12 августа 2002
98

Что достанется Украине?

Украинская газотранспортная система (ГТС) становится одним из центральных вопросов политического торга между Россией и Украиной, а также объединяющим Россию и Европу звеном. Обвинения в несанкционированном отборе Украиной предназначенного для европейцев российского газа канули в Лету, а дорогостоящий проект по строительству обходного газопровода ввиду нецелесообразности отложен на неопределенный срок. Теперь для России самое время брать транзитную державу под свое крыло, пока трубы не пришли в окончательное запустение или не достались конкурентам.


`Голубой` сюрприз вместо розовой мечты

Украина с начала независимости определяется, как же ей быть со своей газотранспортной системой - отдать в концессию, передать в управление, распорядиться ею каким-либо иным способом. Словом, как получить денежные вливания, ничего при этом не продавая. Благо, что задача это трудная, и, казалось, вопрос будет решаться долго. Поэтому подписание в Петербурге заявления президентов России и Украины о создании международного консорциума по управлению украинской ГТС стало сюрпризом в первую очередь для украинской стороны. До последнего момента об этих намерениях не знали (или не хотели говорить публично) ни в украинском Министерстве топлива и энергетики, ни в Национальной акционерной компании (НАК) `Нафтогаз Украины` (в чьем ведении находятся газопроводы), из чего следует, что жесткие указания исходили из Москвы и поддерживались администрацией Леонида Кучмы.

Через Украину транспортируется в Западную Европу более 80% российского экспортного газа (105-110 млрд м? в год). Россия справедливо просчитала, что контроль над `трубой`, пропускающей почти все ее голубое топливо, обойдется гораздо дешевле, нежели строительство обходного газопровода или покупка украинских трубопроводов (да еще и при отсутствии у Газпрома средств для таких масштабных капиталовложений).

А тут как нельзя кстати и в Украине сложилась благоприятная политическая обстановка: правительство возглавляет не противник приватизации ГТС Виктор Ющенко, а толерантный к революционным решениям Анатолий Кинах. Кроме того, накануне переговоров Верховную Раду (без одобрения которой консорциуму не быть) возглавил бывший руководитель президентской администрации Владимир Литвин (который в феврале текущего года встречался с Михаилом Касьяновым и обсуждал среди прочего и вопрос об украинских газопроводах).

Получив политическую поддержку властей и удостоверившись в восстановлении дисциплины в украинской газотранспортной сфере, Россия мгновенно воспользовалась благоприятным моментом, чтобы, максимально форсируя реализацию своих предложений, быстро воплотить их в жизнь.

В Украине известие о газовом консорциуме встретили без особого восторга - кто взывает к защите государственных интересов, кто пожимает плечами, вопрошая, а что нам с этого будет. Такая реакция неудивительна - при распределении долей `пирога` любой боится быть обделенным, тем более если этот `пирог` полностью находится на его территории. В общем, для волнений хватает поводов - как политических, так и экономических. В первую очередь украинцы беспокоятся, что Россия будет самостоятельно устанавливать цены на транзит газа. Ведь до сих пор Украина ежегодно получала более 25 млрд м? газа, или более 2,2 млрд грн. отчислений в бюджет от выручки за транзит (около $440 млн).

Кроме того, аналитики напоминают о нерешенности проблемы старых `газовых` долгов (Газпром, ссылаясь на проблемы с налогообложением, так и не принял украинские еврооблигации), полагая, что консорциум может стать заменой других путей ее решения и Украина, как ранее предрекали, отдаст часть своей ГТС в обмен на задолженность.

Некоторые усматривают в этой акции предпосылку к полной переориентации внешнеэкономической стратегии Украины исключительно на Россию, что свидетельствует об усилении роли российского капитала в Украине и неспособности ее властей говорить на равных с российской стороной.

Более конкретных протестов и возражений нет, ведь еще не объявлены (или не разработаны?) условия создания транснационального объединения. Украинские чиновники пока предпочитают отмалчиваться на этот счет.

Неясно, будет ли консорциум базироваться на принципах концессии (когда концессионер платит определенную сумму за пользование объектом и не обязан инвестировать в него) или же в соглашении сразу зафиксируют вклад каждой из сторон. Не расшифрован также термин `паритетные условия`, которые можно при необходимости трактовать по-разному.

Несмотря на робкие возражения экспертов, считающих, что такие стратегические вопросы, как использование трубопроводного транспорта, экспромтом не решаются, власти обеих стран заявляют о возможном подписании соглашения по созданию консорциума уже в августе этого года. По возвращении в Киев Леонид Кучма поручил ответственному за ТЭК первому вице-премьеру Олегу Дубине уже до 30 июня подготовить проект соглашения. Сам Дубина заверяет, что при создании консорциума речь не пойдет о приватизации трубопроводов - для начала ГТС будет корпоратизирована.



Продать, отдать или поделить?

Питерские заявления двух президентов, конечно же, имели предысторию. На европейских саммитах Кучма неоднократно призывал партнеров к участию в модернизации украинской ГТС. При этом он неизменно подчеркивал, что вопрос финансирования и модернизации газопровода должен решаться тремя сторонами - Украиной, Европой и Россией. Правда, тогда эти призывы казались ни к чему не обязывающими.

Традиционно Россия хотела бы владеть 51% украинских газовых коммуникаций, и несколько лет назад рассматривалась возможность передачи в концессию Газпрому этого пакета акций. Но затем в Киеве проанализировали печальный опыт передачи предприятий в управление и эту идею оставили.

Не удалось заполучить в концессию украинскую ГТС и компании Shell, предложившей столь невыгодные условия, что украинские власти их не могли принять. Та же Shell затем рекомендовала разделить украинскую ГТС на три части (магистральные газопроводы, внутренние и подземные хранилища газа), отдав их в аренду. Несколько лет назад Киев приступил к разработке закона о приватизации объектов газотранспортной системы Украины. И хотя предполагается, что уже в текущем году его проект будет рассмотрен парламентом, окончательного решения о пути реформирования ГТС в Украине нет. Во втором полугодии группа экспертов Европейского союза планировала объявить свои рекомендации по этому поводу, но, похоже, к ним теперь никто особо прислушиваться не будет.

Нет также реальной оценки стоимости ГТС (она колеблется от $10 млрд до $25 млрд), для получения которой следовало бы провести международный аудит. Осуществлять его Нафтогаз Украины не спешит, считая, что он может носить заказной характер и занизить оценку трубопроводов.

Отношение компании к идее создания консорциума по управлению газопроводами не выяснено. По словам главы Нафтогаза Украины Юрия Бойко, из-за больших отчислений в бюджет от транзита газа компания несет до 300 млн грн. (около $60 млн) убытков от этого вида деятельности, перекрывая их путем внутренних поставок. Посему средств на обслуживание газопроводов в необходимом объеме нет. Ввиду этой несообразности, с одной стороны, компании более выгодно эксплуатировать газопроводы совместно с российскими и европейскими партнерами, с другой - НАК вполне могла бы обойтись своими силами при условии сокращения непосильных налоговых обязательств, которые наполняют до 25% всего украинского бюджета. Даже при отсутствии надлежащих средств Нафтогаз Украины постепенно реконструирует ГТС, модернизируя компрессорные станции и снижая таким образом расходы газа на технологические нужды. Предприятие не так уж беспомощно в сфере управления газопроводом, хотя, конечно, и не способно на вливание в него до $15 млрд в ближайшие 10 лет - именно такую сумму пообещал Владимир Путин.

Должно быть, не настали еще те времена, когда вопросы крупной собственности решаются на экономическом, а не на политическом уровне, Украине вряд ли удастся воспротивиться напору России и недееспособности собственной власти.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован