16 сентября 2004
165

Чекалин А.А: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА ТРАНСПОРТЕ

Уважаемые участники конференции!

От имени Министерства внутренних дел России и от себя лично позвольте поздравить вас с началом работы второй международной конференции `Терроризм и безопасность на транспорте` и пожелать плодотворной работы.



В истекшем году усилия органов внутренних дел были сосредоточены на решении приоритетных задач, определённых коллегией Министерства в январе 2002 года. При этом особое внимание уделялось борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Несмотря на обострение оперативной обстановки, продолжающуюся контртеррористическую операцию в Северо-Кавказском регионе, принимаемые МВД России и подразделениями на местах меры организационного и практического характера позволили сохранить контроль над криминальной ситуацией на транспортном комплексе страны, обеспечить правопорядок и общественную безопасность.

Анализ оперативной обстановки на транспортном комплексе России показывает, что его коммуникации (железнодорожный, воздушный и водный, а также автомобильный транспорт) активно используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, наркотических средств, взрывчатых веществ, легализации доходов, полученных преступным путем, перевозки фальшивых денежных знаков и других запрещенных к обороту предметов. Нередко транспорт становится средством достижения преступных целей лиц и организаций экстремистского толка, пытающихся путем совершения террористических актов добиться удовлетворения политических и иных требований, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней.

В целях стабилизации ситуации на объектах транспорта России органами внутренних дел осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на предотвращение актов терроризма, предупреждение и раскрытие уголовных преступлений и других правонарушений.

Регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия `Вихрь-Антитеррор`, `Арсенал`, `Пассажир`, `Розыск`, `Нелегал`, `Светофор`, `Пригородный поезд`, `Медь`, `Линза`, `Преграда`.

При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудниками подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, особенно на контрольных постах милиции и стационарных постах ДПС, осуществляются досмотровые мероприятия транспортных средств с использованием имеющихся автоматизированных баз криминальных учетов АИПС `Автопоиск`, `Документ`, `ФР-Оповещение`, `Оружие` и других, позволяющих выявлять и задерживать похищенный автотранспорт и лиц, находящихся в розыске.

В 2002 году в результате принятых органами внутренних дел на транспорте мер антитеррористического характера на объектах транспорта актов терроризма не допущено, за исключением территории Чеченской Республики, где в 2002 году на объектах железнодорожного транспорта совершено 7 взрывов.

Органами внутренних дел активно и постоянно проводится работа по выявлению физических и юридических лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, и использующих для их транспортировки железнодорожный, воздушный, водный и автомобильный транспорт.

За истекший год органами внутренних дел на транспорте зарегистрированы 14019 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и 3543 преступления в сфере незаконного оборота оружия.

За совершение указанных преступлений к уголовной ответственности привлечено: по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков 9984 человек, по линии борьбы с незаконным оборотом оружия - 2594.

Из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 684 единицы огнестрельного оружия, 16098 единиц боеприпасов, 121 взрывное устройство и 38 кг взрывчатых веществ.

В 2002 году сотрудниками ГИБДД проверено более 10 млн. единиц автотранспорта. При этом в ходе проведения досмотров выявлено около 27 тысяч лиц, подозреваемых в совершении преступлений, более 16 тыс. лиц, находящихся в розыске (из них почти 6,2 тыс. лиц - в федеральном розыске). Изъято более 3,2 тыс. единиц огнестрельного оружия, около 50 тыс. единиц боеприпасов, 600 кг взрывчатых веществ и 200 взрывных устройств.

Следует отметить, что более чем в два раза увеличилось количество лиц, задержанных по подозрению в принадлежности к экстремистским организациям, увеличилось количество фактов задержания водителей, перевозящих предметы и грузы, запрещенные к свободному обороту, либо не подтвержденные соответствующими товарно-транспортными документами.

Этому в значительное мере способствует активное внедрение ГИБДД автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС `Розыск`), обеспечивающей реализацию оперативного доступа в банки данных по телефонным и телеграфным каналам связи непосредственно с постов милиции. В рамках информационной системы ГИБДД организованы подсистемы `ФР-Оповещение (Лица)` и `Оружие`. Постоянно пополняется федеральный и межрегиональный банки данных. Конечно, наиболее полная информация накапливается в региональных БД.

Следует отметить, что в связи с использованием в регионах разных структур БД по составу реквизитов и отличиями в структуре этих реквизитов в самих БД, зачастую отсутствует идентичность БД регионов, не позволяющая с должной эффективностью использовать АИПС. Различия в программном обеспечении существующих систем в большинстве случаев не позволяют без доработки программного обеспечения и технического переоснащения организовать доступ к БД удаленных пользователей.

К сожалению, правовой статус проведения досмотров транспортных средств, водителей и пассажиров до настоящего времени российским законодательством не отрегулирован.

Совместно с ФСБ и МПС России разработан проект указания `О мерах по предупреждению актов терроризма, недопущению вмешательства посторонних лиц в деятельность федерального железнодорожного транспорта`, предусматривающий реализацию мер по усилению охраны уязвимых в террористическом отношении объектов железнодорожного транспорта в условиях его реформирования, увеличение количества сопровождаемых нарядами милиции поездов дальнего и пригородного сообщения, приближение постов и маршрутов ППС территориальных и транспортных ОВД к грузовым станциям, железнодорожным мостам, тоннелям, другим важным искусственным сооружениям, методическое и техническое укрепление дежурных частей и т.д.

В рамках осуществления комплекса организационных мероприятий, направленных на обеспечение профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации, органами внутренних дел на транспорте разработаны планы обследования наиболее важных объектов железнодорожного транспорта в целях выработки скоординированных мер по предупреждению актов терроризма, пресечению контрабанды и незаконной транспортировки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Установлены пропускные режимы в залы ожидания крупных железнодорожных вокзалов.

Согласно п. 53 `Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте`, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года No 277 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.01.2001г No 62), и в соответствии с Федеральным законом `Транспортный устав железных дорог Российской Федерации`, железная дорога имеет право выборочно проверять соответствие массы грузов и других данных сведениям, указанным грузоотправителем в накладной. За достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной, грузоотправитель несет имущественную ответственность, предусмотренную Федеральным законом `Транспортный устав железных дорог Российской Федерации`.

Необходимо отметить, что в связи с разработкой проекта федерального закона `Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации` Министерством внутренних дел России предложено внести в него изменения и дополнения в части наделения органов внутренних дел правами производить:

- в соответствии с законодательством Российской Федерации досмотр ручной клади, багажа, грузов, перевозимых воздушным, железнодорожным, речным, морским и автомобильным транспортом,

- при необходимости - досмотр воздушных, речных и морских судов, железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств;

- личный досмотр пассажиров.

Значительное внимание нами уделяется антитеррористической безопасности на объектах воздушного транспорта.

МВД России в рамках организации работы по сопровождению законопроектов по линии борьбы с терроризмом, обеспечению безопасности объектов транспортного комплекса страны разработан план дополнительных мероприятий по пресечению захватов воздушных судов гражданской авиации. Подготовлены и направлены в Минтранс и ФСБ России предложения о создании межведомственной рабочей группы для разработки комплекса мер по повышению уровня безопасности на объектах воздушного транспорта Российской Федерации. В эти федеральные органы внесены предложения о разработке `Методических рекомендаций по действиям экипажа при попытке захвата и угона воздушного судна`.

В ноябре 2001 года по результатам рассмотрения проекта Федерального закона `О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации` МВД России внесены в Межгосударственный авиационный комитет предложения об обязательном участии сотрудников транспортной милиции в предполетном досмотре ручной клади, багажа и личного досмотра авиапассажиров, а также сопровождении ими воздушных судов гражданской авиации.

Наряду с этим Минтрансу России предложено изыскать возможность выделения дополнительных финансовых средств на приобретение новой современной поисковой техники (интроскопов, стационарных и ручных металлоискателей, средств обнаружения взрывчатых веществ) взамен устаревших и выработавших свой ресурс технических средств досмотра.

В период с 1975 года по 1997 год включительно проведение предполетного досмотра в аэропортах СССР, а затем России осуществлялась едиными группами досмотра, в состав которых входили работники службы организации пассажирских перевозок и сотрудники органов внутренних дел на воздушном транспорте.

Согласно действующему законодательству (ст. 85 Воздушного кодекса России) в настоящее время осуществление мер по авиационной безопасности, в т. ч. производство предполетного досмотра, возложено на службы авиационной безопасности аэропортов и авиапредприятий.

Понятие досмотра грузов и пассажиров, предусмотренных Воздушным кодексом, необходимо различать от положений Уголовно-процессуального кодекса РФ. Ст. 184 УПК РФ предусматривает проведение личного обыска только на основании возбужденного уголовного дела, что соответственно не предусмотрено нормами Воздушного и КоАП РФ.

Вместе с тем, `Планом мероприятий МВД России по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 1999 г. No 625с `О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации`, предусмотрены меры по пресечению незаконной транспортировки оружия, боеприпасов, наркотиков, миграции экстремистски настроенных лиц и выявлению преступников, находящихся в федеральном розыске, в аэропортах Российской Федерации, обслуживаемых органами внутренних дел на транспорте. Обеспечивается участие сотрудников милиции совместно с аэропортовыми службами авиационной безопасности в предполетном досмотре авиапассажиров, их ручной клади и багажа, следующих в Северо-Кавказский регион и обратно. В этих целях в аэропортах, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте, ежедневно задействуется до 250 сотрудников патрульно-постовой службы, которые согласно планам комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единая дислокация) осуществляют оперативно-служебную деятельность в пунктах предполетного досмотра.

Основными направлениями их деятельности являются:

- оказание помощи САБ аэропортов и контроль производства предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади и багажа;

- изъятие в установленном порядке запрещенных к перевозке воздушным транспортом предметов и веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная и административная ответственность;

- обеспечение контроля над оборотом оружия, переданного пассажирами на временное хранение в период полета;

- выявление с помощью ПТК `Розыск-Магистраль` граждан, находящихся в федеральном и местном розыске.

На основании распоряжения Правительства РФ от 28.10.95 г. No 1503-Р Министерством внутренних дел, ФСБ, Минтрансом и МПС России и Правительством Москвы определен порядок досмотра транспортных средств, грузов, ручной клади и багажа (при достаточном основании подозревать их использование в противоправных целях), а при необходимости - личный досмотр пассажиров (в соответствии с законодательством РФ), прибывающих в московские аэропорты, железнодорожные, речные и автовокзалы

С целью исполнения данного распоряжения в Московском УВД на воздушном и водном транспорте создано подразделение по обеспечению безопасности авиаперевозок (ОБА) штатной численностью 139 сотрудников, осуществляющее совместно с сотрудниками САБ предполетный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на рейсах, выполняющих вылеты в регионы со сложной оперативной обстановкой (Северный Кавказ).

Анализ работы указанного подразделения за 2002 год свидетельствует в пользу решения вопроса об участии органов внутренних дел в досмотре пассажиров, грузов, ручной клади и багажа.

За 2002 год сотрудниками ОБА в ходе предполетного досмотра пресечено 847 попыток незаконного провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. Выявлено 156 преступлений, из них в ходе досмотра - 135. При этом у нарушителей правил воздушной перевозки изъято 207 ед. огнестрельного оружия, 606 единиц холодного оружия, 10125 штук боеприпасов, 68,2 гр. наркотических средств, более 1 млн. долларов США и более 65 тыс. евро. Выявлено 40 человек, находящихся в федеральном розыске, из них 20 - по прилету.

В соответствии с пунктом 9 Приказа МВД России от 29 октября 2001 года No 951 `О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России` ГУВДТиС СОБ МВД России совместно с Департаментом авиационной безопасности и специального обеспечения полетов ГСГА Минтранса России продолжается проработка вопроса о целесообразности и возможности сопровождения сотрудниками милиции международных и внутренних авиарейсов.

По предварительным подсчетам для сопровождения воздушных судов гражданской авиации потребуется значительное количество дополнительной штатной численности сотрудников органов внутренних дел. Так, только из аэропортов Московского авиаузла ежесуточно российскими авиакомпаниями (более 80) выполняется 95 международных и 187 внутренних авиарейсов. Для их сопровождения без учета коэффициента потребности личного состава необходимо выделение 564 единиц дополнительной штатной численности сотрудников милиции.

Кроме того, потребуется прохождение сотрудниками милиции специальных летных медицинских комиссий на предмет годности к полетам, а также их обучение и подготовка по специальным программам на предмет действий при возникновении внештатных ситуаций на борту воздушного судна. Также потребуется их оснащение специальными средствами активной защиты, применение которых во время полета исключит возможность причинения повреждений конструкции воздушного судна, связанных с нарушением ее целостности, и причинение вреда здоровью членов экипажей и авиапассажирам.

Одновременно на международном уровне необходимо урегулировать вопросы, связанные с пребыванием вооруженных сотрудников органов внутренних дел на территориях иностранных государств.

В этих целях необходимо заключение соответствующих специальных межгосударственных соглашений, внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и ведомственные нормативные документы, а также выделение дополнительной штатной численности и материально-технических средств для создания и оснащения специальных подразделений по сопровождению воздушных судов.

Российская Федерация является членом международных организаций гражданской авиации (ИКАО, ИАТА, ЕКГА) и активно участвует в их деятельности. Наша страна заинтересована в полноправном участии в международных воздушных перевозках и должна гарантировать зарубежным перевозчикам безопасность в аэропортах и на воздушных судах России.



В целях усиления государственного контроля в области обеспечения безопасности в транспортном комплексе Российской Федерации необходимо:

1. Войти с предложением в Правительство Российской Федерации о разработке в установленном порядке федерального закона `О внесении изменений и дополнений в статьи 83, 84 и 85 главы XII (Авиационная безопасность) Воздушного кодекса Российской Федерации` в части, касающейся законодательного закрепления положения об обязательном участии сотрудников милиции в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади и багажа, а также членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, грузов, почты и бортовых запасов, и внесении его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Учесть вышеуказанные дополнения и изменения при утверждении федерального закона Российской Федерации `Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации`.

3. В установленном порядке подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 No 897 `О Федеральной системе обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства` в части, касающейся обязательного участия сотрудников милиции в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади и багажа.

4. В случае принятия указанных в п.п. 1 и 3 нормативных правовых актов внести соответствующие изменения и дополнения в приказ Минтранса России от 21 ноября 1995 года No 102 `Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов`, регламентирующий порядок производства предполетного досмотра в аэропортах Российской Федерации.

5. Отменить указание Министерства внутренних дел Российской Федерации от21 мая 1997 года No 1/9187 `О приведении деятельности ОВД на воздушном транспорте в соответствие с действующим законодательством` либо издать новый совместный межведомственный нормативный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органов внутренних дел и служб авиационной безопасности при проведении мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах.

6. Восстановить численность подразделений службы досмотра ОВД на воздушном транспорте, штатная численность которой на момент упразднения составляла 1702 единицы старшего, среднего и младшего начальствующего состава и финансирование которой с октября 1992 года осуществлялась за счет федерального бюджета. Данные организационно-штатные изменения можно провести за счет внутренних резервов УВДТ без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований.

7. Разработать и внести в МИД Российской Федерации предложения по обращению к государствам, осуществляющим воздушное сообщение с аэропортами России, об усилении мер авиационной безопасности в отношении воздушных судов российских авиакомпаний, совершающих рейсы в указанные государства.

8. Совместно с МПС России рассмотреть вопрос о создании на крупных вокзалах специальных зон для досмотра пассажиров и багажа, прибывающих из регионов со сложной криминогенной обстановкой.

9. В целях своевременного обмена информацией о фактах и событиях террористического характера, лицах, обоснованно подозреваемых в террористической деятельности, через бюро НЦБ Интерпола в России установить постоянные контакты с представителями спецслужб стран ближнего и дальнего зарубежья.

10. Рассмотреть на законодательном уровне вопрос обеспечения безопасности объектов гражданской авиации, в том числе о техническом оснащении самолетов и аэропортов в целях противодействия акциям террористов, повышение защищенности кабин пилотов самолетов, усовершенствования системы технического контроля и охраны взлетно-посадочных полос аэропортов.

11. Принять дополнительные меры по оснащению органов внутренних дел наиболее современной поисковой техникой, которая позволяла бы выявлять взрывные устройства и взрывчатые вещества, а также иные запрещенные к перевозке предметы.



Чекалин А.А.
Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерацииhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован