Эксклюзив
Исаев Никита
02 ноября 2016
2344

Бюжет России в 2017 году

Main img 5801

Пожалуй, давно уже мы не наблюдали такого пристального интереса к вопросам принятия бюджета страны. Не так то просто снизить расходы с 16,4 трлн рублей до 15,78 трлн рублей. Эту планку установил Минфин на 3 года. Реально ли вообще добиться этих показателей, учитывая, что часть этих денег съест инфляция, которая никак не поддаётся Центробанку? Эльвира Набиуллина уже заявила, что есть риск задержаться на уровне 6% вместо планируемых 4%. На счету каждый процент от расходов бюджета – ведь это сумма, резервируемая каждый год на реализацию того или иного нацпроекта.

Получается, что с учётом инфляции в следующем году расходы должны быть меньше примерно на 9%, чем в текущем 2016. Это очень серьёзное урезание возможностей. Так старались экономить в этом году: индексацию пенсий сократили, накопительную их часть заморозили, повышение зарплат бюджетникам отменили, госслужащих сократили, а всё недобор. Раненая казна продолжает кровоточить: госдоходы падают быстрее, чем реализуются меры по экономии. Нефтегазовые доходы, например, в этом году не донесли порядка 1,2 трлн рублей по сравнению с запланированными показателями.

Вот правительство и расставило приоритеты, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. И социальная составляющая здесь, увы, оказалась не на первом месте. По мнению правительства, приоритет сейчас необходимо отдавать внешней политике. Операции в Сирии например.  Логика следующая. Могут ли медицина или образование кардинально изменить ситуацию в кратчайшие сроки? Вряд ли. Другое дело военные действия в Сирии: они помогают сдержать распространение радикальных настроений вблизи наших границ и внутри наших исламских регионов. Кроме того, никто не отменял не прекращающуюся борьбу за своё место под солнцем и утверждение среди лидеров политического влияния на мировой арене. Поэтому не удивляйтесь, что нераскрытые расходы бюджета под грифом «совершенно секретно» в следующем году побьют все рекорды, увеличившись разом на 800 млрд рублей. Кто-то возмутится столь высокими тратами, однако 72% опрошенных социологами людей поддерживают действия армии, обеспечив тем самым легитимность данной мере.

Чего же ждать бюджетникам? Сокращать расходы на их зарплаты и пенсии дальше уже некуда. Следующей ступенью экономии может стать разве что раздача сухих пайков. Поэтому под нож идут те статьи расходов, сокращение которых не вызовет особого давления и противодействия (как это могло бы быть, например, при попытке сократить расходы силовиков). Печально, но, например, система здравоохранения достойное финансирование в последующие 3 года точно не получит. Расходы на здравоохранение сократятся сразу на 85 миллиардов рублей (18%) — с 466 миллиардов в 2016 году до 381 миллиардов в 2017 году, составят 398 миллиардов рублей в 2018 году и 364 миллиардов в 2019 году. Пожалуй, такого резкого сокращения финансирования не испытывала ни одна из отраслей. 

Предстоящие сокращение расходов – продолжение так называемой реформы системы здравоохранения, которая принесла куда больше проблем, чем пользы. О чем бы ни рапортовала на совещаниях у высшего руководства министр Здравоохранения Вероника Скворцова, снижение доступности медицины очевидно. Простая математика: в 2000 г. в стране насчитывалось 10 404 медицинских стационара, в 2005 г. - 9479, в 2010 г. – 6308, в 2012 г. – 6472, в 2013 г. – 4398. Количество больниц сократилось почти вдвое за 13 лет! Идет планомерное снижение территориальной доступности стационарных учреждений. Количество станций скорой помощи сократилось с 3172 в 2000 г. до 2704 в 2013 г. Общее число бригад скорой помощи в 2013 г. по сравнению с 2012 г. сократилось на 542 (1,4 %), а врачебных бригад – на 964 (6 %). И нужно учесть еще, что это показатели до начала волны массового сокращения медучреждений ради якобы «повышения качества» оказания услуг. Даже в относительно благополучной Москве в 2015 году без мест в стационарах осталось порядка 600 000 человек, а что творится в регионах – лучше и не смотреть.

Так сложилось исторически, что человеческий капитал в России никогда не стоял во главе угла. В то время как именно за счет человеческого ресурса наше государство зачастую вообще сохраняло свою целостность. Экономим мы не только на медицине, но и на образовании, в то время как все развитые страны завоевали своё место в мире именно за счет мозгов, за счет развития новых технологий. В следующем году формально расходы на образование вырастут на 2%, но их съест инфляция, а реальные расходы в итоге будут ниже примерно на 3,5%. Недальновидная политика приводит к тому, что долгосрочные проекты никого не интересуют. А ведь сейчас как никогда мы нуждаемся в уходе от логики «зачем учить, всё равно самые умные уедут за границу». Китай, например, не только не препятствует, но и стимулирует обучение и последующую работу своих граждан за рубежом. Так они получают самые актуальные навыки и технологии. И они не боятся утечки мозгов: с их ростом экономики внутри страны шансов на стремительный карьерный рост куда больше, чем на Западе.

Сегодня действительно есть объективные угрозы государственному суверенитету, и противостоять им, безусловно, нужно не голыми руками. Проблема в том, что наше в правительство не ищет альтернативные пути выхода из кризисной ситуации. А они есть, и вовсе не скрыты за семью замками. Взять хотя бы страховые медицинские организации, которые могут только переводить деньги из Фонда ОМС в медучреждения, да выписывать врачам и больницам штрафы за неправильно заполненные бумаги. Один только отказ от СМО и передача полномочий в территориальные отделения ФОМС позволит сэкономить порядка 15 млрд рублей в год! Можно пойти дальше и затронуть госзакупки: госорганы и госкомпании на них тратят порядка 25 трлн рублей в год. А коррупционная составляющая по оценками Росфинмониторинга составляет порядка 1 трлн рублей (а сколько еще неизвестно Росфинмониторингу...)

Причем меры по сокращению расходов на госзакупки совсем нехитрые: это нормирование, чтобы избежать, например, закупки позолоченных кроватей для МВД; создание реестра выполненных работ, чтобы избежать повторных заказов товаров и услуг, в которых нет потребности; и автоматическое удаление самых дешевых предложений, чтобы исключить договорные контракты без реального выполнения работ. Этих денег хватит не только на приведение медицины в порядок, но и на восстановление уровня знаменитой и признанной ранее системы образования. Как уже на протяжении веков показывает опыт передовых стран, инвестиции в человеческий капитал окупятся сторицей. И, как видим, для этого вовсе не нужно жертвовать обороноспособностью страны. А пока получается,  что ни качество жизни, ни уровень развития социальной сферы наших чиновников не волнует. Народ воспринимается как «голодные рты», которых прокормить бы, не то что выучить. Слишком относительна ныне цена человеческой жизни. Все чаще вспоминается диалог из фильма Михалкова «Сибирский цирюльник»: 

- Генерал, неужели в этой стране человеческая жизнь ничего не стоит?

- Это смотря чья жизнь, сударыня…

Никита Исаев

Директор Института актуальной экономики 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован