25 ноября 2008
2702

Директор балета Мариинского театра Юрий Фатеев: `По закону балетный танцовщик может работать до шестидесяти лет`

В конце мая у Мариинского балета появился новый директор. Им стал балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев. Однако формально прославленную труппу продолжал возглавлять Махар Вазиев. В ноябре наконец интрига разрешилась. Вазиев, приглашенный на должность директора балета "Ла Скала", объявил об уходе из Мариинского театра. А Юрий Фатеев, прервав долгое молчание, рассказал о своих тревогах и надеждах обозревателю "Известий".

вопрос: Вы уже заняли кабинет Махара Вазиева?

ответ: Если дирекция посчитает, что мне нужно переместиться в кабинет Махара Хасановича, я перейду туда. Он сейчас свободен. Но чисто этически меня можно понять - Махар Хасанович не был уволен из театра. Он был в отпуске, а я не так воспитан, чтобы прийти и занять чужое место. Я хочу быть на своем.

в: С уходом Махара Вазиева из Мариинского театра приставка "и.о." в вашей должности исчезнет?

о: Это прерогатива Валерия Абисаловича Гергиева. Его право решать оставлять меня исполняющим обязанности или переводить на должность заведующего балетом. Я думаю, что он ко мне присматривается.

в: Так долго? Вы уже полгода руководите.

о: Мне сложно делать прогнозы. Какой-то испытательный срок должен быть. Сейчас я веду абсолютно всю работу, которая подразумевает директорство балетной компанией.

в: То есть работу, которую вел Махар Вазиев, но без его амбиций по поводу формирования репертуара? Насколько мне известно, именно они плюс диктаторское начало, свойственное Гергиеву, рассорили Махара Хасановича с Валерием Абисаловичем.

о: Я не знаю глубины их конфликта, и вряд ли кто-то, кроме них, это знает. Думаю, вся проблема заключалась в общении. Нужно общаться. Валерий Абисалович - человек мира. Он достаточно гибок и прислушивается к советам. Не могу сказать, что Гергиев формирует репертуар всецело самостоятельно. Мы с ним много общаемся. Он сам выходит на связь и инициирует наши встречи. Некоторые мои предложения находят у него горячий отклик. В то же время у него есть свои пожелания. Несмотря на большую занятость в мире музыки и оперы, он хорошо знает балет. Единственное - у него не хватает на все времени.

в: Вам не кажется, что в такой ситуации хорошо бы распределить обязанности: есть худрук театра и есть худрук балета?

о: Гергиев говорил, что ищет худрука для балетной компании и ему хочется, чтобы им был Алексей Ратманский.

в: Ратманский уже нашел себе место приглашенного хореографа в АВТ. Значит, худрука у Мариинского балета не будет?

о: Все может быть.

в: В октябрьском интервью "Известиям" Ульяна Лопаткина сказала, что лично ей не хватает художественного руководства. От его отсутствия страдает актерский уровень исполнения, и зрителю становится скучно. Вы согласны с этим?

о: Категорически нет. Не могу согласиться с Ульяной, хотя глубоко уважаю ее, как личность, как балерину. Применительно к конкретным артистам ее слова, безусловно, имеют смысл. Но говорить, что с уровнем актерского мастерства стало хуже в целом, я бы не стал. За последнее время у нас появились замечательные актрисы - Виктория Терешкина и Алина Сомова. Подросли исполнители второго плана. В осеннем американском туре два прекрасных молодых танцовщика - Константин Зверев и Карен Иоаннисян - поочередно танцевали Эспаду в "Дон Кихоте". Настолько хорошо, что люди спрашивали: а почему этот артист не танцует в последнем акте? Мы хотим смотреть только на него. Параллельно у нас был британский тур, где мы показывали программы Форсайта и Баланчина. Клемент Крисп, старейший балетный критик Великобритании, поставил за эти спектакли пять звездочек. Мне потом сказали: это небывалый случай, чтобы два зрелища подряд получили у него такую оценку. А про исполнение Игорем Зеленским "Аполлона" в тандеме с Валерием Гергиевым за пультом он написал, что за последние 60 лет не видел спектакля лучше.

в: Крисп часто пишет такие вещи. Он человек увлекающийся.

о: Мне кажется, это хорошо. Творческие люди должны увлекаться.

в: Безусловно, и вы тому примером. Но в данном случае вы говорите как худрук, следящий за качеством спектаклей. А директор балета - больше административная должность. В этом плане вы готовите какие-то новшества?

о: Одно очень важное дело мы уже сделали. Во всех четырех балетных залах настелили специальные полы. Артистам стало легче работать. Кроме того, я начал проводить организационные реформы. Их можно назвать художественными, а можно - административными. Одно нововведение касается контроля над классическими спектаклями. Сегодня каждый репетитор отвечает за свой маленький кусочек. А я хочу, чтобы за весь спектакль отвечал один человек. Так, как сейчас принято в новых постановках. Это значит, что у балета появится хозяин, который будет следить за ним, как за собственной вещью, - вовремя чинить или менять то, что износилось. Ну и, наверное, самая болезненная реформа коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Ввести ее в моей власти.

в: Как определить, дышит артист театром или нет? Если, например, вы ставите человека в спектакль, а он выезжает на личные гастроли, то автоматически попадает в разряд "не дышащих"?

о: С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопрос решается достаточно мирным путем. Во всяком случае, пока. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, я в основном имею в виду артистов кордебалета, а он у нас достаточно обширный. При таком количестве народа мы можем иметь два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас пока нет.

в: Зачем вам столько?

о: Это важно, если мы хотим давать разнообразный классический репертуар. Возьмем лучшие западные компании. Там человек, получающий зарплату, качественно используется в каждом спектакле. Если в первом акте ты выносил поднос или подавал алебарду, то во втором надеваешь туфли и трико и танцуешь в полную силу. А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. Раньше у нас была действенная система переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что человек не соответствует профессии, его могли просто уволить. Сейчас, если артист достиг 38 лет, ему можно предложить уйти на балетную пенсию. Но и это не всегда срабатывает - по российскому законодательству можно трудиться до шестидесяти.

в: Я понимаю, почему исчезла комиссия по переизбранию. Было много курьезов. Например, в Большом такое собрание уволило вполне дееспособную Анастасию Волочкову, но оставило некондиционную дочку известного олигарха. Система дифференцированной оплаты - та же комиссия. Не нравится человек - платить не будем, и артист сам уйдет. Не боитесь скатиться во вкусовщину?

о: Я, как все люди, наверняка ошибаюсь и не боюсь признаваться в своих ошибках. Но судить об артистах мне легче, чем кому-то другому. Я даю уроки и репетирую спектакли. В труппе нет танцовщика, с которым я не встречался бы в классе или репетиционном зале. Как артисты работают, на что они способны, я знаю не с чужих слов.

в: Воспитываете в себе диктатора?

о: Нет, не могу так сказать. По натуре я человек мягкий. Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили свое дело. Чувствовали, что руководителю с ними интересно. Таких людей немало. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная школа славится именно своей духовностью. Одухотворенностью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал. Это чувство я испытал, когда мы показывали в Нью-Йорке "Тени".

в: Чем Мариинский балет порадует отечественного зрителя?

о: В декабре покажем возобновление "Темы с вариациями" Баланчина. В феврале - премьеру "Конька-Горбунка" в постановке Алексея Ратманского. Надеюсь, что возобновим "В ночи" Роббинса. Есть информация, что открыт к общению Ролан Пети, и я хотел бы вернуть в Мариинский репертуар "Юношу и смерть" и "Кармен". Думаю, что в этом вечере хороша была бы и его "Арлезианка". Если не помешает финансовый кризис, в конце сезона возможна премьера балета Кристофера Уилдона. Этот потрясающе музыкальный хореограф очень близок мне по духу. Он уже приезжал знакомиться с труппой.

в: Директорство уже стало для вас любимым занятием?

о: Привыкаю. Но репетировать и давать уроки мне нравится больше.

в: Если завтра Валерий Гергиев скажет: "Спасибо. Вот вам преемник", вы закроете за собой дверь кабинета и отправитесь преподавать?

о: Так и сделаю. Никаких проблем не будет.

Справка "Известий"

Юрий Фатеев родился в 1964 году в Ленинграде. По окончании Ленинградского хореографического училища им. Вагановой был принят в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. На сцене выступал до 2003 года. В качестве балетмейстера-репетитора Мариинского театра готовил постановки балетов Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джона Ноймайера. Преподавал в Шведском королевском балете, в Pacific Nord-West Ballet (США), где поставил "Корсара" и "Раймонду". В Датском королевском балете осуществил постановку "Корсара".


25.11.2008

Светлана Наборщикова

www.izvestia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован