21 февраля 2008
1092

Дед мороз - Туризм - Россия

В редакции областной газеты "Красный Север" прошел "круглый стол", на котором специалисты и журналисты обсудили проблемы становления и развития туристической отрасли в Вологодской области.

До Швейцарии далековато

Наши читатели присылают нам множество писем, в которых постоянно ставятся вопросы о туризме в Вологодской области - его развитии, становлении и, конечно же, трудностях. Михаил Некрасов, во-логжанин, пишет: "Я - заядлый турист и путешественник, часто хожу в туристические походы по стране, езжу и в дальние путешествия. Видел много - и хорошего, и не очень. Зачастую во время дальних странствий душа патриота просится на малую родину, на Вологодчину. Сюда я всегда приезжаю с радостным сердцем, и всем своим друзьям обязательно рассказываю о красотах нашей земли, приглашаю их приехать к нам. Но вот беда: многие из них или слишком мало знают о Вологодчине, считают ее малоинтересным регионом, куда съездить стоит-то всего один раз -"для расширения кругозора", или же, побывав у нас на родине, получили далеко не лучшие впечатления - нет, не от прекрасных лесов и рек, деревень и городков, а от того, мягко говоря, ненавязчивого сервиса, который сопровождал их путешествия. "Мы бы приезжали снова и снова, - говорят они мне, - но не уверены в том, что туристические услуги у вас действительно стали выше качеством". Хочу поинтересоваться: что делается сейчас для того, чтобы вологодская земля стала любима и посещаема не только известными актерами, музыкантами и политиками, но и миллионами наших сограждан из других регионов России?"

Писем, звонков от наших читателей, переживающих за развитие туризма на родной земле, очень много.

Кто собрался и зачем?

Именно поэтому, а еще и потому, что мы и сами любим путешествовать, "Красный Север" собрал в своей редакции "круглый стол", участвовать в котором пригласил специалистов в области туризма, представителей власти, занимающихся

этими вопросами, журналистов и медиков. Среди них: Николай ВИНОГРАДОВ, первый заместитель Губернатора Вологодской области; Андрей ПАТРАЛОВ, директор центра социально-экономических исследований; Ольга КУЗНЕЦОВА, заслуженный врач России; Игорь СТЕПАНОВ, заместитель председателя Вологодской городской думы; Юрий ПЛЕХАНОВ, председатель комитета по туризму Вологодской области; Андрей ТЕЛЬТЕВСКОЙ, редактор великоустюгской газеты "Советская мысль"; Александр ТО-РОПОВ, председатель Вологодской областной региональной организации Союза журналистов России; Татьяна МУРОМЦЕВА, генеральный директор туристского предприятия ОАО "Дед Мороз", Владимир РОМАНОВ и Петр ДАВЫДОВ, журналисты " Красного Севера".

Открыл встречу Александр ТО-РОПОВ: "Мы очень рады тому, что есть люди, которые переживают за становление и развитие туризма на Вологодчине, которым небезразличны его проблемы и которые употребляют усилия для их разрешения. Хочется надеяться, что наш "круглый стол" станет поддержкой всем тем, кто работает над созданием положительного, привлекательного имиджа Вологодской области не только в России, но и за рубежом. "Круглые столы", подобные сегодняшнему, газета "Красный Север" планирует собирать постоянно - на них мы будем обсуждать не только трудности и успехи туризма, но и наиболее значимые для нашего общества проблемы и способы их решения".

По словам Александра ТОРО-ПОВА, туризм для Вологодской области - занятие и перспективное, и необходимое: "Туристическим бизнесом сейчас стали заниматься даже те, кто в свое время предпочитал лишь критиковать проекты Правительства области, направленные на развитие туризма в регионе. Так, бывший активный критик правительственных инициатив Шабанов счел нужным выпустить книгу о Деде Морозе, в которой рассказывается об истории возникновения этого персонажа, о его значимости для людей".

Николай ВИНОГРАДОВ отметил важность того, что "круглый стол" проходит именно в "Красном Севере": "Специалистам важно знать мнение журналистского сообщества по поводу туристических проектов, которые развиваются сейчас у нас в области. Ваша газета - самая читаемая на Вологодчине, для многих - самая любимая, как, например, в моей семье. Мы открыты к разговору, надеемся также, что будем встречаться и обсуждать нашу деятельность не раз".

Благодаря визиту и заинтересованности Президента Путина, поддержке проекта Дмитрием Медведевым, о которой Дмитрий Анатольевич сказал на пресс-конференции в Мурманске, Великий Устюг ждут большие перемены.

Столица -без туристов?

Впрочем, признавая огромную значимость проекта " Великий Устюг - родина Деда Мороза", необходимо сказать, что практически каждый город, район, деревня, село Вологодской области представляют собой интерес для развития в нем туристической отрасли на достойном уровне.

"Мне египтяне говорили, что знают о Деде Морозе и Великом Устюге! Это лестно, согласитесь, - сказал Игорь СТЕПАНОВ, заместитель председателя Вологодской городской думы. " Но на Вологодчине каждому городу есть чем гордиться. Снова и снова мы открываем для себя в родных местах что-то новое, прекрасное. Активно работая над проектом "Родина Деда Мороза", мы, я уверен, не должны забывать и о других городах. Начинать, думаю, нужно с областного центра - здесь, к большому сожалению, туризм находится далеко не на высоком уровне. Вологда почему-то нигде не позиционируется как памятник общенационального значения. Посмотрите на Великий Новгород или Кострому - наши соседи далеко нас обогнали по туризму. Развивая туристическую отрасль в областном центре, мы способствуем устранению, например, таких насущных проблем, как незанятость населения, детская преступность...".

Потенциал огромен

Николай ВИНОГРАДОВ сказал, что Правительство области готово помочь не только областному центру, но и другим городам. При поддержке областного Правительства, по словам Николая Леонидовича, вполне возможно было бы организовать и проведение различных туров, и обучение экскурсоводов-специалистов, найдут поддержку и другие инициативы. Почему? Да потому, что, как сказал Виноградов, "туризм - это фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы, но и обеспечить прочное положение Вологодской области в ряду наиболее привлекательных для туристов регионов России. Для этого есть все основания. Согласно данным рейтингового агентства " Эксперт - РА", по турист-"Дед Мороз - Вологодская область - Великий Устюг!" Лучшей рекламы для области, пожалуй, сыскать трудно.

скому потенциалу Вологодская область занимает 11-е место в стране. В старинных русских городах Во-логодчины сохраняются памятники церковной архитектуры и искусства, и не использовать этот богатейший потенциал на пользу живущим в области, не поделиться этим богатством с другими было бы большой ошибкой. А народные традиции? Ведь их сохранение и восстановление является одним из приоритетных направлений в развитии культурной жизни области. Вологодчи-на - земля живой народной культуры, земля, сохранившая самобытное культурное и природное наследие России. Например, Сизьма -старинное русское село, находящееся на северо-востоке Шекснинско-го района, славится возрождением народных обычаев и является хранителем традиционной народной культуры. Очень активно включился в развитие туризма и Белозерский район. Разработана и действует программа "Белозерск - былинный город Руси". Идейная составляющая интерактивного музея " Княжеская гридница" - это воссоздание исторической среды, использование нетрадиционных форм общения с туристами, которые становятся активными участниками различных событий прошлого, ритуалов. Подобные программы постепенно завоевывают большую популярность в России".Около половины стран мира, по словам специалистов, имеют основным источником дохода именно туризм, и не стоит считать это чем-либо зазорным: туризм - источник дохода таких стран, как Швейцария, Финляндия или Ирландия.

О том, что Вологодская область является притягательной для туристов, свидетельствует такой факт: если во времена перестройки к нам приезжало не более 100 тысяч туристов в год, то только в прошлом году их было уже более миллиона. Около половины стран мира, по словам специалистов, имеют основным источником дохода именно туризм, и не стоит считать это чем-либо зазорным: туризм - источник дохода таких стран, как Швейцария, Финляндия или Ирландия. Точно так же и Вологодская область может существенно повысить не только свой престиж, но и достаток.

Что мешает быть богаче Швейцарии?

Проблема, мешающая этому, -плохо развитая инфраструктура. Как заметил Юрий ПЛЕХАНОВ, "здесь требуется изменение психологии человека. Люди, занятые в туристической отрасли, должны понимать, что именно благодаря туристу они и получают необходимые средства, и, соответственно, должны относиться к туристу не как к досадной помехе, а как к дорогому гостю, причем гостю желанному. Когда страны Европы после войны искали возможность для развития туризма, они 20 лет пытались устранить проблему с дружелюбным обслуживанием; и лишь когда она была решена, туризм стал по-настоящему востребованным".

Отдельно говорили и о том, что может, помимо развитой качественной инфраструктуры, сделать определенный город желанной целью для туристов. По мнению Юрия Николаевича, которое разделили все присутствующие, значительную роль играет и отношение местных жителей к собственному городу. Почему так мало туристов в Вологде? Вот что пишет наш читатель из Литвы, родившийся в Вологде: "Почти каждый год я приезжаю на малую родину, радуюсь. Этот год, видимо, особый. Такого кошмара я за всю свою жизнь не видел! Берег реки Вологды, по которому мы с отцом гуляли в детстве, завален бутылками, кругом слышна матерщина, а маленькие сосенки, которые, я видел, посадили в прошлом году, поломаны! Это что - чистый русский город?! Это - плевок в душу! А еще говорят о патриотизме...Поверьте, в Литве, где я сейчас живу, подобное просто невозможно". Очень хочется надеяться, что жители Вологды начнут испытывать уважение - хотя бы к себе самим. Видя уважительное отношение жителей к собственному городу, сюда потянутся и туристы -это уже многократно проверенный факт.

Андрей ПАТРАЛОВ: "На наш взгляд, к развитию туристической отрасли в муниципалитетах привлекается слишком мало профессионалов. Это очень печально, потому что практически каждый город Вологодской области обладает огромным туристическим потенциалом. Судите сами: туризм в Кириллове и Великом Устюге развивается активно благодаря работе профессионалов, причем Кириллов делает ставку на знакомство туристов с древней историей, а Великий Устюг работает по совершенно новому проекту. Именно усилиями специалистов удалось сделать Великий Устюг городом гостеприимным, дружелюбным по отношению к приезжающим, чего, к сожалению, не было раньше. Хорошо, если и другие города области последуют его примеру. Тем не менее, есть и трудности, которые мешают развитию отрасли. Например, на качестве обслуживания туристов сказывается наличие нескольких собственников на вотчине Деда Мороза, точнее, не само наличие

этих собственников, а разногласия между ними. С какой стати человек должен ощущать на себе противоречия собственников? Он приехал с семьей в сказку, а здесь вместо сказки становится жертвой разногласий... Нам нужно учитывать

Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт - РА", по туристскому потенциалу Вологодская область занимает 11-е место в стране.

принципы мирового туризма - не копировать их слепо, но именно учитывать, внося свои коррективы. Туризм скажется благотворно на развитии всех районов области, всех ее городов. Нужно учитывать тот факт, что они сохранили свою неповторимую самобытность - в какой-то степени благодаря Петру Первому, который, "прорубив окно в Европу", "заколотил окна" на Север и Восток России, чем предоставил возможность нашим городам и весям оставаться без существенного влияния "со стороны", то есть оставаться самими собой - как в культурном плане и менталитете, так и в архитектуре. Опять-таки хочу отметить возможности, все еще упускаемые областным центром. Вологда - большой транспортный узел, логистический центр, который не пользуется своим большим потенциалом в полной мере. Да и не только своими транспортными возможностями: если состояние туризма в Вологде будет находиться на таком же уровне, как сегодня, то в скором времени туристы будут справедливо считать, что Вологда - это только (!) перевалочный пункт по дороге в Кириллов, Ферапонто-во, Белозерск или же Великий Устюг, то есть в те районы, где туризм развивается более активно".

Сначала был скепсис...

Андрей ТЕЛЬТЕВСКОЙ поделился мнением читателей "Советской мысли" о проекте "Великий Устюг - родина Деда Мороза": "Проект, можно сказать, выручает не Если состояние туризма в Вологде будет находиться на таком же уровне, как сегодня, то в скором времени туристы будут справедливо считать, что Вологда -это только (!) перевалочный пункт по дороге в Кириллов, Ферапонтово, Белозерск или же Великий Устюг.

только сам город, но и весь муниципальный район, да и соседние районы других областей - Архангельской и Кировской. Отношение людей к нему, поначалу довольно критичное, стало меняться - к сожалению, не такими быстрыми темпами, как того бы хотелось. Наша газета много рассказывает о проекте, говорит о его значимости для жителей района и города. Честно говоря, еще девять лет назад, когда я начинал работать редактором газеты, я сам мало в него верил. Сейчас все обстоит по-иному".

Юрий ПЛЕХАНОВ сказал, что большое значение для развития проекта имеет, на его взгляд, проявление различных самостоятельных инициатив, исходящих от жителей района: "Важно не быть пассивными просителями, ожидающими невесть откуда взявшееся богатство, необходимо самим проявлять инициативу, а возможностей для ее проявления очень много - были бы предложения".

Подарки -круглый год!

Татьяна МУРОМЦЕВА: "После визита Президента Путина в Великий Устюг отношение жителей города и района к проекту существенно изменилось к лучшему. Жители поверили в то, что власть работает для них, что проект существует для их блага, визит Президента придал значимости проекту в глазах жителей. Благодаря проекту "Великий Устюг - родина Деда Мороза" устюжане стали проявлять и больше самостоятельности. Так, нами разработан собственный проект " Посольство юных", в котором в качестве посланников Деда Мороза принимают участие маленькие жители со всей Вологодской области. Через образ Деда Мороза ведется воспитательная работа с подрастающим поколением: ребята лучше осознают такие понятия, как "добро", "справедливость", "мудрость", "честность" и тому подобное, кроме того, дети приобщаются к основам традиционной народной культуры. Я уверена, что проект должен быть всесе-зонным, в этом случае он будет претендовать на то, чтобы стать фрагментом национальной идеи.

Если проект будет действовать круглый год, то появится возможность для эффективного коммерческого развития, появится стимул работы для высококлассных специалистов в туристической отрасли. Только сейчас под эгидой Деда Мороза в весенне-летне-осенний период проводится несколько десятков крупных мероприятий, в том числе всероссийских и международных".

Не тронь дедушку!

Николай ВИНОГРАДОВ обратил внимание присутствующих на то, что зачастую образ Деда Мороза, призванный вообще-то служить примером доброты, заботы и радости, попросту опошляется: "В некоторых фильмах Дед Мороз предстает каким-то забулдыгой, вызывающим непристойные насмешки -о каком уважении тут может идти речь? Очень важно, чтобы наши СМИ говорили о Деде Морозе именно как о добром, хорошем советчике, способном помочь детям, вызывающем добрую улыбку и радостный смех. Дед Мороз, похоже, успешно справился с возложенной на него задачей - заменить собой "дедушку Ленина", что вообще-то большой трудности и не представляло".

Семья в сказке

О роли проекта сказала и заслуженный врач России Ольга КУЗНЕЦОВА: "Видно, что этот проект сделан для семьи, и именно для ее укрепления он и должен работать. Наши дети и внуки ждут сказки, приезжая сюда, они должны ее получить. Впрочем, не только ребята: ведь и взрослые приезжают сюда. Семья, приехавшая к Деду Морозу, может быть, впервые за долгое время получает возможность собраться по-настоящему вместе: родители больше времени проводят с детьми, да и с самими собой тоже. Вот почему так важно, чтобы семьи не были разочарованы визитом к доброму волшебнику - пусть Дед Мороз поможет семье стать крепче и дружнее".Активно работая над проектом "Родина Деда Мороза", мы не должны забывать и о других городах. Начинать нужно с областного центра - здесь, к большому сожалению, туризм находится далеко не на высоком уровне.

Николай ВИНОГРАДОВ тут же указал на существующие перспективы: "Благодаря визиту и заинтересованности Президента Путина, поддержке проекта Дмитрием Медведевым, о которой Дмитрий Анатольевич сказал на пресс-конференции в Мурманске, Великий Устюг ждут большие перемены. Так, должен появиться ледовый дворец, новый дворец Деда Мороза, должна быть оборудована взлетно-посадочная полоса, способная принимать большие самолеты. Нельзя упускать из виду и то, что Дед Мороз оказывает нам существенную поддержку для добрых связей со столицей - благодаря им построена новая школа в Великом Устюге, филиал зоопарка. Я не говорю о той моральной поддержке, которую оказывает нам мэр Москвы Юрий Лужков, каждый год персонально встречая Деда Мороза на Красной площади и поздравляя москвичей с Новым годом, не забывающего сказать: "Дед Мороз - Вологодская область - Великий Устюг!" Лучшей рекламы для области, пожалуй, сыскать трудно".

Интер-дедушка

Юрий ПЛЕХАНОВ подтвердил, что благодаря дедморозовскому проекту о Вологодской области знают не только в России, но и в мире: "Наряду с Дедом Морозом, однако, считаю, что нужно активно развивать и другие программы -целевые областные. В этом случае нашу область будут знать наиболее полно".

Владимир РОМАНОВ, известный вологодский журналист, сказал о необходимости доступности информации о туристических проектах не только "на альбомах для особо важных чиновников, но и для всех граждан. Информация о Вологодской области должна быть массовой". Это мнение было поддержано всеми присутствующими.

Идеи "круглого стола"

По мнению собравшихся, было бы важным и давно уже является востребованным, чтобы ежегодно Дед Мороз поздравлял россиян с Новым годом по телевидению. Это ведь логично: Новый год - Дед Мороз - поздравление. Это было бы хорошо не только для проекта, но и для всех россиян, празднующих Новый год. Больше всего Деда Мороза ждут дети - так почему бы ему не обратиться к детворе России из своего дворца? Можно говорить о времени обращения - вряд ли оно должно быть поздним (обращение Президента интересно больше взрослым, способным высидеть перед телевизором и до 12 ночи), но главный Дед Мороз страны поговорить с детишками должен.

Это во-первых. Во-вторых, последнему хорошему отечественному мультфильму о Деде Морозе около 30 лет. У нас есть профессионалы, способные создать новый мультфильм, рассказав в нем и о Великом Устюге. Есть и хорошие кинорежиссеры, способные создать и хорошие художественные фильмы о Деде Морозе - не все же нашим детям смотреть на похождения "ненашенского" Санты Клауса.

Петр ДАВЫДОВ
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован