учреждений на СевероЗападе и на сегодняшний день крупнейшим оператором по предоставлению депозитарных услуг на рынке СевероЗапада.

В ежеквартальных рейтингах десяти лидеров по объёмам совершённых сделок среди профессиональных участников СевероЗапада в течение 1999 года постоянно входили четыре инвестиционные компании республики: `Корпорация ИФК`, `Инвестиционная компания `Связь`, `Коми фондовый центр`, `Депозитарий ИФК`.

В целях контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, за выполнением ими требований законодательства о ценных бумагах и требований и стандартов раскрытия информации в соответствии с положением `Об аккредитации профессиональных участников рынка ценных бумаг, их филиалов и представительств, в том числе иностранных` проводится Аккредитация профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих свою деятельность в Республике Коми. Данная процедура направлена на повышение доверия инвесторов и акционеров к инвестиционным институтам и институтам, оформляющим переход прав собственности на рынке ценных бумаг, осуществляющих свою деятельность на территории Республик Коми.

По состоянию на 15 апреля 2000 года при Коми республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Главе Республики Коми аккредитованы следующие профессиональные участники:

Свидетельство No 22 от 26 октября 2000 г. Сыктывкарский филиал Закрытого акционерного общества `Национальная регистрационная компания` ( г. Сыктывкар, проспект Бумажников, д. 2), Срок аккредитации до 23 сентября 2000 года.

Свидетельство No 23 от 10 марта 2000 г. Закрытое акционерное общество `Северная инвестиционная компания` (г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 85). Срок аккредитации до 30 сентября 2000 года.

Свидетельство No 24 от 10 марта 2000 г. Закрытое акционерное общество `Золотая осень` ( г. Ухта, проспект Космонавтов, д. 19). Срок аккредитации до 17 сентября 2000 года.

Свидетельство No25 от 17 марта 2000 г. Открытое акционерное общество `Центральный Московский Депозитарий`( г. Москва, Орликов пер., 3, корп. В). Срок аккредитации до 23 сентября 2002 года

Свидетельство No26 от 26 марта 2000 г. Закрытое акционерное общество `Корпорация ИФК` (г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 54). Срок аккредитации до 23 июля 2000 года

Свидетельство No27 от 26 марта 2000 г. Закрытое акционерное общество `Депозитарий ИФК`, (г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 54). Срок аккредитации до 11 декабря 2000 года.

Свидетельство No28 от 26 марта 2000 г. Общество с ограниченной ответственностью `Сибирскоуральский регистрационный центр`(г. Екатеринбург, ул. Заводская, д. 27). Срок аккредитации до 12 февраля 2001 года.

Свидетельство No29 от 01 апреля 2000 г. Закрытое акционерное общество `РегистраторСвязь`(г. Москва, Пресненский Вал, д.27). Срок аккредитации до 8 октября 2002 года.

Свидетельство No30 от 01 апреля 2000 г. Закрытое акционерное общество `Московский Фондовый Центр` (г. Москва, ул. Буженинова, д.30). Срок аккредитации до 2 сентября 2002 года.

Свидетельство No31 от 06 апреля 2000 г. Открытое акционерное общество `РегистраторНИКойл` (г. Москва, Проспект Мира, д.16, стр. 2). Срок аккредитации до 24 июня 2000 года.

Свидетельство No32 от 14 апреля 2000 г. Общество с ограниченной ответственностью `Дилер` (г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д.115). Срок аккредитации до 17 сентября 2000 г.

Страховой рынок
В республике зарегистрировано 7 страховых компаний и 16 филиалов межрегиональных страховых фирм.

Представителем государства на рынке страховых услуг является компания `РосгосстрахКоми`.

Многие крупные российские страховые компании открывают свои филиалы на территории республики. Сегодня в Республике Коми действуют филиалы `Военно-страховой компании`, `Роено`, `Промышленно-страховой компании`, страховой медицинской компании `Медведь Лукойл`, компании `Энергогарант`, страхового общества `Афес`, страховой компании `Инкорстрах` и других.

Действующими на территории республики страховыми компаниями предоставляется весь спектр услуг по добровольному и обязательному страхованию.

Для обеспечения эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми со страховыми компаниями по созданию благоприятных экономических, правовых и других условий развития страхования в республике создан Координационный совет по страхованию при Главе Республики Коми.

Совокупный объем уставного капитала республиканских страховых компаний к середине 2001 года составил 23,1 млн. рублей.

98,8 % страховых взносов, собранных республиканскими страховыми компаниями за первое полугодие 2001 года, приходится на добровольные виды страхования.

Совокупный объем страховых выплат, осуществленных республиканскими страховыми компаниями, на 1 июля 2001 года достиг 115 млн. рублей.

Основными направлениями размещения имеющихся страховых резервов республиканских страховых компаний являются акции акционерных обществ, банковские депозиты и векселя, недвижимое имущество.

Основными направлениями деятельности является добровольное страхование (53% страховых взносов), имущественной страхование (21%) и обязательное страхование (5,5% от суммы всех страховых взносов). Наибольший объем страховых выплат приходится на добровольное страхование - 61,5% от общей суммы страховых выплат.
Правительством Республики Коми заключены Соглашения о сотрудничестве с двумя страховыми компаниями - `Промышленностраховая компания` и `Авиационный фонд единый страховой`. Предметом соглашения является развитие республиканского страхового рынка и расширение спектра страховых услуг.

Указом Главы Республики Коми создан Координационный Совет по развитию страховой деятельности при Главе Республики Коми.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован