Эксклюзив
Зиновьева Елена Сергеевна
04 декабря 2018
150

Дипломатическое наступление России в области информационной безопасности

Main zi

Ноябрь 2018 года ознаменовался целым рядом значимых международных событий в области информационной безопасности, в числе которых рассмотрение российских инициатив в области информационной безопасности в профильных комитетах ООН и проведение форума по вопросам управления интернетом.

Принятие резолюций профильными комитетами стало результатом активных дипломатических усилий России в области обеспечения международной информационной безопасности и мирного развития глобальной информационной сферы.

9 ноября Россия предложила на рассмотрение первого комитета ГА ООН проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», в которой сформулированы правила ответственного поведения государств в киберпространстве. Резолюция была поддержана значительным числом государств-членов ООН, за проголосовали 109 государств, против — 45, 16 стран воздержались [1].

12 ноября в третьем комитете ООН был принят российский проект резолюции по борьбе с киберпреступностью, что стало дипломатической победой России на данном направлении. За проголосовало 88 государств, 55 стран, все государства — участники НАТО и ЕС проголосовало против, 29 воздержались [2]. На основании принятых резолюций можно делать выводы о перспективах развития международного сотрудничества в области международной информационной безопасности на глобальном уровне.

Российские резолюции стали результатом длительной дипломатической работы и опираются на целый ряд ранее выдвинутых Россией международных инициатив. Необходимость принятия правил поведения в глобальном информационном пространстве неоднократно подчеркивалась представителями РФ на различных международных форумах, в том числе и на уровне ООН. В 2011 и в 2015 гг. Россия и ее партнеры по ШОС уже предлагали на рассмотрение ООН документ «Правила поведения в области обеспечения межнациональной информационной безопасности», который не был поддержан, прежде всего, по причине противодействия США и их союзников. Документ, предложенный Россией в этом году, во многом опирается на ШОСовский свод правил, однако не дублирует его. Текущая резолюция содержит лишь те правила, которые были консенсусом одобрены Группой правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности в 2015 году [3]. Основной посыл правил — мирное использование глобального информационного пространства, таким образом, главная особенность российской инициативы — ее миротворческий характер, нацеленность на предотвращение военного использования информационных технологий и гонки вооружений в данной области, грозящей дестабилизацией международной политики.

Кроме того, российская инициатива предполагает формирование Группы открытого состава ООН, в рамках которой велось бы обсуждение направлений дальнейшего сотрудничества в области информационной безопасности. Группа открыта для участия всех желающих стран. Ранее действовавший переговорный механизм для обсуждения проблематики международной информационной безопасности Группа правительственных экспертов ООН прекратила свою работу в 2017 году ввиду политических противоречий между участниками, прежде всего, между США и их союзниками и Россией, которую поддержали страны БРИКС и развивающиеся страны. США внесли на рассмотрение первого комитета ООН собственную резолюцию, которая предполагает возобновление работы Группы правительственных экспертов ООН в урезанном составе — 15/25 государств. Таким образом, при любом исходе голосования международное взаимодействие в области информационной безопасности на уровне ООН будет восстановлено, что свидетельствует о значимости данной темы для международной безопасности и международной политики в целом.

Не менее острый политический конфликт окружает и проблематику противодействия преступности в информационной сфере. Принятие российской резолюции стало серьезным ударом по сторонникам Будапештской конвенции Совета Европы, которая до сегодняшнего дня продвигалась странами Запада как ключевой инструмент противодействия преступности с использованием информационных технологий. Россия не присоединилась к конвенции, так как согласно статье 32 данного документа в целях противодействия киберпреступности государства-участники получают возможность «трансграничного доступа к компьютерным данным» [4], что противоречит принципу государственного суверенитета. Более того, конвенция была принята в 2001 году и вступила в силу в 2004 году, и значительная часть ее положений устарела. Так, в документе даже не упоминаются такие явления как спам, бот-атаки, фишинг. Российская инициатива опирается на предложенный еще в 2017 году на рассмотрение ООН «Проект конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности», который, в отличие от Будапештской конвенции, основан на уважении государственного суверенитета и не предусматривает возможности вмешательства во внутреннее информационное пространство, а также учитывает актуальные тенденции развития информационных технологий, используемых в преступных целях. Страны Запада предлагают альтернативное видение международного сотрудничества в данной области, в рамках которого Будапештская конвенция является центральным механизмом международного сотрудничества по противодействию киберпреступности. В частности, в ходе Форума по вопросам управления интернетом, который прошел 12–14 ноября 2018 года, проблематика информационной безопасности стала одной из ключевых тем. Президент Франции озвучил инициативу под названием «Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве» (Paris Call for Trust and Security in Cyberspace) [5]. В нем содержится ссылка на Будапештскую конвенцию и говорится о возможности трансграничного взаимодействия и трансграничных операций в данной области. Французскую инициативу поддержала 51 страна, а также порядка 350 коммерческих и некоммерческих организаций [6]. Россия инициативу не поддержала, так как она противоречит принципу государственного суверенитета, на котором основаны все российские инициативы в данной области.

Таким образом, в настоящее время российский подход к формированию глобального режима информационной безопасности на площадке ООН, основанный на уважении государственного суверенитета и Устава ООН, выглядит более универсальным и демократичным. При этом параллельное выдвижение ряда инициатив и норм и правил поведения области информационной безопасности указывает на то, что переговорный процесс в данной области перешел в фазу формирования нормативной базы международного сотрудничества, которая является основой любого международного режима. Согласно теории международных режимов, без общего понимания норм и правил поведения сотрудничество невозможно. При этом, согласно авторитетному исследователю переговорного процесса Д.Фирону, чем более значим процесс обсуждения, тем дольше будет длиться переговорная фаза, однако, если согласие будет достигнуто, проблем в имплементации достигнутых соглашений как правило не возникает. Таким образом, длительный переговорный процесс в области информационной безопасности, продолжающийся с 1998 года, и наличие серьезных политических противоречий между акторами не означает невозможности выработки соглашений в данной области — более того, согласно теории переговорного торга Д.Фирона, это свидетельствует о заинтересованности сторон в достижении согласия и их «высоких ставках» в данной области, что в случае успеха переговоров будет способствовать скрупулезному выполнению достигнутых договоренностей.

1. https://www.kommersant.ru/doc/3797617
2. https://www.kommersant.ru/doc/3803933
3. http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/70/174
4. http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=4603
5. https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/paris_call_text_-_en_cle06f918.pdf
6. https://www.kommersant.ru/doc/3803933

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
Источник: Портал МГИМО

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован