25 марта 2003
953

Директор Бойко стал ambiциозным композитором

Вопрос "Что делают по ночам бизнесмены?" подразумевает несколько стандартизированных ответов. Бизнесмен должен сидеть в клубе, играть на рулетке, пить абсент, смотреть мюзикл "Чикаго" с песнями Филиппа Бедросовича Киркорова или в крайнем случае спать.

Вопрос "Что делают по ночам бизнесмены?" подразумевает несколько стандартизированных ответов. Бизнесмен должен сидеть в клубе, играть на рулетке, пить абсент, смотреть мюзикл "Чикаго" с песнями Филиппа Бедросовича Киркорова или в крайнем случае спать.

Генеральный же директор и совладелец ООО "ПОРТ" Сергей Бойко пишет по ночам музыку в стиле ambient. "Точного определения ambient до сих пор нет. Все, что сейчас называют музыкой атмосферной, психоделичной, так или иначе сильно связано с эмбиентом. Элементы этой культуры присутствуют даже в таких "резких" стилях, как industrial или, например, hard trance. Тем не менее в чистом виде ambient как таковой присутствует в музыке очень редко, да и музыканты мало кому известны, -- рассказывает Сергей Бойко. -- При всей этой неопределенности есть несколько верных признаков классического, чистого эмбиента. Во-первых, это наличие звуков природы или окружающей среды (шум ветра, журчание воды, звон колокольчиков). Во-вторых, наличие очень медленного, неявного, "рваного" ритма или полное его отсутствие. В-третьих, полное отсутствие мелодии или ее монотонная цикличность". Ambient-композиции могут длиться от 10 минут и больше. Час -- тоже далеко не предел. Горячие поклонники пения не найдут здесь утешения: несмотря на частое использование речевых вставок, вокал в классическом виде в ambient отсутствует.

Симпатичный композитор Композитор Сергей Бойко честно признается, что слуха у него нет. Отсутствует. По его словам, он не отличит "до" от "соли". Этот нисколько не мешающий музыкальному творчеству факт выяснился еще в начальной школе. "В хоре я, конечно, пел, -- вспоминает Сергей Бойко, -- в первом-третьем классах. Просто был симпатичный, и меня, видимо, взяли из-за роста, красивой улыбки и поставили: "Стой и улыбайся". Для фона, в общем. Как ни странно, в музыке мне понравился именно фон". В школе почти все пытаются играть на гитарах. И Сергей Бойко не был исключением. "Насколько можно судить по старым записям, моим увлечением был в основном психоделический рок или что-то в этом духе. Я совершенно не понимал советскую эстраду, -- признается Сергей, -- это трудно объяснить, но я не слушаю текст, он не улавливается моим ухом. В основном меня интересовали какие-то "примочки", оригинальные находки в самой музыке. Например, если в композиции была впервые использована дудка из слоновой кости". Затем любовь к психоделике ушла, но осталось сильное желание извлекать звуки. Музыке Сергей специально нигде не обучался, в основном покупал литературу. Среди излюбленных источников информации был журнал "Ровесник". Там среди обзоров чуждой советскому человеку иностранной музыки Сергей прочитал статьи о совершенно необыкновенных музыкальных течениях. В голове засело несколько французских фамилий. Когда он стал искать информацию об этих французах, выяснилось, что один из них придумал новый стиль. В качестве основных инструментов он, как правило, использовал простые вещи: колокольчики, трещоточки и т.д. При этом он сам придумывал ритм. Достаточно рваный, который невозможно было идентифицировать с тем, что звучало в те годы. Это была музыка без мелодии. "Ни одна наша советская аппаратура, конечно, не могла выдать частоты, присущие этой музыке, поэтому услышать настоящее ее звучание советские граждане в принципе не могли. Но лет 10 назад я потихонечку начал покупать "примочки" для своей домашней студии. Начал с хорошей акустики, купил сэмплер-плейер, клавиатуру с четырьмя миди-каналами. Потом уже купил профессиональный аппарат, доработал его, ведь был компьютерщиком. Как только PC по уровню технологии приблизился к нужному уровню, стал использовать его", -- говорит композитор. Всего на оборудование домашней полупрофессиональной студии ушло примерно $7000. "Удовольствие от этого исключительно моральное, конечно. Когда у тебя получается звук и ты чувствуешь, что он "попал" в композицию, стал ее неотъемлемой частью, ощущаешь очень особые чувства, -- признается Сергей Бойко, -- я давал прослушивать свои композиции друзьям, профессиональным музыкантам, которые говорили мне, что ошибок нет. Они слушали музыку с точки зрения техники исполнения: "Этот аккорд тут у тебя правильно разрешается. Да, да, правильно. Странно, неужели ты нигде не учился?" Ну что же делать, я нотной грамоте не обучен. Имею дело только с оцифрованной музыкой".

Творческое одиночество Исполнять директорские обязанности Сергею Бойко приходится в светлое время суток. Музыкальным занятиям отведено темное. Поэтому бизнесмен честно признается, что после музыкальных ночей он появляется где-то к 2 часам дня. "С годами, если честно, муза стала реже посещать, -- с сожалением говорит музыкант, -- но тем не менее, когда чувствуешь, что она пришла, вцепляешься в нее и выгоняешь всех из дома, потому что в это время необходимо одиночество. Чтобы была полная тишина. Домашние расходятся по родственникам и приятелям: я могу и на трое суток закрыться. Жена меня понимает. Вообще родные ко мне с пониманием относятся". Творческий процесс начинается с того, что Сергей Бойко прописывает барабаны. После того как ритм-секция написана, он вставляет туда разные "красивости". Сама мелодия, как правило, состоит из трех-пяти зацикленных нот. После написания пяти-шести каналов начинается их склейка, благо программное обеспечение позволяет делать все, что угодно. "Наработок у меня уже набралось на два компакт-диска, -- признается музыкант, -- это где-то часа полтора. Здесь, в принципе, есть недостаток компьютерной музыки любого направления. Не хватает чего-то живого. Для этого нужно правильно все сводить, чего я не умею. Для меня это большая проблема. При использовании микшерского пульта, который предлагает программное обеспечение, результат получается нулевой. Конечно, очень бы хотелось создать какие-то совсем оригинальные композиции. Но компьютерный звук, к сожалению, выдает, что он сделан на машине". Несмотря на все эти "отдельные недостатки", директор-композитор не собирается "завязывать" с творческими исканиями. "На полном серьезе мне кажется, что занятие творчеством продлевает жизнь. Это как любовь. Это настолько полный, красивый и позитивный порыв, что хочется дальше жить, работать и не заниматься рутиной. В такой момент ты чувствуешь, что паришь. Порой просыпается здоровое чувство зависти. Ведь творчество для музыкантов -- это работа. Человек таким хорошим делом занимается, испытывает удовольствие и за это еще и деньги получает. А ты сидишь, сидишь, работаешь, а на удовольствие у тебя 15 минут в неделю. Ну что это такое?! Неправильно это!"

www.dp.ru

25.03.2003

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован