27 августа 2004
268

Данил Спиваковский: `Мне в фильме оторвали ухо`

Одной из главных премьер Выборгского кинофестиваля стала картина Валерия Тодоровского `Мой сводный брат Франкенштейн`, главную роль в которой играет Даниил Спиваковский. Роль эта в России стала ярким кинодебютом года. СПИВАКОВСКИЙ - необычная фигура в искусстве. Он един в трех лицах - снимается в кино, играет в театре и, как профессиональный психолог, учит людей навыкам общения. Обо всем этом он рассказал в интервью `Новым Известиям`.

- Один известный психотерапевт говорил, что актеры - это люди с определенными нарушениями психики, в том смысле, что человек обыкновенный не способен быть сегодня хирургом, завтра - террористом, послезавтра - милиционером, а на следующий день - работником кладбища. Вы согласны с таким мнением?

- Наверное, человек, который хочет стать актером, действительно обладает каким-то особенным типом характера, определенной психикой, но я убежден, что все профессии, которыми занимаются люди, совершенно одинаковые. Не важно, чем человек занимается в жизни - играет на сцене, лечит людей, готовит еду, летает в космос или сидит дома с детьми, - причины успешности одинаковы. Человек, который добился успеха в одной профессии, добился бы его и в другой. Конечно, тот, кто боится крови, не захочет быть врачом. Так же как и человек, который стесняется публичных выступлений, боится быть на виду, наверное, не пойдет в актеры.

- Говорят, что многие актеры в жизни - закомплексованные люди, для которых сцена является тем единственным местом, где можно открыться.

- Возможно. Могу про себя сказать. На первый взгляд я человек открытый и общительный, тем не менее какие-то свои внутренние переживания скрываю очень глубоко. Возможно, выбрал профессию актера как-то подсознательно именно для того, чтобы лицедействовать, играть разные роли и еще глубже спрятать личное. На сцене ведь - не я, а некий персонаж. Возможно, пройдут годы, и я смогу выносить на сцену свои собственные чувства и переживания, но сегодня мне ближе лицедейство. Хотя сложно так говорить, ведь там же все равно мои руки, мои ноги, мой голос, мои глаза... Это и я, и не я.

- Как вам кажется, почему кинематограф заметил вас - ведущего актера театра Маяковского - когда вам исполнилось уже 30 лет?

- Вообще у меня все происходило довольно поздно. Все удовольствия жизни и все ее прелести я познал позже своих сверстников. И в театральный институт поступил, уже отслужив в армии и отучившись в университете. Мне был уже 21 год, и я был одним из самых старших на курсе. Еще студентом я стал играть в театре и никогда не думал о кино, во всяком случае это никогда не было идефикс. Я никогда не числился ни в одном из агентств, и даже не имел нормального портфолио, как у всех артистов.

- А как произошла ваша встреча с Тодоровским?

- Тодоровский был продюсером сериала `Темная лошадка`. И когда завершились съемки, он пригласил меня к себе в кабинет и предложил роль в своем полнометражном фильме. Проб не было. Поскольку в `Лошадке` у меня главная роль, он меня видел в различных ракурсах.

- Был ли страх перед первой большой ролью у режиссера, у которого мечтает сняться каждый?

- Была радость, что появилась новая интересная работа. И я очень серьезно к ней отнесся. Тодоровский хотел, чтобы мой персонаж был несколько худощав, и я похудел на 14 килограммов. Все потом говорили - ой-ой, бедный-бедный, как же так можно... Но я сделал это с удовольствием и очень легко, потому что была цель. И до сих пор, кстати, стараюсь эту форму поддерживать. Сложно было с заклеенным глазом, потому что иногда приходилось так смотреть на мир по 12 часов... А страха не было. Я ведь уже снимался до этого. Пусть в сериалах, но какая разница.

- Теперь вы снимаетесь у Лунгина. Что за роль играете?

- Сценарий написал Геннадий Островский, с которым я уже второй раз встречаюсь - после `Франкенштейна`. Это фильм о людях, которые приезжают в Россию из-за границы в поисках своих родственников, а один аферист сводит чужих людей, родственниками не являющихся. Я играю работника еврейского кладбища Гришу Цаусаки, такого близорукого чудака.

- Опять проблемы с глазами?

- Да с глазами полбеды, мне в этом фильме еще отрывают ухо.

- Вашим героям вечно не везет...

- Да. Почему-то каждая моя картина заканчивается либо смертью моего героя, либо его избиением.

- Кинорежиссеры будто нарочно меняют вам амплуа. На сцене у вас в основном комедии, а на экране - сплошь психологические драмы.

- Нет, в кино я тоже все-таки комедийный. Потому что во все свои роли я стараюсь добавить иронию - над собой, над тем, что происходит. А в театре у меня тоже есть серьезные роли, например, Черт в `Карамазовых`, но они тоже всегда окрашены иронией и юмором.

- Даниил, вы ведь по первому образованию психолог. И сейчас, насколько я знаю, практикуете. Как же вас занесло в театр?

- Да, я закончил психфак МГУ. Это был вполне логичный выбор жизненного пути, потому что моя мама - Алла Семеновна Спиваковская - психотерапевт, доктор наук, профессор МГУ. Я вырос в соответствующей атмосфере и после школы стал поступать на психфак: в первый год не добрал балла и пошел работать санитаром в психиатрическую клинику. Что касается практики, то да, я веду тренинг общения. На него собираются люди, которые хотят научиться правильно общаться, то есть установить контакт с людьми - у кого-то проблемы в отношениях с начальством, у кого-то - с подчиненными, у кого-то - с мужем или женой, с детьми. На этих занятиях мы разбираем ситуации и как будто бы играем роли. Мы разбираем, насколько правильно человек в той или иной ситуации выбрал роль.

- Ваши роли для зрителей тоже определенная психотерапия. Чувствуете ли вы себя на сцене психологом?

- Знаете, я играю в спектакле `Банкет`. Эта пьеса связана с супружескими отношениями, с проблемами развода, поисками компромисса, способностью прощать друг друга. Это очень важные темы и вопросы, с которыми мы ежедневно сталкивается. И однажды, после спектакля, я сидел с друзьями в соседней с театром кофейне, и вдруг официант принес мне записку. В ней было написано: `Спасибо вам за спектакль. Сегодня вечером вы помогли нам понять, как сильно мы любим друг друга`. Ее написала молодая влюбленная пара - юноша и девушка. Эту записку я храню. Она мне очень дорога. Как и сотни записок, открыток, писем, которые получаю после своих спектаклей. Конечно, актерство - это терапия. Ведь люди после спектаклей пересматривают свою жизнь, свои отношения с близкими - это дорогого стоит. Психология - это другое, другие методы воздействия на человека. Но все же это похожие профессии, обе пытаются достучаться до души человека, чтобы в этой душе произошли изменения к лучшему.



Справка `НИ`

Даниил СПИВАКОВСКИЙ родился 28 августа 1969 года. Окончил ГИТИС. С 1992 года работает в Театре имени Вл. Маяковского. На его счету около полутора десятков театральных ролей. В кино дебютировал в 1991 году в фильме `Мигранты`. С 2000 по 2004 год сыграл в 11 телесериалах, среди них - `Две судьбы`, `Русские амазонки`, `Зачем тебе алиби?`, `Инструктор`. Главная роль в фильме Валерия Тодоровского `Мой сводный брат Франкенштейн` (2004) стала дебютом в большом игровом кино.

ЕЛЕНА СЛАТИНА
`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован