12 октября 2006
814

`Действия власти должны быть прозрачными` - интервью Муху Алиева `Парламентской газете`

- Первые шаги, предпринятые Вами, в общественно-политической жизни республики вызвали буквально фурор. Большинство населения высоко оценило Ваши смелые заявления. Прошло, правда, не так уж много времени, но все же как Вы сами оцениваете происходящие перемены?

- Прежде всего нужно было сказать правду о социально-экономической и общественно-политической ситуации в республике. В Послании Народному Собранию Республики Дагестан мы изложили свое видение совокупности угроз безопасности республики и предложили новый курс, новые инициативы, связанные с противодействием этим угрозам, которые, как мне представляется, отвечают интересам большинства дагестанцев, могут в совокупности стать объединяющей наше общество идеей, вокруг которой можно консолидировать власть, общественные институты, добиться стабильности, устойчивого роста экономики, улучшения благосостояния людей, приостановить дистанцирование органов власти от народа. Людям надоели непредсказуемая политика и странная экономика, закрытость и недоступность власти, ее коррупционность, неэффективность управления, администрирование, подавление достоинства человека, небывалый всплеск терроризма. Три года подряд республика не выполняла плановые задания по сбору налогов, в конце прошлого года не были выплачены зарплаты, детские пособия и т.д. Это то, что было, то, что во многом еще есть, и то, от чего надо уходить.

Конечно, подавляющему большинству людей и мне, наверное, в первую очередь хочется быстрее освободиться от этих негативных явлений, сделать все, чтобы наступили перемены во всех сферах. За прошедшие месяцы, думается, есть некоторые позитивные перемены, о которых можно сказать. Стабилизируется общественно-политическая ситуация. Меньше стало в этом году терактов, сократилось и число их жертв. Есть позитивные перемены в социально-экономической жизни. Растут объемы производства, улучшается благосостояние людей. Неплохо идет реализация нацпроектов. В консолидированный бюджет поступило налогов за девять месяцев этого года на один миллиард и 29 миллионов рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года. В Дагестанском государственном техническом университете открыт крупнейший на Северном Кавказе Центр современных информационных технологий. Здесь на площади 600 кв.м создано 180 рабочих мест, оснащенных современной электронной и информационной базой. С ОАО "Газпром" подписан договор о газификации Дагестана, предусматривающий строительство более 2626 км газопроводов. В этом году с ОАО "ГидроОГК" подписано соглашение, предусматривающее разработку программы развития гидроэнергетики Дагестана на 30 лет. На днях введена в действие Ирганайская ГЭС, заложен фундамент строительства новой гидроэлектростанции - Гоцатлинской. Активно идут переговоры с компанией "Лукойл" о ее подключении к работе на дагестанском шельфе.

Принимаются меры по искоренению обстановки безнаказанности и вседозволенности. Ряд глав муниципальных образований, глав администраций освобождены от работы, на некоторых возбуждены уголовные дела, один арестован за получение взятки. Укреплено руководство и ряда федеральных органов по Республике Дагестан.

Сделаны первые шаги по административной реформе, реформе госслужбы, улучшению координации работы контролирующих и надзорных органов, продолжается работа по реформированию органов местного самоуправления. Ежемесячно на республиканских семинарах-совещаниях с главами муниципальных образований анализируется состояние дел в общественно-политической и социально-экономической жизни республики, регулярно в районы и города с отчетами, с информацией по тем или иным вопросам выезжают руководящие работники республики.

Принимаемые нами меры находят поддержку у населения, интеллигенции. Представители интеллигенции республики выступили с идеей созыва Гражданского форума. Предложение принято, и в целях дальнейшего развития диалога власти и общества, обсуждения политико-правовых, социально-экономических, духовных проблем формирования основ гражданского общества образован оргкомитет по подготовке и проведению Гражданского форума. Но основная работа впереди. Чтобы переломить ситуацию, придать нашему развитию новое качество, Дагестану, перефразируя слова английского классика Льюиса Кэрролла, только для того, чтобы остаться на месте, нужно бежать изо всех сил. А чтобы куда-то попасть, нужно бежать в два раза быстрее. Нужны крупномасштабные инвестиции. На прошедшем в Сочи экономическом форуме республикой было представлено 23 инвестиционных проекта на общую сумму более 31 млрд. рублей по наиболее приоритетным направлениям развития нашей экономики.

- Вы не новичок во властных структурах. Первый секретарь рескома партии был не ниже президента. Изменились ли Ваши взгляды на роль лидера в жизни общества?

- Для успеха в деятельности значима не только должность, но и личность человека. Что касается вопроса о связи лидера и общества, то и здесь нам никуда не уйти от диалектики, несмотря на соблазн найти короткую и яркую формулу ответа. Общество имеет свои закономерности развития, но реализуются они через деятельность конкретных людей. А качество и характер взаимосвязей зависят как от качеств личности, так и от уровня развития общества. Влияние и соотношение могут быть разными в разные эпохи, но история свидетельствует, что личностный фактор нельзя недооценивать. В истории немало примеров, свидетельствующих об этом. Если взять, к примеру, предшествующий период истории России, ставший временем огромных перемен в жизни нашего общества, он наглядно продемонстрировал множество событий, свершившихся не столько в силу развития "объективных" тенденций, сколько именно личностного фактора. Можно вспомнить и разрушение Советского Союза, и выбор программы экономических преобразований и приватизации, и использование вооруженных сил в Чеченской Республике в 1994 г., и многое другое.

Я думаю, что значимость лидера не только в его особых качествах, но и в том, что его деятельность - это, с одной стороны, деятельность многих, как членов управленческой команды, так и остального населения, а с другой стороны, - это символический ориентир, на который как-то равняют себя и руководители другого уровня, и определенная часть общества. И здесь необходима важность осознания собственной ответственности как лидером, так и обществом. Ее не всегда хватает как частному человеку, предпочитающему обвинять власть во всех своих бедах, так и нашей власти, зачастую забывающей о своей непосредственной социальной роли - службе обществу.

- Не кажется ли Вам, что всеобщая поддержка, по крайней мере внешне кажущаяся, уменьшает значимость предпринимаемых действий, и Ваша команда может оказаться без оппозиции, необходимой для демократического общества?

- Там, где полное единомыслие, всегда напрашивается вопрос, чем оно рождается. Я реалист и знаю, что не может быть по всем вопросам всеобщего единодушия. Не думаю, что всеобщая поддержка, если и кажущаяся, умаляет значимость предпринимаемых нами действий, но согласен с вами, что она порождает настороженное отношение. В этом смысле наличие конструктивной оппозиции способствовало бы выявлению реального уровня поддержки обществом как барометра для повышения эффективности деятельности органов власти. Никаких барьеров для препятствия "инакомыслия" в республике нет и не должно быть. Но проблема оппозиции в Дагестане действительно существует. Однако она заключается в том, что есть люди, постоянно выражающие поддержку по всем вопросам, есть люди, постоянно клянущиеся в своей "верности идеалам", но по существу нет сил, которые бы, находясь в правовом поле, в сфере публичной политики оппонировали власти, предлагали альтернативные программы мер по решению социально значимых проблем. Нехватка такой оппозиции в Дагестане, конечно, чувствуется.

Однако мне бы хотелось верить, что в результате реализации мер по оздоровлению общественно-политической ситуации в республике, проведению реформы местного самоуправления, усиления роли партий в политической жизни в общественном сознании утвердится позиция, что именно путем публичной политической борьбы, а не с помощью теневых, коррупционных механизмов или экстремистской деятельности необходимо реализовывать свои политические интересы. Тогда у нас будут и демократия, и оппозиция. Но для того, чтобы они были, первым шагом, на мой взгляд, должно быть обеспечение максимальной прозрачности в действиях власти, чтобы люди знали, что и для чего делается, и в случае своего несогласия имели возможность открыто высказать критические замечания, оппозиционную точку зрения и донести ее до руководителей любого уровня.

- Считаете ли Вы нынешнее государственное устройство наиболее подходящим для Дагестана, для республики, которую в этническом отношении все считают уникальной? Ведь все противоречия в нашей жизни всегда упирались в один национальный вопрос.

- Государственность республики - не что-то статичное, застывшее, а явление, находящееся в постоянном развитии, изменении. И развитие идет в направлении расширения ее демократических основ, учета прав и интересов как граждан, так и народов. Государственность Дагестана складывалась исторически. У дагестанских народов были такие формы государственных образований, как шамхальство, ханство, уцмийство, майсумство и т.д. В Х1Х столетии дагестанцы создали единое теократическое государство - Имамат. В составе Российской империи Дагестан был областью, а в советское время - автономной республикой. Сегодня Республика Дагестан - единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.

Республика Дагестан действительно уникальна в этническом отношении. И эта уникальность в ее полиэтничности, выражающейся как в широкой палитре национальных культур, так и в механизме формирования государственности: в административно-территориальном делении республики, проведенном с учетом районов компактного проживания народов, в пропорциональном национальном представительстве их в органах власти, в решении социально-экономических и этнокультурных проблем каждого народа.

Следует также отметить, что в зависимости от конкретно-исторических условий органы власти, сама государственность Дагестана приобретают разные формы. В 90-х годах прошлого столетия в условиях резкого обострения межнациональных проблем был сформирован высший орган исполнительной власти республики - Государственный Совет Республики Дагестан в составе представителей 14 коренных народов, имеющих статус народа. Впервые в практике выборов в парламент в Республике Дагестан были созданы национально-территориальные округа и введен механизм квотирования мандатов по национальному признаку. Все эти нововведения, учитывающие этническое многообразие Дагестана, позволили сохранить его единство и целостность.

Сегодня в соответствии с федеральным законодательством совершенствуется государственность республики. В Дагестане введен институт президентства и принят Закон РД "О Правительстве Республики Дагестан", направленный на совершенствование структуры органов исполнительной власти.

Что касается утверждения о том, что "все противоречия в нашей жизни всегда упирались в один национальный вопрос", то с ним нельзя согласиться. Кроме национальных, в нашей жизни достаточно много других противоречий. И вообще, общество развивается через разрешение противоречий. Вопрос только в том, что они должны быть своевременно изучены, познаны, что должны быть определены оптимальные пути их разрешения. История совместной жизни дагестанских народов, развития их государственности - яркое свидетельство того, как нужно согласовывать национальные интересы, сохранять мир и согласие между народами.

- Ожидаются новые выборы в парламент республики. И здесь ведущую роль будут играть партии. Как Вы считаете, есть ли у нас действительные, не на бумаге, партии, кроме одной - двух? И не будут ли выборы по партийным спискам просто фарсом?

- На территории Республики Дагестан функционируют 27 региональных отделений. Они прошли официальную регистрацию, периодически отчитываются в своей деятельности, иногда проводят те или иные акции, как инициированные центральным руководством, так и организованные целиком по местной инициативе. Конечно, существующие в республики политические партии различны между собой по уровню поддержки населения, по политической мощи, по декларируемым общественным идеалам, но нет правовых оснований назвать ту или иную из этих политических организаций "недействительной". Другое дело, насколько деятельность этих 27 организаций соответствует нашим представлениям о том, какими должны быть настоящие политические партии.

В деятельности современных российских политических партий существуют проблемы, связанные с идеологической непоследовательностью, порой эклектичностью выраженных групповых интересов, ограничением деятельности только этапом предвыборной кампании, заинтересованностью исключительно в электоральных успехах, оторванностью от населения и недостаточным освещением деятельности партий в СМИ и др. Этот ряд общероссийских проблем в условиях особенностей Северного Кавказа пополняется и специфическими региональными сложностями.

Думаю, что вполне реальны перспективы роста влияния партий в нашем обществе. Этому должно способствовать и проведение выборов по партийным спискам.

Что касается вопроса о возможности превращения выборов по партийным спискам в фарс, можно заметить, что ни одна избирательная система, ни один принцип формирования представительных органов, ни одно правило голосования автоматически не гарантируют демократичность процедуры и социальную эффективность функционирования сформированного органа. Но в то же время ставка на развитие партийной системы, сделанная сегодня в России, может быть рассмотрена как попытка построения развитой парламентской демократии. Выборы по партийным спискам могут способствовать профессионализации представительного органа, его структуризации, что позволит стабилизировать политическую и экономическую ситуацию.

Но все указанные мероприятия могут оказаться напрасными, если само население не преодолеет политическую апатию, не откажется от представлений, что выборы - это пустая трата времени, а один голос ничего не решает. То есть, кого выбирать, какие политические организации поддерживать, какая у нас политическая и партийная жизнь - все зависит от самих людей, от всех вместе и от каждого в отдельности.

- Предприняты серьезные шаги и в улучшении кадрового состава государственных учреждений на конкурсной основе. Насколько обновились сейчас кадры высокого ранга?

- Наполовину обновлен состав правительства, упразднены три министерства, вдвое сокращено количество комитетов. В то же время это, пожалуй, самый тяжелый вопрос. С одной стороны, нужны кадры, умеющие работать на высоте современных требований, способные за короткие сроки кардинально изменить общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в республике, с другой стороны, испытываю их большой дефицит. Поколение сегодняшних кадров - от уровня сельских поселений до государственных должностей - выросло в других условиях, многие из них не в состоянии реализовать сегодняшние задачи, приоритеты. Но новые кадры с неба не падают. Нужны время и терпение, чтобы разобраться в сегодняшних кадрах, чтобы одних переучивать, других готовить. Здесь штурмовщины не может быть. Не может быть и потому, что речь идет о судьбах людей. Если коротко сказать, Дагестану нужны качественно новые, молодые кадры во всех звеньях управления. Их надо готовить как с учетом завтрашнего дня республики, так и с учетом необходимости решения сегодняшних задач. Мы стараемся это делать, максимально опираясь на общественные институты, используя административную реформу, реформу госслужбы, местного самоуправления, изучая людей в ходе реализации нацпроектов, решая другие практические задачи.

- Какие направления в политике, экономике и социальной жизни Вы определили бы как наиболее важные?

- В политической жизни - противостояние терроризму, борьба с коррупцией, клановостью в кадровой работе, преодоление дистанцирования власти от народа. В социально-экономической - обеспечение занятости населения, преодоление бедности, социального расслоения, сокращение доли теневой экономики, реализация приоритетных национальных проектов.

- Вы, политики верхнего эшелона, чаще всего выглядите как памятники. Вас видят только на трибуне, на кафедре, за круглым столом, где разговор идет о высоких материях. А каковы Вы в личной жизни, знают немногие. На Западе о жизни лидеров знают все или почти все. Как Вы отнесетесь к описанию Вашей личной жизни?

- Поскольку это личная жизнь, считаю, что лучше бы в ней другие не копались. Но, поскольку политикам верхнего эшелона, как вы выражаетесь, в ней что-либо утаить почти невозможно, считаю, лучше отвечать на вопросы, если у кого-то они возникают.

- Тогда скажите, из чего складывается Ваша домашняя жизнь. Помогаете ли по хозяйству жене? Чем увлекаетесь в часы досуга? Делаете ли зарядку по утрам? Общаетесь с друзьями? С родственниками? И т.д.

- Пока супруга справляется с домашними делами без моей помощи. Свободного времени фактически на этой работе нет. Зарядку делаю, с друзьями и родственниками общаюсь, но редко.



12.10.2006
"Парламентская газета"
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=48&p=documents&categ=7

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован