13 марта 2008
3776

Десятилетие стабильности. Следует ли ждать жестких решений от Медведева?

Итак, 2 марта Россия сделала свой выбор. Как и предсказывали многочисленные аналитики, социологи и остальные "дежурные по стране", безоговорочную победу одержал первый вице-премьер Правительства страны Дмитрий Медведев. И хотя прошедшие, как говорят военные, "в штатном режиме" выборы не принесли неожиданностей, это совсем не значит, что мы застрахованы от них и в будущем. Наоборот, сюрпризы только начинаются.

Еще 24 января на встрече с журналистами в Воронеже первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев высказался о возможных изменениях в системе власти в России. "Рано или поздно какие-то решения будет необходимо принимать... У меня есть свои представления о том, что это могут быть за изменения", - сказал тогда журналистам кандидат в Президенты РФ.

Об этом же, но только в разрезе стоящих перед страной задач Медведев говорил и во время своих программных выступлений на Втором гражданском форуме в Москве и на Пятом экономическом форуме в Красноярске. Оценивая эти заявления, некоторые аналитики поспешили заявить, что их следует рассматривать вовсе не как предвыборные, а как подготовку общества к серьезным коррективам внутриполитического курса. Так следует ли ожидать от Медведева существенных изменений в конфигурации системы власти или существенных корректировок курса Путина? Будут ли готовящиеся изменения носить характер "тонкой настройки" системы власти под нового лидера или следует ожидать постепенных изменений в самом характере властного ресурса?

Логика современного политического процесса говорит, что, скорее всего, полной перезагрузки матрицы власти Путина не случится, но ее основные стержни и приводные ремни могут быть подтянуты сильнее. При этом один из серьезных акцентов будет сделан на модернизацию госаппарата и судебной системы. Каковы же важнейшие политические задачи, встающие перед командой Путина-Медведева в самое ближайшее время?

Во-первых, остро стоит так называемая проблема "силового блока" правительства. Останется ли прямое подчинение Президенту Медведеву ключевых силовых министерств - это вопрос, на который мы пока не имеем ясного ответа, даже несмотря на заявления Владимира Путина во время большой пресс-конференции 14 февраля 2008 года о неприкосновенности конституционных прерогатив президента. Пока не следует полностью исключать возможность фактической передачи части полномочий президента Медведева премьеру Путину, который в рамках этой модели мог бы стать еще и Секретарем Совета безопасности - куратором военных и других важнейших ведомств.

Во-вторых, не до конца определены контуры правительства Путина. Готовящийся сейчас в недрах Белого дома и в высоких кремлевских кабинетах проект новой административной реформы, основные контуры которой предполагают серьезные коррективы модели 2004 года (в частности, повышение роли министерств и централизацию административно-политических и экономических ресурсов на их уровне), судя по всему, еще не выбран в качестве окончательного. Это действительно нетривиальная задача - хирургически точно распределить полномочия и компетенции не только в довольно сложном правительственном аппарате, но и грамотно их встроить в общую систему исполнительной власти.

В-третьих, не снят с повестки дня и вопрос о реформе местного самоуправления. С октября 2006 года в Государственной Думе лежит так называемая "поправка Мокрого" - законопроект, носящий имя бывшего председателя думского Комитета по вопросам местного самоуправления, фактически дающая возможность губернаторам назначать мэра столицы субъекта федерации. Против ее вступления в силу тогда резко высказались почти все мэры-единороссы, поэтому председатель Думы Борис Грызлов вынужден был сделать заявление, что до 2009 года никаких существенных изменений в системе МСУ не будет. На состоявшемся 12 февраля заседании Совета по вопросам местного самоуправления при Председателе Государственной Думы спикер вновь заявил о сохранении статус-кво. Однако фактическое положение дел с буксующей реформой в контексте готовящегося с 1 января 2009 года вступления ФЗ No131 на всей территории страны могут подтолкнуть федеральный центр к существенным коррективам муниципальной политики.

Очевидно, что разработка вариантов решения большинства этих тактических задач вероятнее всего придется на время, оставшееся до президентской инаугурации Дмитрия Медведева. Со сроками решения стратегических задач обозначенной повестки президентства Медведева тоже понятно: "Главное для развития нашей страны - это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития" (Дмитрий Медведев, 22 января 2008 года, Москва).



Глеб Бударин,
эксперт "РР"

13.03.2008
"Регионы России"
http://gosrf.ru/print_2346.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован