20 августа 2009
1983

Челябинская область подвела итоги первого полугодия

Заместитель Губернатора Челябинской области Юрий Клёпов

"Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в I полугодии и задачах на II полугодие 2009 года"

Уважаемый Пётр Иванович,
уважаемые члены Правительства и приглашенные!

Челябинская область с преобладанием металлургии и машиностроения вошла в группу регионов с повышенным риском развития кризисных явлений.

В I полугодии по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло снижение:

промышленности - на 28,4%;
строительства - на 37,8%;
прибыли - на 65,2%;
внешнеторгового оборота - на 45,4%, в том числе экспорта - на 50,4%;
реальной заработной платы - на 9,1%.
Численность зарегистрированных безработных выросла в 3,2 раза.

Вместе с тем, в июне по сравнению с маем отмечен рост:

* промышленности - на 15,1%, в том числе металлургии - на 20%;
* ввода жилья - на 76,3%;
* заработной платы - на 1,3%, а реальной - на 0,6% и по ряду других показателей.

Рост продолжился и в июле.
Разработка и реализация антикризисных мер на уровне области началась в октябре прошлого года. В области действуют:

* областной антикризисный штаб под руководством Губернатора;
* 43 муниципальных антикризисных штаба;
* 6 отраслевых рабочих групп.

В 1 полугодии проведено 55 заседаний областного антикризисного штаба под председательством Губернатора области, в том числе 20 выездных заседаний его президиума в 17 муниципальных образованиях области с посещением 49 предприятий крупного и малого бизнеса, на которых были выработаны конкретные антикризисные меры.
Работа выстроена в соответствии с:

* областным и муниципальными планами антикризисных мер;
* областной целевой программой по стабилизации ситуации на рынке труда.

С июня реализуется план по трудоустройству выпускников профобразования.

Основные направления антикризисных мер - это:
1. Поддержка реального сектора экономики.
2. Реализация крупных инвестиционных проектов для повышения конкурентоспособности экономики области.
3. Стабилизация ситуации на рынке труда.
4. Привлечение средств федерального бюджета, повышение эффективности использования бюджетных средств.
5. Повышение качества жизни населения. Реализация нацпроектов.

Во-первых, из областного бюджета точечная поддержка была оказана более 320 предприятиям реального сектора экономики.
Поддержка оказывалась, прежде всего, градообразующим предприятиям в городах:Аша, Карабаш, Сатка, В-Уфалей, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Нязепетровск, Усть-Катав, Бакал, Миньяр и других. В результате на предприятиях, получивших точечную поддержку, удалось сохранить рабочие места и трудовые коллективы.

Серьёзной поддержкой предприятиям стал возврат налога на прибыль - более 10 млрд. руб. из областного бюджета, несмотря на резкое падение его доходной части.

Организована работа с федеральным центром по оказанию господдержки системообразующим предприятиям, вошедшим в федеральный перечень. В результате:
ЧМК - на строительство рельсобалочного стана получил кредит в 80 млн. евро.
ЧТЗ - принято решение о субсидировании кредитов на сумму 484 млн. руб., из них 114 млн. руб. уже получены.
Оказана господдержка "Уфалейникелю", на котором производство упало более чем в 3 раза от докризисного уровня, в приобретении его продукции в госрезерв.
Изменилась к лучшему ситуация с финансированием гособоронзаказа, хотя полных объемов не достигнуто.
Губернатором в различные ведомства было направлено более 100 писем в поддержку предприятий промышленности.
Для получения господдержки из федерального бюджета пакеты документов по 19 предприятиям регионального значения направлены в Минрегион, Минпромторг, Минздравсоцразвития России.

По 6 "больным" предприятиям (Златоустовский метзавод, Катав-Ивановский механический завод, Вехнеуфалейский завод металлургического машиностроения, Ашинский метзавод, Нязепетровский крановый завод, "Строммашина") Губернатором, собственниками и менеджментом предприятий подписаны отдельные протоколы по антикризисным мерам, и Губернатор лично держит на контроле их реализацию.
Во исполнение антикризисного плана Губернатора по спасению ЗМЗ:

* на завод был направлен полномочный представитель Губернатора;
* запущены электросталеплавильное, прокатное производства, мартеновский цех;
* погашена задолженность по заработной плате;
* найден стратегический инвестор - ЧМК.

В итоге в августе будет реализовано металлопродукции в 4 раза больше, чем в июле, на свои рабочие места вернулись более 6 тыс. человек, которые не пополнили рынок труда г.Златоуста.

Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса, роль которого как одного из основных источников создания новых рабочих мест и пополнения местных бюджетов в условиях кризиса значительно возросла.
С целью сокращения административных барьеров в феврале Губернатором было подписано распоряжение о приостановлении плановых проверок, а проведение внеплановых - только по согласованию с прокуратурой.

Снижена с 15 до 10% ставка налога на предпринимателей, работающих на "упрощёнке".

С целью повышения доступности кредитов начал действовать гарантийный фонд, для взаимодействия с которым привлечено 7 банков-партнеров. При выделенных 110 млн. руб. бюджетных средств, с учетом заявленных банками мультипликаторов, будут предоставлены гарантии малому бизнесу на сумму более 500 млн. рублей.
Утверждены перечни областного и муниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям на долгосрочной основе и льготных условиях (а это более 1800 объектов площадью 744 тыс. кв. м).

Приняты 259 решений о выкупе предпринимателями арендуемого имущества, и уже заключены 77 договоров купли-продажи.
В мае состоялось открытие бизнес-инкубатора для субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных слоев населения, где уже работают 30 предприятий (это 142 новых рабочих места).

За счет принятых мер в I полугодии было создано более 8 тыс. новых рабочих мест.

Во-вторых, главное в нынешних условиях - это структурные изменения в экономике, создание новых производств по выпуску конкурентоспособной продукции. В рамках поддержки инвестиционной деятельности:

* запущены механизмы взаимодействия с инвесторами по принципу "одного окна" и государственно-частного партнерства;
* оказана господдержка 9 предприятиям, реализующим инвестпроекты.

В I полугодии объем инвестиций в основной капитал составил 60 млрд. рублей, что почти на 1 млрд. больше аналогичного периода прошлого года.
С начала года реализованы 48 инвестиционных проектов, созданы 5,7 тыс. новых рабочих мест.
Введены в действие новые импортозамещающие производства:

* Троицкий завод минплиты;
* в Копейске - производство гибкой полимерной упаковки;
* производство гофрированного картона и упаковки в Коркино;
* Карабашский деревообрабатывающий комбинат;
* производство инструмента для металлообработки - в Снежинске;
* в Челябинске - производство по восстановлению медных пластин кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок (ООО "СМС Челтек"); реконструкция коксовой батареи N 4 (ОАО "ЧМК"), цех формовки стеновых железобетонных панелей (ООО "Уралметаллургремонт-4");
* и самый крупный мегапроект 2009 года в России - стан-5000 на ММК.

В области продолжается реализация ещё двух мега-проектов, которые имеют общероссийский масштаб:

* на ЧТПЗ - стан по производству труб большого диаметра (это 1500 рабочих мест);
* на ЧМК совместно с ОАО "РЖД" - строительство уникального рельсобалочного стана (800 мест).

Несмотря на кризис, в области продолжалось строительство наиболее значимых социальных объектов. В 1 полугодии введены в эксплуатацию Ледовый дворец спорта и реконструированы 2 детских сада в Челябинске, первая очередь конно-спортивной школы в Сосновском районе.
Для жителей села Муслюмово построено 176 домов, из них заселены 116.

В-третьих, основным индикатором работы органов исполнительной власти в условиях кризиса является ситуация на рынке труда. Среди антикризисных мер необходимо особо выделить создание новых рабочих мест и содействие занятости населения.
Несмотря на снижение числа безработных от пика в мае на 4,6 тыс. человек, ситуация на рынке занятости остаётся напряжённой, в области зарегистрировано
65 тыс. 400 безработных.
В текущем году на мероприятия по поддержке занятости будет направлено 3,6 млрд. рублей, в том числе на реализацию ОЦП по стабилизации ситуации на рынке труда - 1,2 млрд. рублей.
Всего в рамках ОЦП:

* направлены на общественные работы более 44 тыс. человек;
* организовано переобучение более 8 тыс. человек, находящихся под риском увольнения;
* 569 человек открыли собственное дело;
* более 700 безработных получили поддержку на переезд в другую местность.

В результате реализации мероприятий программы с начала года удалось снизить численность работников:
предполагаемых к сокращению - с 12 до 5,1 тыс. человек,
находящихся в простое - с 20,3 до 6,1 тыс. человек,
в отпусках без сохранения заработной платы - с 25 до 5 тыс. человек.

В-четвертых, в условиях резкого снижения доходов и дефицита областного бюджета особое значение имеет привлечение дополнительных федеральных средств. В I полугодии в область привлечено 11 млрд. 800 млн. руб., в том числе:

* 4,3 млрд. руб. - на капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья;
* 1,4 млрд. руб. - на стабилизацию ситуации на рынке труда;
* 1,2 млрд. руб. - на обеспечение граждан лекарственными средствами, оплату родовых сертификатов;
* 570 млн. руб. - на обеспечение ядерной и радиационной безопасности;
* 152,5 млн. руб. - на развитие малого предпринимательства.

В-пятых, Правительством области реализован комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения.
В области, несмотря на кризис, продолжается строительство и ввод жилья. В рамках нацпроекта "Доступное и комфортное жилье":

* введено 466,6 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуального - 295 тыс. кв. м (рост на 3,8%);
* снесено 8,5 тыс.кв. м непригодного для проживания жилья, из которого переселено 225 семей. С участием бюджетных средств введено в эксплуатацию 36 домов, заключены контракты на приобретение 1429 квартир;
* закончен ремонт 988 многоквартирных домов;
* построено 30 км газопроводов, подключено к газу 2,8 тыс. квартир.

С целью обеспечения продовольственной безопасности области в рамках нацпроекта по развитию АПК:

o посевные площади увеличились - на 5%;
o производство продукции сельского хозяйства - на 3,5%;
o производство мяса - на 9,8%, яиц - на 4%;
o надой молока от одной коровы - на 4,4%.

Для обеспечения населения качественными продуктами питания проведены 472 ярмарки - продажи сельхозпродукции по ценам производителей.
Реализация мероприятий нацпроекта "Образование" способствовало инновационному развитию сферы образования. В 1 полугодии:

* в 28 ресурсных центрах по договорам с предприятиями и службами занятости подготовлено около 3 тыс. специалистов;
* 64 выпускника получили по итогам ЕГЭ 100 баллов;
* открыто 1086 мест в детских дошкольных учреждениях.

В рамках нацпроекта "Здоровье" реализованы меры, направленные на развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной помощью. Как результат по итогам 6 месяцев:

o рост рождаемости - на 3,1% (родилось 22,2 тыс. детей);
o снижение младенческой смертности на 20% до 7,3 человек на 1 тыс. родившихся;
o естественной убыли населения - на 42%.

Все социальные обязательства бюджета выполняются в полном объеме

o на предоставление льгот ветеранам, жертвам политических репрессий, труженикам тыла направлено 1,9 млрд. рублей;
o субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 84 тыс. семей на сумму свыше 770 млн. рублей.

В I полугодии 2009 года в результате реализации комплекса правоохранительных мер число преступлений снизилось на 7,2%.

Теперь о задачах.

Основная задача - эффективная реализация антикризисных мер.

Прежде всего, это - поддержка реального сектора экономики с целью восстановления объемов производства. Для чего необходимо:
реализовать в полном объеме все наши планы антикризисных мер, решения антикризисных штабов, а также протоколы с проблемными предприятиями и Правительством области.

Дополнительно к уже реализуемым мерам необходимо:

* разработать комплексную программу по диверсификации экономики моногородов;
* Губернатором созданы рабочие группы по развитию внутриобластной кооперации, а также в соответствии с поручением Президента - по программе развития конкурентоспособности. (срок разработки программ - октябрь);
* с целью продвижения нашей продукции и налаживания новых экономических связей организовать:

в сентябре визиты в Челябинскую область делегаций Башкортостана, Германии и Королевства Нидерландов;
и до конца года визиты делегаций области в Белоруссию, Казахстан, Венгрию.
Мы запустили работу Венчурного фонда. В нем сейчас находится 480 млн.руб. Сейчас ведется отбор высокоэффективных инновационных проектов, и наша задача до конца года отобрать, завершить всю документацию и начать финансирование не менее 5 проектов. Которые повысят конкурентоспособность экономики области.

Во-вторых, поддержка малого бизнеса остаётся одной из главнейших задач. Во II полугодии необходимо:

* обеспечить эффективное использование федеральных средств в полном объеме;
* активизировать работу по господдержке начинающих предпринимателей;
* разработать единые правила организации и осуществления регионального и муниципального контроля на территории области (в рамках реализации 294-ФЗ);
* в соответствии с новым федеральным законом организовать работу по созданию малых предприятий при вузах.

В-третьих, мы начали реализацию второго этапа программы по стабилизации ситуации на рынке труда. До конца года в результате реализации ОЦП будет создано более 63 тыс. временных рабочих мест.
Кроме того, во II полугодии запланировано создать:

* в рамках инвестпроектов - 4,6 тыс. новых рабочих мест;
* по программе малого бизнеса - 11,7 тыс. мест;
* в ходе двух программ: по ремонту многоквартирных домов и переселения из ветхо-аварийного жилья будет сохранено около 7 тыс. мест.

4,3 млрд. рублей, выделенных на эти цели из федерального бюджета, должны быть освоены в полном объеме до конца года, иначе деньги будут возвращены в федеральный бюджет.

В 30 муниципальных образованиях необходимо отремонтировать 2321 дом общей площадью 9,1 млн.кв.м. Кроме того, до конца года необходимо обеспечить газификацию около 9 тыс. квартир (домов).

Учитывая, что рынок труда в последние недели пополняется за счет выпускников вузов и техникумов, необходимо объединить усилия министерства образования и управления по труду и занятости обеспечить безусловное выполнение принятого Комплексного плана по трудоустройству выпускников.

В-четвёртых, остро стоят вопросы наполняемости бюджета и эффективного использования бюджетных средств.По итогам I полугодия доходы областного бюджета почти наполовину меньше, чем год назад. Разработаны конкретные меры по увеличению доходной части бюджета, на которых подробно остановится в своём выступлении Виктория Георгиевна.

В-пятых, с целью повышения качества жизни населения необходимо продолжить реализацию нацпроектов и, прежде всего, строительство жилья. Для стимулирования строительства жилья и ипотеки необходимо:

* активизировать работу по:

внедрению механизмов предоставления гражданам жилья в аренду с правом выкупа через корпорацию жилищного строительства и ипотеки;
развитию корпоративной ипотеки.
До 28 августа необходимо провести подробный анализ в разрезе муниципальных образований по каждому проблемному дому, строящемуся с привлечением средств населения, и внести предложения по защите прав по каждому участнику долевого строительства. Первоочередная задача Минстроя и муниципалитетов - подготовка жилищно-коммунального хозяйства к зиме.

На 1 июля задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 3,2 млрд. руб., что на 23% больше, чем год назад, а уровень собираемости платежей снизился с 97,4% до 94,3%. Кроме того, задолженность МУПов за ТЭР на 13 августа составила 429,3 млн. рублей (без ЧОКЭ, 534,2 млн. руб. - с ЧОКЭ). Необходимо в максимально сжатые сроки обеспечить её погашение, а муниципалитетам организовать работу с населением. Кроме того, необходимо разработать меры, стимулирующие предприятия ЖКХ к внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий.

С целью обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания предусмотрено:

* реализовать меры по увеличению сбыта сельхозпродукции, производимой:

населением - через "Облпотребсоюз";
сельхозпредприятиями - через сбытовые кооперативы;

* реализовать меры по сдерживанию цен на продукты питания.

Среди первоочередных задач необходимо выделить организацию уборки урожая и заготовку кормов, а также реализацию мер по сохранению поголовья скота.
Нам удалось снизить задолженность по заработной плате почти в 2 раза от пика в декабре, в настоящее время она составляет 80 млн. рублей. Отраслевым министерствам, главам муниципалитетов с привлечением прокуратуры и инспекции по труду необходимо организовать работу с руководителями предприятий по снижению задолженности. В этой связи возрастает роль социального партнерства по сохранению рабочих мест и своевременной выплате зарплаты.
Повышению уровня и качества жизни населения также будет способствовать реализация в полном объеме:

* мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных граждан;
* мероприятий в рамках Года молодёжи.

Также Губернатором поставлены задачи:

* обеспечить до конца года выполнение Указа Президента об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны;
* в максимально сжатые сроки завершить строительство и ввести эксплуатацию крупные областные социальные объекты.

Прошу членов Правительства поддержать представленный проект постановления

Пресс-служба губернатора для www.chelindustry.ru
20.08.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован