20 ноября 2008
1796

Деньги издателей застряли в супермаркетах

Ритейлеры не платят Центру дистрибуции прессы

Сетевые магазины увеличили вдвое, до полугода, отсрочку по платежам за прессу, утверждают дистрибуторы. Центр дистрибуции прессы, крупнейший московский поставщик журналов и газет в супермаркеты, подсчитал, что за сентябрь-ноябрь ритейлеры не заплатили ему, а он - издателям $2,2 млн. (почти ежемесячная выручка компании). С учетом того, что издатели сокращают расходы на продвижение продукции, распространение прессы в магазинах может стать убыточным.

С сентября Центр дистрибуции прессы (ЦДП), входящий в группу компаний "Логос", не перечислил деньги за проданную в московских супермаркетах продукцию многим издателям, рассказали "Ъ" несколько директоров по распространению крупных издательских домов. "У нас есть проблемы из-за ряда сетей, в том числе "Вестера", "Мосмарта", "Самохвала", которые продлили нам отсрочку платежей за проданный товар",- признала исполнительный директор ЦДП Наиля Гусакова. Многие сети потребовали дополнительной отсрочки платежей еще на 90 дней, хотя дистрибуторы уже работают с ними с 60-90-дневной отсрочкой, рассказал председатель совета директоров ГК "Кардос" (владеет дистрибутором "Спорт-принт") Александр Костюченко.

Общая сумма задолженности ЦДП перед издателями, по оценке госпожи Гусаковой, с сентября по середину ноября составила $2,2 млн. Владелец сети "Вестер" Олег Болычев подтвердил, что его сеть не расплатилась с ЦДП. "Банки в октябре потребовали от нас срочного возврата кредитов, и мы не смогли заплатить всем поставщикам, включая дистрибуторов прессы, 600 млн руб.",- пояснил он. Наличие задолженности перед ЦПД подтвердил и замгендиректора "Мосмарта" Семен Слуцкий, но отметил, что "ситуация исправляется". Президент "Самохвала" Дмитрий Кувшинов говорит, что сеть продлила отсрочку по платежам ЦДП. В X5 Retail Group и "Ашане" утверждают, что долгов перед дистрибуторами прессы не имеют.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), по товарообороту прессы в Москве супермаркеты занимают 22%. Ежемесячный товарооборот прессы в московских супермаркетах Владимир Каспаров из "Экспресс медиа" оценивает в 300 млн руб. "Доход дистрибуторов в товарообороте составляет 30-33%",- подсчитывает он. ЦДП, работающий в сетях "Самохвал", "Мосмарт", "Вестер", 70 магазинах "Перекресток", "Ашан" и других, по оценкам участников рынка, занимает 63% рынка продаж прессы в Москве. "Ежемесячная выручка компании не превышает 50-60 млн. руб., а поэтому $2 млн за два месяца - существенная для нее сумма",- подсчитывает топ-менеджер крупной дистрибуторской компании.

По словам Наили Гусаковой, ЦДП ведет переговоры с издателями, предоставляя, например, маркетинговые услуги в счет погашения долга. Так называемые платежи за маркетинг (реклама, выкладка) изданий в ритейловых сетях дают основной доход дистрибуторам прессы в супермаркетах, констатирует председатель правления АРПП Александр Оськин. Дистрибуторская наценка не превышает 30-33%, утверждает председатель совета директоров компании "Экспресс медиа" Владимир Каспаров. Она покрывает часть расходов дистрибутора, прежде всего на экспедицию и отгрузку товара, констатирует господин Оськин. Доходы распространителей (рентабельность этого бизнеса не превышает 6%) формируются в среднем на 50% за счет издательских платежей за маркетинг: так, стоимость приоритетной выкладки в сетях варьируется от $20 до $60 за место в одном магазине.

Снижать маркетинговые бюджеты по ряду изданий в супермаркетах издатели начали месяц назад, говорит госпожа Гусакова. "По некоторым изданиям мы снизили расходы на 25%, по другим обнулили до конца года",- говорит и. о. директора по распространению ИД Independent Media Алексей Цивилев.

Президент издательского дома "Семь дней" Дмитрий Бирюков предупреждает, что, если дистрибуторы будут и дальше требовать отсрочки платежей больше чем на три месяца, "мы вряд ли будем с ними работать". Александр Оськин из АРПП предупреждает: "Если вопрос с полугодовой отсрочкой не будет решен, система распространения в супермаркетах может рухнуть". "Эту проблему издатели, дистрибуторы и сети должны решать совместно",- считает господин Бирюков.

Ольга Ъ-Гончарова

20.11.2008

Коммерсантъ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован