28 февраля 2007
2421

Действия президента по реформированию региональной системы власти будут напоминать немецкую систему

Максим Дианов, генеральный директор Института региональных проблем, высказывает свою точку зрения на особенности региональной партийной жизни и на реформирование региональной системы власти.



- Максим Анатольевич, каким образом отразятся на политической жизни страны новые возможности партий, победивших на региональных выборах?



- Многие комментаторы, и я в том числе, обратили внимание, что сказанное президентом совершенно не противоречит уже существующему Указу от 24 декабря 2004 года, прописывающего процедуру предложения кандидатов. То, что президент озвучил, пока указом никак не оформлено. Но если это будет так, то все действия президента по реформированию региональной системы власти в общем очень будут напоминать немецкую систему, где победившая на выборах партия формирует исполнительную власть в каждой земле, а формально выдвигает руководителей этой исполнительной власти президент Федеративной Республики Германия. И чем дальше, тем все сильнее мы приближаемся к немецкой системе.



- Можно ли говорить о том, что будет больше демократии?



- Все это и раньше было, предлагать могут все, в том числе, и победившая партия.



- По-вашему, победившая партия не будет пользоваться этим преимуществом?



- Нет, а президент разве говорил, что только она будет предлагать? Предлагать главе администрации президента будет полномочный представитель не менее двух кандидатур. Вполне возможно, что одной из этих двух, трех, пяти, десяти, не знаю, кандидатур и будет представитель победившей партии. Наверное, будет и представитель проигравшей партии. И вообще, что такое победившая и что такое проигравшая?



- Традиционно, набравшая большее количество голосов.



- Но находящаяся в меньшинстве, потому что две другие партии объединились и получили большинство в заксобрании - так кто победил? Кто будет предлагать - та партия, которая набрала 15%, или те две, которые в сумме набрали 20%? Посмотрите, что происходит в федеральной Думе при назначении премьер-министра. У нас же ЛДПР побеждала, КПРФ два, даже три раза побеждала, они тоже предлагали своего, но большинство Думы предлагало другого.



- Каким-то образом отразятся новые порядки на региональной партийной жизни?



- Абсолютно никак, это не имеет никакого значения. Это все укладывается в ту юридическую систему, которая сейчас существует. А раз это все укладывается в систему, то никаких новаций, естественно, не будет и никакого обновления политической жизни не будет. То есть как победившая, так и проигравшая партии имеют право предложить полпреду президента своего кандидата.



- И даже не будет способствовать активности политических партий на местах?



- А зачем? Они и раньше находились в таком же положении, как и после слов президента. Их политическая борьба в регионах заключается только в одном: возможность воздействовать на исполнительную власть с помощью принятия или непринятия регионального бюджета.



- А в чем тогда был смысл такого уточнения?



- А это я не знаю. В 2003 году было озвучено, что победившая партия должна предлагать премьера - кто-нибудь предлагал премьера от победившей партии? Нет. Не воспользовались они этой возможностью, премьера предложил президент.



- Тем не менее, в Думе обсуждают возможности участия партий, победивших на региональных выборах?



- Пусть обсуждают. Как они могут это законодательно оформить? Все уже оформлено Указом президента. Так что я не вижу ничего нового в том, что произнес президент. Все идет в рамках Конституции. А раз она не меняется, значит и демократические принципы не нарушаются.

Я, например, выступаю за то, чтобы в Южном округе были именно назначения, без всяких выборов, потому что там ситуация близка к политическому кризису. Но вот президент гораздо либеральнее и демократичнее, чем я, он предлагать будет кандидатуры и это Конституции не противоречит. Другое дело, что Конституционный суд толкует по-разному, когда это Алтай предлагал, КС счел это антиконституционным. А когда почти то же самое предложил президент, то стало конституционным. Но это проблема Конституционного суда, это не президента проблема.



- Получается, напрасно воодушевились партии, а вместе с ними и все гражданское общество новыми возможностями? Они просто неправильно поняли президента.



- Ну пусть они так думают, все равно решения будет принимать президент. В прошлый раз некоторые партии посчитали, что президент дал карт-бланш на то, что они будут назначать премьер-министра. Но дело в том, что у нас Конституция предусматривает несколько другой порядок, и предлагает кандидатуру премьер-министра президент, Дума только утверждает ее. И потом, у нас в России, как только партии ступают в политическую игру, так сразу начинается беспорядок.



Беседовала Инесса Ульянова

16.06.05

Кремль.Орг
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован