24 декабря 2002
1754

Депутат МосГорДумы Владимир ГРУЗДЕВ: `За торговыми сетями - большое будущее`...

- Владимир Сергеевич, до избрания в Думу вы занимались торговым делом на практике. Как оцениваете деятельность московской торговли и ее департамента?

- Департамент потребительского рынка и услуг делает очень многое, чтобы решать одну за другой проблемы. Вот самые наглядные примеры: принят Закон "О торговле в г. Москве", предварительно обсуждавшийся и во властных, и в предпринимательских структурах. Осуществляется план строительства новых, модернизация существующих предприятий торговли и обслуживания, в том числе крупных торговых центров.

За те восемь лет, что мне пришлось сталкиваться с департаментом по любым вопросам, сначала как предпринимателю, а теперь - как депутату Мосгордумы, я могу сказать только самые добрые слова об этих контактах как о плодотворном сотрудничестве.

- Как вы оцениваете современную московскую торговлю?

- Сложно ответить точно, так как 40% московского товарооборота находится в "серой" зоне, почти не подлежащей учету. Но со всей определенностью могу сказать, что 30% российского товарооборота - за субъектом Российской Федерации городом-героем Москва.

- Новая экономика продиктовала создание новых для нашего отечественного рынка видов и форм торговых предприятий?

- Безусловно. В частности, на место когда-то распавшихся различных торгов постепенно приходят вновь созданные торговые сети с их объединяющей функцией. Ведь это - один из принципов, на который и опирается современная сетевая торговля. Хотя, конечно, прямую аналогию здесь проводить нельзя, так как торги - государственные, а сети - частные структуры. Кроме того, если раньше торги специализировались по группам товаров, по направлениям, то сети - многопрофильны.

- И какова же роль новых сетей в развитии потребительского рынка?

- Сети - это первопроходцы, взламывающие, как лед, потребительский рынок там, где он "замерз", застоялся, делая его совершенно другим. Там, где присутствует конкуренция сетей, это ведет, в конечном счете, к снижению цен, что совершенно очевидно на примере торговли Москвы. Что касается различных специализированных магазинов рядом с домом, там цены будут всегда выше, чем в сетях, это понятно, но из-за удобства расположения они всегда будут иметь постоянных покупателей, а значит, способность выжить и даже процветать.

- Каким образом депутаты Мосгордумы могут помочь предпринимателям, в данном случае от торговли, в создании благоприятной обстановки для ведения бизнеса?

- Деятельность депутата многогранна. И, конечно, основная задача - работа с законопроектами, чтобы они превращались в закон, подготовка законодательных инициатив.

- Что вы думаете в этом контексте о налоговой системе, если сконцентрироваться на потребительском рынке?

- У меня к ней двоякое отношение. Около 20% московского бюджета формируется за счет предприятий торговли и услуг, то есть за счет налогов. С одной стороны, я как депутат, который до своего избрания в Думу был предпринимателем, стремлюсь к тому, чтобы налоговое бремя было меньше. С другой стороны, как лицо государственное, заботясь о пополнении бюджета, я считаю, что снижение налогов не может быть бесконечным. Но при этом, по моему мнению, внутри нашего региона (Москва) в налоговой системе нет еще достаточного равновесия, и здесь есть, над чем работать.

- Что труднее, с формальной точки зрения, - создать отдельный магазин или открыть предприятие сетевой торговли?

- В Москве 125 районов, и каждое вновь создаваемое предприятие все вопросы по поводу регистрации, лицензирования и т.д. решает на уровне местной администрации. У "сетевиков" те же проблемы, что и у других магазинов, но они легче преодолеваются, им не надо эту науку проходить с нуля.

- Каким образом Дума осуществляет связь с владельцами и руководителями предприятий сферы потребительского рынка, опирается ли в законотворческой деятельности на их мнения, пожелания и требования?

- В Московской городской думе существуют две профильные комиссии, куда входят представители различных отраслевых и предпринимательских объединений: по предпринимательству и по экономической политике. Совсем недавно был обсужден вопрос об электронной кассовой ленте защищенной (ЭКЛЗ). И как раз было принято решение комиссией по предпринимательству обратиться к Михаилу Михайловичу Касьянову с просьбой об отсрочке введения ЭКЛЗ на территории Российской Федерации для того, чтобы мы смогли провести сначала подготовительную работу, известили предпринимателей, более детально все проработать. Ведь эта ситуация затрагивает интересы всех, кто занят на потребительском рынке и ведет расчеты через кассовый аппарат, от продавца киоска до крупных компаний - владельцев торговых сетей.

Департамент потребительского рынка и услуг постоянно знакомит депутатов Думы с деятельностью различных торговых предприятий Москвы. На днях мы посетили два из них - в сети "Седьмой континент" и "Метро". Депутаты очень заинтересовались подробностями и особенностями их работы, обсудили с ними ряд отраслевых проблем, в том числе и вопрос отсрочки введения ЭКЛЗ.

- Не беспокоит ли вас, что зарубежные сети, имея значительный опыт и более выгодные материальные стартовые возможности, могут выиграть в этой конкурентной борьбе?

- Как юридические лица они зарегистрированы на территории Российской Федерации, поэтому у нас не может быть ни к кому разного подхода, если соблюдается законодательство.

К тому же в Москве в настоящее время уже более 30 розничных торговых сетей. В основном это отечественные компании. Зарубежных, хотя и сильных, всего три. На долю сетевой торговли приходится не более 10-15% от общего товарооборота Москвы. Конечно, это немного, особенно на фоне того, что на сегодняшний день более 50% остается за рынками, что совершенно неоптимально.

В заключение нашей беседы замечу, что, на мой взгляд, не только в Москве, но и в других крупных городах России за торговыми сетями - будущее. Но при этом всегда останется место и небольшим самостоятельным магазинам.

"Торговая газета"

24.12.2002
http://www.gruzdev.ru/massmedia/show_22.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован