16 января 2008
7769

Д. Медведев: В 2010 году часть денег материнского капитала будет вовлечена в жилищный оборот

России нужны новые социальные ипотечные программы, ориентированные на молодежь и создаваемые "с прицелом" на материнский капитал. Об этом Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил в Тюмени.



Выступая на межведомственном совещании о реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", первый вице-премьер отметил, что уже сейчас нужно готовиться к тому, что в 2010 году часть денег из материнского капитала "будет втянута в жилищный оборот".

Дмитрий Медведев отметил, что в России наблюдается рост цен на жилье. Только за девять месяцев 2007 года дома и квартиры подорожали на 22%. "Это создает сложности, но возможность получения доступного жилья растет благодаря развитию ипотечных институтов", - сказал он.

По словам первого заместителя главы Правительства, только за 2006 год и третью декаду 2007 года выдано 627 млрд руб. в качестве ипотечного кредитования, из них 89 млрд руб. - в Уральском федеральном округе.

Дмитрий Медведев сообщил, что в 2008 году для поддержания молодых семей при покупке жилья будет выделено 4,6 млрд руб., причем финансирование из федерального бюджета будет составлять от 10 до 30%, в зависимости от бюджетного обеспечения региона.

Первый вице-премьер считает также, что необходимо решать вопросы предоставления социального жилья гражданам. Он заявил, что необходимо увеличивать строительство жилья экономкласса, которое так необходимо молодым семьям.

"Для решения большой задачи, поставленной Президентом России (обеспечение строительства 1 кв. м на одного жителя страны в год), необходима - и это, наверное, главное условие на сегодня - демонополизация локальных рынков жилищного строительства", - подчеркнул, выступая на совещании, Дмитрий Медведев.

Другим существенным условием реализации задачи, поставленной главой российского государства, по словам Дмитрия Медведева, является "принятие документов территориального планирования, современных технологических регламентов в сфере строительства".

Необходимы также модернизация строительного комплекса в целом, промышленности строительных материалов, опережающее развитие инфраструктуры в стране.

"К сожалению, за последние два года, несмотря на активный прирост жилья, ситуация по обозначенным направлениям коренным образом не изменилась", - признал Дмитрий Медведев. "Практически не сдвинулся с мертвой точки и процесс предоставления федеральных земель под жилищное строительство", - добавил он. И это - несмотря на те изменения, которые были внесены в нормативные акты и в ряд законов.

"Результаты очень скромные, и я хочу сразу заметить, что проблемы здесь не только в регионах. Ряд государственных ведомств свои задачи в этой сфере тоже не выполняет", - подчеркнул первый вице-премьер.

По его словам, "необходимо дать все сигналы, чтобы эта работа наконец пошла, - и в адрес Росимущества, и в адрес Минсельхоза, и в адрес других ведомств, которые этими вопросами занимаются".

Говоря о темпах жилищного строительства в России, первый вице-премьер подчеркнул, что "за два прошедших года динамика жилищного строительства в нашей стране существенно изменилась". "Ожидаемый ввод жилья на конец 2007 года в стране составит порядка 66 млн кв. м. О такой цифре два года назад мы не могли даже мечтать", - сказал он и для сравнения привел данные 2005 года, когда в стране было введено в строй 43 млн кв. м жилья. При этом рост объемов жилищного строительства по итогам 2005 года составил 6%, в 2006 году - 15%, а за одиннадцать месяцев 2007 года - около 30%.

Дмитрий Медведев заверил, что ставка рефинансирования по ипотечным кредитам будет продолжать снижаться, несмотря на замедление темпов ее снижения, вызванное кризисом ликвидности на мировых рынках. "К сожалению, предполагаемое снижение ставки рефинансирования по ипотечным кредитам замедлилось в виду кризиса ликвидности", - констатировал он.

Первый вице-премьер выразил надежду, что в нынешнем году "таких процессов в мировых масштабах будет меньше или совсем не будет, и мы сумеем ситуацию выровнять". "Она сейчас уже достаточно благоприятная, и мы будем также последовательно и дальше снижать ставку рефинансирования", - подчеркнул он.

Далее первый вице-премьер обратился к проблеме ветхого и аварийного жилья. Он убежден, что она должна решаться в тесном взаимодействии между федеральным центром и регионами.

Данная проблема существует не только на Севере или в УрФО, отметил Дмитрий Медведев. "И если возникают предложения по выделению федеральных ресурсов, то они должны сопровождаться адекватным софинансированием за счет бюджета территории", - резюмировал он.

По данным Правительства, при запросах у федерального центра миллиардов рублей территории в свою очередь готовы предоставлять лишь сотни миллионов рублей на данные цели. "Так не годится, так не пойдет", - сказал Дмитрий Медведев.

Коснувшись проблемы предоставления госгарантий застройщикам жилья при жилищном кредитовании, первый вице-премьер указал, что данная форма работы не нашла должного применения. "Сколько ни стучались во все двери, ни упрашивали, в большинстве случаев был отказ, мотивированный тем, что в наших условиях это не работает", - отметил он, сообщив, что значительная часть госгарантий - более 90% - оказалась невостребованной.

В то же время в некоторых регионах эта форма нашла применение и активно использовалась. "Инструмент госгарантий интересный, надо научиться им пользоваться, может быть, что-то переформатировать", - предложил он.

В целом же, убежден Дмитрий Медведев, жители разных регионов России должны иметь равные возможности решения жилищной проблемы. "Региональная дифференциация, которая существует в сфере жилья, недопустима в будущем и ведет к центробежным тенденциям", - предупредил он. Люди должны верить, что решить свои жилищные проблемы возможно не только в Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени, но и в других городах, подвел он итог совещанию.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на межведомственном совещании о реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Уральском федеральном округе, 16 января 2008 года, Тюмень.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить опыт Уральского федерального округа в реализации нашей основной жилищной программы, в том числе в рамках проекта "Доступное и комфортное жилье".

Прежде всего хотел бы вас попросить сделать акцент на региональной составляющей. Потому что вся работа идет у вас. Мы пообщаемся по основным инициативам, по тому опыту, который существует в округе, - и позитивному, и негативному. Сейчас мы только что посмотрели часть того опыта, который есть в Тюменской области. Этот опыт неплохой. Тем не менее давайте поговорим и о тех проблемах, которые существуют.

Вы знаете - федеральный центр свои обязательства в этой части выполняет, оказывает регионам, субъектам Федерации реальную и достаточно активную помощь. Но именно от территориального регионального уровня зависит успех программы в целом.

За два прошедших года динамика жилищного строительства в нашей стране существенно изменилась. Ожидаемый ввод жилья на конец 2007 года (сейчас все это подсчитывается) в стране составит порядка 66 млн квадратных метров. О такой цифре два года назад мы просто не могли мечтать. По Уральскому округу это, соответственно, 5,3 млн квадратных метров.

Для сравнения: в 2005 году в стране введено 43,6 млн квадратных метров. При этом рост объемов жилищного строительства по итогам 2005 года составлял 6%. В 2006 году рост был 15%. И в 2007 году за одиннадцать месяцев (данные, которыми мы располагаем на сегодня) - около 30%.

Напомню, что стратегическая задача увеличения строительства жилья была поставлена Президентом России в прошлом году в Послании Федеральному Собранию. В соответствии с этим Посланием мы должны выйти на параметры один квадратный метр на одного жителя России в год. При этом в Уральском округе данный показатель в 2007 году соответствовал общероссийскому - 0,46 квадратного метра, то есть почти половина квадратного метра на человека.

Для решения этой большой задачи необходима (наверное, это главное условие на сегодня) демонополизация локальных рынков жилищного строительства. И, кроме того (второе существенное условие), принятие документов территориального планирования и современных технических регламентов в сфере строительства. Неотъемлемая часть этой работы - модернизация строительного комплекса в целом, промышленности строительных материалов, опережающее развитие инфраструктуры по всей стране.

К сожалению, за последние два года, несмотря на активный прирост жилья, ситуация по обозначенным направлениям коренным образом не изменилась. Практически не сдвинулся с "мертвой точки" и процесс предоставления федеральных земель под жилищное строительство. Мы с вами неоднократно это обсуждали. Более того, в результате этих обсуждений были приняты нормативные акты, изменения в закон, в частности, по землям сельхозназначения. Был принят ряд решений, касающихся земель, находящихся в ведении Министерства обороны.

Каковы результаты? Результаты очень скромные. Хочу сразу сказать, что проблема здесь не только в регионах. Ряд государственных ведомств своих задач в этой сфере тоже не выполняет. Считаю, что необходимо дать те сигналы, чтобы эта работа наконец пошла. И в адрес Росимущества, и в адрес Минсельхоза, и в адрес других ведомств, которые этими вопросами занимаются. Рассчитываю от вас услышать принципиальный анализ этой ситуации.

Еще одна большая проблема - это рост цен. В Российской Федерации за девять месяцев прошлого года рост цен составил порядка 22%. А на первичном рынке жилья в Уральском округе цены выросли на 20%, на вторичном - еще больше. При этом рост стоимости строительства одного квадратного метра жилья в России на период январь - сентябрь 2007 года составил 21,5%. Это создает сложности.

Но все же доступность жилья на сегодняшний день растет. Это происходит в значительной мере благодаря развитию различных кредитных институтов, позволяющих приобретать жилье на различных стадиях строительного цикла. Именно этим мы и планировали заниматься. Если в 2005 году доля семей, имеющих возможность приобрести стандартное жилье с помощью собственных и заемных средств, составила 9%, то в первой половине 2007 года - уже около 20%. Это, конечно, не может не радовать, но это все равно мало. Только ипотечных жилищных кредитов за 2006 год и третий квартал 2007 года в России выдано на сумму свыше 627 млрд рублей. Соответственно, в Уральском федеральном округе - около 89 млрд рублей.

Важно развивать в округе и стандартные ипотечные программы, и новые ипотечные программы, социально ориентированные ипотечные программы, программы, рассчитанные на молодежь. В том числе программы, которые создаются с прицелом на новый институт - материнский капитал. Соответствующие решения на правительственном уровне приняты, мы должны готовиться к тому, что в 2010 году у нас часть денег, получаемых женщинами от материнского капитала, будет втянута в жилищный оборот. Также нам необходимо разрабатывать иные формы кредитно-финансовой поддержки граждан, с тем чтобы доля семей, имеющих возможность приобрести жилье в собственность, в конечном счете составила не менее 60%. Это та цифра, к которой мы должны стремиться.

Отмечу, что из федерального бюджета на улучшение жилищных условий молодым семьям в 2008 году будет направлено 4,6 млрд рублей. Из федерального бюджета молодые семьи будут получать от 10 до 35% от стоимости стандартного жилья в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности региона. Напомню, что в 2006 и 2007 годах эта цифра составляла 10%. Мы соответствующие решения приняли. Прежде всего ориентируясь на вашу позицию, уважаемые коллеги.

Также молодые семьи будут получать поддержку за счет средств бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований. Федеральной программой также предусмотрено предоставление субсидии в размере 5% от стоимости жилья при рождении или усыновлении ребенка.

Напомню, что с учетом опыта реализации региональных программ, возраст участников этих программ, касающихся молодых семей, увеличен с 30 до 35 лет. Кроме того, нам необходимо также увеличивать объемы выполнения социальных обязательств в жилищной сфере. Мы об этом говорили: строить социальное жилье и решать жилищные проблемы очередников, предлагая различные варианты для людей с разным достатком. Мы вот сейчас смотрели, что нам показали наши хозяева. Один из проектов, на мой взгляд, очень хороший. Это дом для молодых, в котором 100% квартир составляют одно- и двухкомнатные. Это дом экономкласса, квартиры небольшие. Но это именно те квартиры, с которых молодые могут начать свою жилищную программу.

Один из ключевых вопросов в жилищной сфере - это модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также обеспечение земельных участков этой инфраструктурой. На эти цели из консолидированных бюджетов субъектов, расположенных в Уральском округе, в 2006-2007 годах направлено свыше 20 млрд рублей.

Как видно, уральские территории способны решать данную задачу за счет своих ресурсов. Многие регионы при этом предпочли реализацию собственных программ, считая те федеральные условия, которые были, не вполне привлекательными. И это, конечно, тоже нужно учитывать.

Тем не менее три проекта Свердловской области стали победителями конкурсного отбора на предоставление госгарантии в размере более 5 млрд рублей на оснащение коммунальной инфраструктурой земельных участков. Также в Свердловской области реализуются два экспериментальных проекта по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства. Очень большие проекты. Для нашей страны - огромные. В Тюмени пилотный проект по строительству жилья реализуется.

Сразу скажу, что с учетом опыта реализации проекта в 2006-2007 годах, начиная с 1 января текущего года из федерального бюджета уже не будет субсидироваться половина кредитной ставки. А мы исходим из того, что будет субсидироваться вся процентная ставка по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Причем это касается как малоэтажного, так и многоэтажного строительства. На эти цели только в 2008 году будет направлено порядка 11 млрд рублей. В случае неполного освоения этих денег на конец года остаток будет распределен между субъектами Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Отборы проектов для предоставления государственных гарантий больше проводиться не будут. Потому что эта форма у нас не заработала. От нее принято решение на настоящий момент отказаться. Но субъектам также будет предоставлено 3,5 млрд рублей на обеспечение дорогами новых микрорайонов комплексной застройки, чем мы занимались и в прошлом году.

Уважаемые коллеги, это - общий подход к тем проблемам, которые перед нами стоят в области жилищной политики. И просил бы вас, как людей максимально информированных в этой сфере, рассказать о том, что делается в ваших регионах, поделиться и позитивным, и негативным опытом. Считаю, что можно было бы остановиться и на потенциальной местной строительной индустрии: что делается для развития конкурентных условий, для ее развития, для развития жилищного строительства в целом в тех территориях, которыми вы руководите.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Ну что, будем заканчивать.

Уважаемые коллеги, очевидно, что проект идет. Идет, может быть, в чем-то чуть лучше, чем все мы предполагали два года назад. Проблем еще очень много.

Некоторые комментарии по тому, что прозвучало. В основном это реплики, но есть и, наверное, что-то, так сказать, более существенное.

Эдуард Эдгарович [Россель, губернатор Свердловской области] говорил по поводу заводов по производству новых материалов. Я не в смысле полемики, а, наоборот, хотел сказать, что такие заводы, конечно, нужно ставить в каждом регионе. Вообще по-хорошему, учитывая то, что мы - лесная страна, вот такого рода технологии и небольшие производства, где действительно производятся материалы недорогие, весьма экологичные, которые в то же время сегодня хорошо применяются во всем мире, они должны быть по-хорошему в каждом районе. Ну, или во всяком случае в группе районов, когда речь идет о небольших производствах, выпускающих довольно небольшое количество стройматериалов и впоследствии из этих материалов собирающих дома. Это очень важная вещь. И, по сути, это должен быть элемент подпрограммы по развитию промышленности строительных материалов, создание новых производств. Надо приобретать линии заграничные (пока мы сами такие линии не способны делать), монтировать у себя и заниматься этими вещами.

Теперь то, что звучало в выступлениях других коллег по поводу госгарантий. К сожалению, получилось с ними так, как получилось. Вы воспользовались ими и считаете, что это позитивно. Другие не воспользовались. И сколько мы ни стучали во все двери, ни призывали и наших коллег губернаторов обратить на это внимание, и других участников этой программы, в большинстве случаев был отказ со ссылкой на то, что это нерационально и в наших условиях не работает. Посмотрим.

Я бы просто хотел, чтобы ваш опыт госгарантий тоже получил какую-то интерпретацию. Если все-таки мы убедимся в том, что это у вас сработало хорошо. В конце концов мы можем к этому и вернуться.

Проблема была в том, что значительная часть госгарантий - процентов 90 - оказалась не востребована. И мы эту тему прекратили. У вас работает. Значит, все-таки инструмент этот интересный, может быть, просто нужно научиться им пользоваться, может быть, что-то переформатировать.

Теперь то, что говорилось в отношении ставок по ипотечным кредитам и ставки рефинансирования. Петр Михайлович [Латышев, полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе] сегодня говорил на эту тему. Мы с вами понимаем, что, к сожалению, предполагаемое снижение ставки рефинансирования по ипотечным кредитам замедлилось ввиду упомянутого кризиса ликвидности. Будем надеяться, что в этом году таких процессов в мировом масштабе будет меньше или вообще не будет. Мы сумеем эту ситуацию выровнять. Она сейчас уже достаточно благоприятная. Будем и дальше последовательно снижать ставку рефинансирования. Одновременно (я согласен с вами), что мы должны подумать о дополнительной государственной поддержке нашему Федеральному агентству по ипотечному жилищному кредитованию. И я попросил бы Минрегион этот вопрос рассмотреть в рамках той работы, которая ведется по этому направлению.

Вы сказали хорошую вещь - что вернули 47 зданий бывших детских садов. Это можно только приветствовать, потому что в большинстве регионов все это имущество было в определенный период разделено на части и очень значительная часть этого фонда оказалась вынута навсегда. Там сейчас находятся разные здания, в том числе, вы говорите, и федеральные учреждения. Может быть, нужно посмотреть и в рамках общей работы какой-то, и по федеральным учреждениям пройтись. Нам детские сады важнее, чем федеральные учреждения, которые во всяком случае можно размещать не в помещениях, где раньше были детские сады. Это уж точно.

Теперь по поводу вопросов, связанных с ветхим и аварийным жильем. Их затрагивали тоже наши коллеги в своих выступлениях. Это был и Юрий Васильевич Неелов [губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа], и Александр Васильевич Филиппенко [губернатор Ханты-Мансийского автономного округа], и некоторые другие. У нас очень много ветхого жилья в стране и аварийного немало. При этом так получилось, что часть регионов зарегистрировали свое ветхое жилье в качестве аварийного, и на них распространяются соответствующие правила, в том числе касающиеся порядка использования средств Фонда модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а на других не распространяются.

Мы с вами понимаем, что эти процессы шли субъективно. Где-то сумели это сделать - молодцы губернаторы. А кто-то проморгал. И на них эти правила не распространяются. Но в принципе у нас огромный объем и ветхого, и аварийного жилья. И эта проблема, к сожалению, существует не только на Севере или не только в Уральском федеральном округе. В Астрахань съездите, посмотрите, что там делается, в Архангельск. Очень сложные субъекты, имеющие худшую бюджетную обеспеченность. Поэтому нужно обязательно этим заниматься, в то же время не забывая о том, что эта проблема, которую мы должны решать совместно, и, если возникают предложения по выделению федеральных ресурсов, они должны сопровождаться адекватным сопровождением - софинансированием за счет бюджета территории.

Я бы хотел, чтобы уважаемые коллеги это перепроверили. Потому что, по некоторым данным, которыми я располагаю, при запросах в несколько миллиардов рублей собственное финансирование ограничивается 100 миллионами. Так не годится и не пойдет. Проверьте, мы к этому вернемся. А Дмитрий Николаевич [Козак, Министр регионального развития РФ] всю эту работу возглавляет, и я просил бы тоже работать по этому поводу.

Теперь - жилье на селе. То, что Олег Алексеевич [Богомолов, губернатор Курганской области] говорил. Очень важная тема. Я считаю, что мы определенные подходы к решению жилищной проблемы на селе нашли. И сегодня те критерии, которые действуют, они, наверное, не идеальные, но они все-таки помогают решать эту проблему.

Что касается вопросов с молодыми специалистами и их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, то вообще-то мы эту тему смотрели. И нужно, действительно, постараться найти какой-то прием, который позволит этим молодым специалистам все-таки попробовать получить жилье. Тем более что мы понимаем, что такое критерий нуждаемости в деревне. В городе - это одно, а в деревне - это совсем другое. И если молодой специалист уедет за пять километров в другую деревню, он автоматически попадает в категорию нуждающихся. Но этот вопрос уже однажды анализировался. Я считаю, что его нужно довести до конца.

По поводу распределения без аукционов по молодым специалистам есть опасность того, что это станет предметом манипуляций. Я понимаю, что вы скажете, что мы можем поставить эффективный контроль. Я не против. Но надо понимать, что как только появляется безаукционное распределение (пусть даже под самыми благовидными предлогами), появляется соблазн воткнуть туда кучу разных других проблем. Если вы представите механизм, который позволит отсепарировать одно от другого, то тоже можем посмотреть на эту тему.

Да. Теперь вот какая штука: ситуация, когда молодой специалист живет в городе, а работает на селе, и его возможность по улучшению жилищных условий. И я хотел бы, чтобы мы еще раз это проверили, потому что у меня такое впечатление, что мы решение по этому поводу принимали для того, чтобы такие лица могли участвовать в этой программе. Мне неоднократно на эту тему [Алексей] Гордеев [Министр сельского хозяйства РФ] докладывал. Давайте это проверим, потому что решение по этому поводу уж точно можно было бы принять, если его нет.

И в целом я абсолютно согласен, что мы должны заниматься рентабельностью сельскохозяйственного производства. Это не тема нашего совещания. Мы с вами понимаем, почему появляются различного рода проблемы. Как вы понимаете, для развития собственного сельскохозяйственного производства тот продовольственный кризис, который возник, он создает довольно значительные минусы, потому что необходимо решать текущую задачу по обеспечению продовольствием.

Тем не менее, я что хотел бы сказать, по животноводству ситуация у нас все-таки сдвинулась с места. Я хочу обратить внимание на то, что за несколько лет прирост по процентам в рамках животноводческого проекта у нас составил до 15%, чего мы не ожидали. Но я имею в виду совокупно, не только КРС, но и свиноводство, и птицеводство. Это неплохой результат, и мы должны его закрепить, чтобы он не растворился в иностранных квотах и не исчез как результат нашего с вами совместного труда.

Те предложения, которые касаются налога на прибыль предприятий НДПИ [налог на добычу полезных ископаемых] - посмотрим, что в Думе будет происходить, и вернемся к нему.

Важная тема и достаточно очевидная (мы ей занимаемся уже целый год) - это специалисты. Петр Михайлович [Латышев] прав, и наш коллега ректор тоже прав. Мы только что с вами были в университете. И я согласен с тем, что цепочка ПТУ-техникум-университет в строительном комплексе пока не срабатывает. Строительные ПТУ пока во многих случаях влачат жалкое существование.

Хотя есть и обратные примеры. Мы год назад смотрели строительное ПТУ No 6, которое в Тюмени. Меня просил Владимир Владимирович [Якушев, губернатор Тюменской области] переговорить с предпринимателями. Мы переговорили, и этих слов достаточно оказалось, чтобы они проинвестировали деньги. Но это не потому, что мы такие там слова нашли хорошие, а именно потому, что они понимают: от этих специалистов зависит успех их бизнеса, в том числе строительного бизнеса. Надо этой темой заниматься. Надо создавать единые центры по подготовке, где рабочие руки будут создаваться на всех направлениях и по всем образовательным уровням.

Что говорил Андрей Анатольевич Козицин [генеральный директор ООО "УГМК - Холдинг", г. Верхняя Пышма Свердловской области] по условиям для создания благоприятных условий инвестирования для работников предприятий и решения их жилищных проблем, инвестиций в жилищную сферу для работников компаний.

Вы справедливые вещи сказали, во всяком случае на первый взгляд, притом что часть Ваших предложений, совершенно очевидно, не понравится Министерству финансов (Вы сами об этом заявили). Тем не менее я попросил бы Вас, Дмитрий Николаевич [Козак], рассмотреть в кооперации с Минфином эти вопросы на предмет даже возможного изменения законодательства, если мы придем к выводу, что это не нанесет несоразмерного ущерба другим охраняемым финансовым интересам.

Вот что мне хотелось бы сказать в конце.

Еще раз подчеркну, что результаты работы за два года приличные. Они лучше, чем мы ожидали. Но в то же время это только самое начало работы, потому что мы понимаем, какие планы. Есть очень много проблем. Грустно, что ситуация пестрая. Нам необходимо принимать меры по ее выравниванию, потому что такая региональная дифференциация, которая сегодня существует, в том числе по жилищному проекту, недопустима в будущем, потому что она просто ведет, по сути, к центробежным тенденциям и к распаду страны. Люди должны понимать, что они способны решить свою жилищную проблему не только в Москве, Тюмени, Петербурге, но и в других местах - в Кургане том же самом. Люди очень ждут результатов нашей с вами работы, наши с вами граждане. Будем стараться реагировать адекватным образом на все эти вопросы.

Спасибо вам за участие в совещании и всего доброго.

Предлагаем вашему вниманию изложение беседы Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева со строителями во время посещения 3-го Заречного квартала города Тюмени, 16 января 2008 года, Тюмень.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну, вам нравится работать по таким технологиям?

РЕПЛИКА: Конечно, нравится.

Д.МЕДВЕДЕВ: А платят за это достойно?

РЕПЛИКА: Достойно.

РЕПЛИКА: Да, достойно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так, ну а какой у вас вопрос?

ВОПРОС: Вот я в этой фирме в принципе давно работаю. Начал со второго курса проходить практику, потом остался. Ну, начинал с разнорабочего. На данный момент я студент. Ну, и параллельно работаю. Такой небольшой карьерный рост был: разнорабочий, бригадир разнорабочих, потом помощник мастера и мастер...

Д.МЕДВЕДЕВ: Для Вас он довольно-таки небольшой, не значимый карьерный рост?

ВОПРОС: Ну да. У меня вопрос заключается в том, что учусь в институте, и возникла проблема сейчас: вот студенты, которые хотят поступить в крупные вузы, хотят учиться, но не все могут 50, 60, 70 тысяч в год заплатить. Бюджетные места пока не сокращаются. Ну, некоторые кафедры - как бы собственно бюджетные... И второй вопрос: вот мастером работаю, выпуск скоро, диплом получу. А жить негде. В принципе - проблема с жильем, квартира два с половиной, три миллиона стоит.

Д.МЕДВЕДЕВ: По поводу подготовки студентов. Я с вами согласен, что нам сейчас очень не хватает рабочих рук. Это, кстати, начинается не в вузе, а начинается в ПТУ. Это я в прошлом году, ровно год назад был в шестом ПТУ, которое было довольно в таком печальном состоянии. Насколько мне сейчас доложил губернатор, что изменилось: ПТУ отремонтировано. Кстати, с участием вашей фирмы, партнеров. И здесь такое государственно-частное партнерство, как принято говорить. Когда все работодатели, и город, и область, и вообще бюджет здесь участвует, это позволяет создавать новые нормальные, полноценные учебные места.

Следующая стадия - это действительно высшие учебные заведения, университеты. Здесь ситуация такая: мы бюджетные места сокращать не должны. Если это где-то происходит, то надо просто посмотреть, почему это делается. Эту задачу - превратить бюджетные места в платные места - государство перед собой никогда не ставило и ставить не будет.

У нас сейчас юристов и экономистов в избытке, а строителей у нас мало. Строителей, металлургов мало, химиков. Тех, кто на самом деле промышленную основу создает. Так вот по этим категориям количество рабочих мест должно расти. И, соответственно, количество студенческих мест должно расти. И задача заключается в том, чтобы бюджетные места сохранить.

В отношении жилья. Вы сами жилье строите. Вы сами как считаете, вы способны через какое-то время, если все будет нормально, допустим, однокомнатную квартиру приобрести? Я тоже так думаю. Однокомнатные квартиры маленькие - такие, какие нужны для молодежи в самый первый период. И я считаю, что эти механизмы позволят это сделать молодежи. Не сразу, конечно, пряники сверху не падают.

РЕПЛИКА: Нет.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть будете работать?

РЕПЛИКА: Конечно.

РЕПЛИКА: Надо подниматься по лестнице.

Д.МЕДВЕДЕВ: Если вы сначала пошли на рабочую специальность, потом поступили в институт, это показывает, что у вас есть желание заниматься. Вот такого жилья нам нужно строить как можно больше.

К сожалению, у нас не везде так. У нас во многих местах понастроили элитного жилья, а вот такого бюджетного жилья для молодежи, его не хватает по стране. Особенно однокомнатных, двухкомнатных - самых дефицитных квартир. Когда семья молодая - 20-30 лет - сразу после окончания вузов, приходят из армии и хотят приобрести жилье, вот на этом нужно сейчас делать упор. Так что я вам в этом желаю успеха.

Поэтому четвертый микрорайон построите, я думаю, что у всех обязательно будет жилье.

Счастливо вам. Всего доброго.

http://www.rost.ru
16 января 2008 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован