02 октября 2001
1098

Депрессивные - не значит отсталые


За годы реформ и развития рыночных отношений одни территории не только смогли выжить, но и ушли далеко вперед, в то время как другие до сих пор не могут адаптироваться к новым условиям. Их принято называть депрессивными. Среди них оказались и старопромышленные районы, особенно монопрофильные города, и аграрно-промышленные территории, и добывающие районы, в которых иссякли основные запасы полезных ископаемых.

Одним из важных факторов появления новых депрессивных регионов стало сокращение оборонного заказа и резкое изменение рыночной конъюнктуры. Несмотря на это, многие депрессивные территории имеют потенциал выживания и даже развития: они сохранили кадры, производственную и социальную инфраструктуру. При целенаправленной поддержке часть из них может не только отказаться от федеральных дотаций, но и пополнять государственную казну.

Оговорюсь, что депрессивные регионы отнюдь не только российское явление. Есть они и в Америке, и в государствах Европейского Союза. Развитые страны разрабатывают специальные программы помощи этим территориям, принимают законы по их поддержке. А что делается у нас? Весной прошлого года Государственная Дума по предложению депутата Андрея Климова заслушала информацию министерства экономики о проблемах депрессивных территорий. Что же услышали думцы?

Им напомнили о парламентских слушаниях 1997 года, также состоявшихся по инициативе Госдумы, и рассказали об усилиях Миннаца и Минэкономики по разработке программы развития депрессивных и отсталых регионов. Правда, в период работы над программой число депрессивных территорий не только не уменьшилось, но и заметно возросло. Наконец, в 1998 году правительство предложило включить в госбюджет статью "Поддержка депрессивных территорий", на которую ассигновали смехотворную сумму -1,5 млрд. рублей. Право называться депрессивными получили тогда 27 регионов, хотя, по данным Минэкономики, критериям депрессивности в то время отвечали лишь11 субъектов Федерации. Впоследствии от выделения в бюджете отдельной строки для целевой поддержки депрессивных территорий отказались.

Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, Комитет по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы провел осенью 2000 года парламентские слушания. Их участники рекомендовали Думе ускорить разработку закона о статусе депрессивных территорий, где были бы точно определены их критерии и прописаны меры по оказанию федеральной помощи. Высокопоставленные чиновники профильных министерств от участия в слушаниях уклонились.

В этом году правительство одобрило федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации на2002-2010 годы и до 2015 года", предусмотрев в проекте бюджета на 2002 год ее финансирование. Изучение правительственного документа порождает целый ряд вопросов. Вот некоторые из них. Во-первых, до 2010 года предполагается двукратное сокращение разрыва в доходах на душу населения и уменьшение на четверть числа отстающих субъектов Российской Федерации. Возможно ли это за счет выделенных средств (66,3 млрд. рублей на весь период и 6,1 млрд. рублей в 2002 г.)?Очень сомнительно, что эти средства смогут радикально изменить ситуацию. Кроме того, программой предусматривается направление 371,3 млн. рублей на научные исследования, 59,9 млрд. рублей - на прочие (?) нужды, в то время как на "государственные капитальные вложения" из федерального бюджета не выделяется ни рубля (!).

Субъекты Федерации должны самостоятельно найти на капитальные вложения 2410 млн. рублей. Где они их изыщут, не ясно. Возможно, получат по другим статьям из федерального бюджета? Но даже если так, то что можно сделать в масштабах страны на 250 млн. рублей в год? Во-вторых, рассматривая субъекты Федерации в целом, за скобки невольно (или намеренно?) выводят проблемы территорий, находящихся внутри казалось бы благополучных республик, краев и областей. Так, по расчетам авторов программы, Пермская область находится в десятке передовиков. Ее показатели выше средних по России. Но в области находится депрессивный анклав - Кизеловский угольный бассейн. Многолетние попытки решить проблему с помощью областных, федеральных и даже международных финансовых ресурсов пока не привели к коренному улучшению ситуации на территории, где проживают 150 тысяч человек. И наоборот, внутри бедных в среднем регионов процветают настоящие экономические оазисы.

Существенные коррективы вносит и теневая экономика. С поправкой на "тень"некоторые территории окажутся далеко не столь обделенными, как это представляется в официальной статистике. Тем временем парламентарии пытаются найти собственные подходы к преодолению сложившихся социально-экономических диспропорций.

В Комитете по делам Федерации и региональной политике в разной стадии готовности находится пакет законопроектов на эту тему: о федеральных целевых программах, об основах федеральной поддержки депрессивных территорий, о региональной политике в Российской Федерации. Один из авторов законопроекта о депрессивных территориях - депутат Климов -полагает, что его принятие ограничит субъективизм в отборе территорий, претендующих на господдержку, сделает помощь государства более прозрачной и эффективной. Однако правительство уже направило отрицательное заключение на этот законопроект. Суть возражений сводится к тому, что появление нового закона может привести к изменениям действующего законодательства. На что депутаты вполне резонно отвечают: "принятие большинства законов требует последующих законодательных корректировок, и в этом, в принципе, нет ничего страшного".

Складывается впечатление, что некоторые правительственные чиновники ощущают себя единственными и непогрешимыми знатоками по оздоровлению ситуации в депрессивных регионах. Между тем пропасть между регионами не уменьшается. Депрессивные территории постепенно переходят в категорию отсталых. По мнению специалистов, если Россия будет иметь средние темпы роста валового продукта (ВВП) 3 процента, Калмыки и даже при темпе 6 процентов понадобится для достижения среднероссийского уровня ВВП на душу населения 42, а Дагестану - 54 года! Понятно, что моментально исправить положение дел в этой сфере не удастся, но нужно приступать к работе. Для всех жителей России будет лучше, если и парламентарии, и правительственные чиновники объединят свои усилия ради достижения общей цели: подъема экономики и на этой основе - роста благосостояния наших граждан.


http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован