04 февраля 2007
138

ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ...


В конце 2005 года "Газпром" начал строить сухопутную часть Северо-Европейского газопровода (СЕГ). А положительное заключение экологической экспертизы по проекту получил лишь в декабре 2006 года.
"Газпром" совершил разворот на 180 градусов. Он вновь предлагает участникам короткого списка по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море начать переговоры об условиях участия в проекте. "Мы начнем эти переговоры уже в феврале", - заявил зампредправления "Газпрома" Александр Медведев. Между тем еще летом на самом высшем уровне заявлялось, что иностранцев в Штокмане не будет, а если они и будут, то только в качестве подрядчиков "Газпрома". Участники короткого списка - ConocoPhillips, Chevron, Hydro, Statoil, Total - не дают пока комментариев. "Мой комментарий - без комментариев", - сказал "Профилю" вице-президент российского офиса Statoil Халворд Энгебретсен. Но это и не важно. Не исключено, что иностранцы вновь пойдут на поводу у "Газпрома" и включатся в новые переговоры по Штокману, несмотря на то, что раньше с ними обошлись очень некрасиво. Слишком велика у них тяга к российским ресурсам.

Но не стоит забывать, что освоение Штокмана увязано со строительством газопровода Nord Stream (NS, прежнее название - Северо-Европейский газопровод). Ведь по решению "Газпрома" это месторождение должно стать ресурсной базой для новой трубы. Пока о корректировке планов не сообщалось. NS должен заработать в 2010 году, и поначалу первая его нитка максимальной мощностью 27,5 млрд. куб. м в год будет способна качать около 13 млрд. куб. м.

Балтика ждет

Пока NS существует только на бумаге - все еще только согласовывается. Консорциум Nord Stream, созданный "Газпромом" (владеет 51% акций) и немецкими BASF и E.ON (каждой принадлежит по 24,5%), управляющий морской частью трубы, планирует назвать на этой неделе победителя тендера, который и займется инжинирингом и техдизайном газопровода. Об этом "Профилю" сообщили в консорциуме. Уточнив, что голландская Gasunie, c которой "Газпром" договорился о вхождении в предприятие (немецкие участники должны отдать ей по 4,5%), пока не стала акционером Nord Stream.

Сейчас идет работа по согласованию проекта со странами, чьи территориальные воды и экономические зоны будут затронуты в ходе прокладки газопровода - Швецией, Финляндией, Данией, Германией, Россией. Планируется получить комментарии стран по проекту к концу февраля. Программа оценки воздействия на окружающую среду будет реализована в текущем году, и осенью должен появиться соответствующий отчет.

Структура финансирования Nord Stream определена как 30% на 70%: меньшая часть финансируется акционерами пропорционально их долям в уставном капитале, большая - за счет заемных средств. Стоимость морского участка оценивается в 5 млрд. евро, то есть "Газпрому" надо выложить не менее 750 млн. евро. "Переговоры с банками должны быть закончены в течение этого года", - сообщила "Профилю" представитель Nord Stream Ирина Васильева.

Если все пойдет по плану, то к строительству трубы длиной 1198 км по дну Балтики можно будет приступить в 2008 году. К концу 2010 года морской газопровод должен быть построен. К этому времени "Газпром" обещает соорудить и сухопутную часть NS - газопровод Грязовец-Выборг протяженностью 917 км.

Главное - начать

"В 2006 году "Газпром", как и было запланировано, ввел в эксплуатацию 144 км линейной части газопровода Грязовец-Выборг. В 2007-2008 годах работы по строительству продолжатся. Планируется, что в 2008 году в эксплуатацию будет введено более 300 км", - сообщили "Профилю" в пресс-службе "Газпрома".

Сумма, в которую обойдется эта труба, сопоставима с инвестициями в морскую часть - $5,7 млрд. Такую оценку приводит в прогнозе кредитоспособности нефтегазового сектора СНГ на 2007 год рейтинговое агентство Fitch. Причем, по его данным, сухопутная часть станет самым дорогим российским трубопроводом.

В "Газпроме" "Профилю" отказались говорить, во сколько обошлось сооружение первых 144 км сухопутной части, сославшись на коммерческую тайну. Ранее компания сообщала, что на эти цели в 2006 году будет выделено 19,84 млрд. рублей, то есть около $700 млн. Но посчитать общую стоимость трубы Грязовец-Выборг, опираясь на эту цифру, нельзя. Дело в том, что строительство газопровода было официально начато не в Грязовце, а в городе Бабаево. Эти населенные пункты находятся в Вологодской области, но Грязовец - в ее центре, а Бабаево - на границе с Ленинградской областью. Расстояние между ними примерно 250 км. То есть выходит, что из заявленных 917 км четверть уже существовала ранее. Почему "Газпром" об этом не рассказывает, непонятно.

С сухопутной частью NS связана и еще одна странная история. "Газпром" начал строительство газопровода 9 декабря 2005 года. Спустя год с лишним - 17 января 2007 года - появилось такое сообщение: "Ростехнадзор признал проект строительства сухопутной части Северо-Европейского газопровода экологически безопасным". Соответствующий приказ был выпущен ведомством 29 декабря 2006 года. То есть целый год "Газпром" строил газопровод без положительного заключения экологической экспертизы?

Что же он строит?

Между тем в ст. 3 закона "Об экологической экспертизе", говорится об "обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы". А в ст. 18 того же закона указывается: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". "Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы" согласно ст. 30 является нарушением закона, за что можно понести ответственность вплоть до уголовной.

В "Газпроме" "Профилю" так пояснили ситуацию: "Строительство двух участков протяженностью 144 км было отдельно согласовано со всеми заинтересованными госорганами, положительные заключения, в том числе в Ростехнадзоре, получены еще в 2005 году. Это было обусловлено необходимостью отключения для ремонта участков действующего газопровода Грязовец-Ленинград, который расположен в одном техническом коридоре со строящимся газопроводом Грязовец-Выборг. Действующие участки газопроводов, по мере включения в работу вновь построенных, поочередно отключаются для проведения работ по ремонту и реконструкции".

Между тем в Ростехнадзоре сообщили, что относительно газопровода Грязовец-Выборг в 2005 году было принято одно положительное заключение - в ноябре 2005 года на проект обоснования инвестиций.

Что в итоге строил "Газпром"? Сухопутную часть NS? Или просто куски газопроводов, которые он потом включит в NS? Если все же сухопутную часть, то делал он это без положительного заключения экологической экспертизы, которая появилась в декабре 2006 года. Если какие-то куски находятся в коридоре существующего газопровода Грязовец-Ленинград, то все еще больше запутывается.

Почему строительство началось в Бабаево, а не в Грязовце? Сколько километров сухопутной части NS будет построено? Почему газопровод такой дорогой, если значительную часть пути он идет в одном техническом коридоре с действующим трубопроводом, и, следовательно, затраты должны быть ниже, чем при строительстве с нуля? Может быть дело в том, что в состав затрат включены расходы на "ремонт участков действующего газопровода Грязовец-Ленинград"?

Пресс-служба Ростехнадзора отказалась комментировать вопрос о предполагаемом незаконном начале строительства Северо-Европейского газопровода, ссылаясь на то, что факт нарушения закона ничем не подтвержден. Подтвердить (или опровергнуть) его можно только, если какой-то госорган - прокуратура, сам Ростехнадзор или неутомимый Олег Митволь из Росприроднадзора - проведет проверку. Вопрос лишь в том, кто на такое осмелится.

Стоимость некоторых построенных и проектируемых трубопроводов
Протяженность, тыс. кмСтоимость, $ млрд. Стоимость 1 км, $ млн.
Газопровод Ямал-Европа 4,1143,41
Газопровод Ямал-Европа (за пределами РФ)1,763,53
СРТО-Торжок (Россия)2,483,3
Морской газопровод "Северный поток" (Nord Stream)*1,25,74,75
Наземный участок газопровода "Северный поток" (включая компрессорную станцию)15,75,7
Газопровод "Алтай" в Китай351,67
"Голубой поток" (российская часть) 0,7692,83,64
Газопровод Набукко3,451,47
Газопровод Иран-Индия-Пакистан2,672,622,62
Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан1,272,92,28
Нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий Океан4,4132,95
Модернизация Балтийской трубопроводной системы0,9452,52,65
Нефтепровод Бургас-Александруполис0,36762,25
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан 1,7742,26
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу (Казахстан-Китай)0,9620,8060,84
* ПРЕЖНЕЕ НАЗВАНИЕ "СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД"
Источник: FitchRaitings, по данным: "Газпром", "Транснефть", Argus, FSU Oil&Gas Monitor




ПЕТР ОРЕХИН

http://www.profile.ru/items/?item=21831
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован