04 апреля 2002
96

Бюджетно-финансовая политика

Бюджетно-финансовая политика, проводимая Правительством Республики Карелия в 2001 году, была направлена на совершенствование бюджетного процесса, мобилизацию дополнительных доходов в бюджеты республики, оптимизацию бюджетных расходов, обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Формирование доходной части республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории республики, производилось исходя из единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Расходная часть консолидированного бюджета республики сформировалась в пределах налогового потенциала республики и источников покрытия его дефицита, позволяющих решать приоритетные социальные задачи.

Изменения в федеральном налоговом законодательстве, с одной стороны, снизили налоговую нагрузку на предприятия, с другой стороны, привели к потерям доходных источников территории. В целях компенсации выпадающих доходов территории разработана и выполнена Программа мероприятий по увеличению доходной части бюджета. Реализация программы позволила обеспечить дополнительные поступления 279,9 млн. руб., в том числе в республиканский бюджет - 164,4 млн. руб.

Политика в сфере упорядочения расходов была направлена на повышение их эффективности и оптимизацию.

Принятие Закона Республики Карелия `О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия` позволило подойти к формированию республиканского бюджета и определению межбюджетных отношений на основе норм и нормативов.

В целях достижения эффективности использования бюджетных ресурсов, повышения качества управления бюджетными расходами, выработки показателей и критериев оценки их использования, сокращения задолженности в основных социально значимых отраслях Правительством была утверждена Программа оптимизации расходов республиканского бюджета на 2001-2002 год.

Мероприятия Программы предусматривают проведение работы по реорганизации сети, по оптимизации численности работников, инвентаризацию находящихся в государственной собственности зданий и сооружений, занимаемых организациями и учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, по упорядочению расходов на содержание зданий и обеспечению хозяйственной и функциональной деятельности бюджетных учреждений, инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности; мероприятия по развитию рынка платных услуг, установление порядка взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии, установление порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи гражданам.

На особом контроле Правительства республики находился вопрос обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата заработной платы работникам республиканских бюджетных организаций производилась вовремя.

С 1 декабря 2001 года в очередной раз в 1,89 раза повышена заработная плата работникам учреждений бюджетной сферы республики.

В результате напряженной и целенаправленной работы Правительства республики на начало 2002 года полностью ликвидирована задолженность по выплате пособий гражданам, имеющим детей. В настоящее время обеспечивается своевременная выплата детских пособий.

На начало 2002 года сокращена просроченная кредиторская задолженность республиканского бюджета за оказанные предприятиями республики услуги на 46 млн. рублей (на 1.01.2001 года - 74 млн. рублей, на 1.01.2002 года - 27,6 млн. рублей). На постоянном контроле в Правительстве Республики Карелия находился вопрос состояния расчетов учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные услуги. Просроченная задолженность за эти услуги за год сократилась с 15,4 млн. рублей до 5,4 млн. рублей.

Работа по управлению государственным долгом Республики Карелия была направлена на смягчение пиков неплатежей при исполнении бюджета, снижение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с экономическими возможностями республики.

За минувшие 4 года в сфере обслуживания государственного долга достигнута экономия средств республиканского бюджета в размере около 14 млн. рублей, обеспечен рациональный уровень состава и качественных показателей долга. По ряду направлений созданы передовые технологии и правовые механизмы, позволяющие закрыть `белые пятна` на федеральном уровне. В частности, разработан и внедрен механизм исполнения государственных гарантий, разработана и утверждена в Законодательном Собрании республики новая процедура по привлечению заимствований.

Главным содержанием долговой политики Правительства Республики Карелия являлось безусловное и полное исполнение долговых обязательств. Правительство прибегает к заимствованиям, когда в основном исчерпаны другие возможности.

Политика Правительства в управлении государственным долгом основана на принципе - жить по средствам, не допускать популизма, обеспечивать безусловное исполнение долговых обязательств.

Проводилась работа по исполнению бюджетных фондов, находящихся в оперативном управлении республики. Средства Фонда развития и реконструкции, Регионального продовольственного фонда, Регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы позволили решать задачи по финансированию инвестиционных проектов, снижению негативные последствий роста цен на зерно и муку, выделить средства на закуп продовольственных товаров и товаров первой необходимости, лекарств и медикаментов в районы Карелии с ограниченными сроками завоза. Кредитные средства за счет ресурсов целевых бюджетных фондов оказали заметную поддержку местным товаропроизводителям.

В августе 2001 года Правительство Республики Карелия впервые произвело заимствования на рынке ценных бумаг путем выпуска государственных сберегательных облигаций Республики Карелия в объеме 20 млн.рублей. За прошедший год реализовано более 90 процентов государственных сберегательных облигаций Республики Карелия. В декабре прошедшего года обеспечена выплата доходов владельцам облигаций по первому купонному периоду. Средства, полученные от размещения государственных сберегательных облигаций Республики Карелия, направлены на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе. В настоящее время выделены средства на следующие инвестиционные проекты:

строительство гостинично-оздоровительного комплекса на берегу озера Пряжинское;
реконструкция творожного цеха молокозавода в г.Сортавала;
Такой подход к использованию средств способствует развитию экономических процессов в республике, созданию дополнительных рабочих мест и улучшению инвестиционного климата в республике.

Для контроля за целевым использованием государственных средств ведется работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета министерств и ведомств, финансируемых из республиканского бюджета. Осуществляется перевод на казначейскую систему обслуживания бюджета республиканских учреждений культуры, учреждений по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.

В целях приведения в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетного законодательства республики в 2001 году принят Закон Республики Карелия `О бюджетном процессе в Республике Карелия`, который позволил, впервые за последние 10 лет, обеспечить принятие Закона Республики Карелия `О республиканском бюджете на 2002 год` до начала очередного финансового года.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован