Эксклюзив
26 апреля 2010
4686

Дмитрий Булатов: Экспорт продовольствия: `дитя без глазу`

За последние десять лет экспорт российской агропродовольственной продукции увеличился в десять раз. Вряд ли поставки большинства других отраслей развивались столь быстрыми темпами.

При этом более половины поставок приходится на долю продукции пищевой промышленности.

Нынешний уровень развития отрасли позволяет не только насыщать внутренний рынок товарами отечественного производства, но и активно проникать на рынки зарубежных стран. Таким образом, производство продовольствия в расчете на экспорт остается весьма перспективным направлением развития российской экономики даже в кризисных условиях.

В настоящее время наиболее активно развивается экспорт муки, растительного масла, готовых продуктов из мяса и рыбы, табачных изделий, а также йогуртов, молочных консервов, мороженого, соков, морсов, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков. При этом российские производители все более активно стремятся продвигать на внешний рынок продукты, произведенных на основе современных технологий.

Но самое удивительное - это то, что в настоящее время ни один экспортер продукции пищевой промышленности не получает государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что развитию экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки уделяется повышенное внимание, экспортеры продукции пищевой промышленности вниманием государства не избалованы, хотя на их долю приходится порядка 10 процентов таких поставок.

Между тем, в 2010 г. на поддержку экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки выделены немалые средства:

1 млрд. долларов США на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции;

3 млрд. рублей на цели субсидирования части процентных ставок по экспортным кредитам.

Однако эта поддержка изначально ориентирована на экспортеров прежде всего машинотехнической продукции, которые сотрудничают с зарубежными партнерами на долгосрочной основе. Поставщикам продукции пищевой промышленности, пусть даже и высокотехнологичной, рассчитывать на получение поддержки не приходится.

Причин тому можно назвать несколько. Прежде всего, отсутствует четкая организация поддержки экспортеров агропродовольственной продукции. В странах - ведущих поставщиках продовольствия головным ведомством, отвечающим за поддержку экспорта, является министерство сельского хозяйства. У нас же средства на поддержку экспорта профильному министерству не выделяются. Не выделяются и средства на проведение необходимых исследований.

В настоящее время в министерстве сельского хозяйства завершается формирование нового структурного подразделения - отдела поддержки экспорта. Однако, как представляется, масштабная работа в данном направлении под силу гораздо более крупному подразделению. К примеру, в минсельхозе США существует мощная Зарубежная сельскохозяйственная служба, которая имеет представительства в десятках стран - импортеров американского продовольствия. У нас же имеется всего несколько сельхозатташе, к тому же отнюдь не в тех странах, куда идут основные объемы поставок российской продукции.

Разработкой механизмов поддержки экспорта занимается Минэкономразвития. За практическое выделение средств на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам отвечает Минпромторговли. Но пищевая промышленность не является для него "родной" отраслью. Скорее, "падчерицей".

В предыдущие годы, когда претендентов на получение данного вида поддержки было не так много, экспортерам продовольствия еще удавалось получать весьма скромные суммы возмещения. Однако затем ситуация изменилась. Даже в 2009 г., когда на эти цели из бюджета было выделено вдвое больше средств (6 млрд. рублей против 3 млрд. годом ранее), экспортеры продовольствия не получили ни копейки. Шансы на получение в будущем подобной поддержки по линии Минпромторговли у них скорее виртуальные.

Эффективная работа по продвижению продукции отрасли на рынки других стран невозможна без поддержки торговых представительств, которые находятся в ведении Минэкономразвития.

Если же в какой-либо стране нет российского торгпредства, работу по продвижению на рынок страны пребывания ведут торговые отделы посольств, находящиеся в ведении МИД России.

Выделением средств на поддержку экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки занимается Минфин. Однако на поддержку экспорта возобновляемых ресурсов, к которым относится агропродовольственная продукция, средств пока вообще не выделяется.

Таким образом, экспортом у нас занимаются одни ведомства, продовольствием - другие. А экспортом продовольствия не занимается никто, хотя поставки по этой статье приближаются к отметке в 10 млрд. долларов.

В результате поставки развиваются стихийно. Не определены товары, производство которых необходимо развивать в расчете на экспорт. Не определены и наиболее перспективные рынки сбыта российской продукции.

Самое обидное - не разработаны основные механизмы поддержки экспортеров продовольствия, которые активно применяются в других странах (там поддержка экспорта осуществляется не по двум, а по двум десяткам направлений). К тому же эти механизмы разрабатываются и реализуются без учета пожеланий поставщиков продовольствия. И сейчас ни одно ведомство не озабочено тем, а какие виды же поддержки представляют наибольший интерес для самих экспортеров

Если же всю работу по поддержке экспортеров продовольствия сосредоточить в одном профильном ведомстве, это позволило бы четко сформулировать основные направления политики в области экспорта продовольствия и эффективно проводить подобную политику.

А может быть, экспорт продовольствия, если он развивается столь динамично, и не нуждается в поддержке государства? Давайте обратимся к цифрам. Импорт агропродовольственной продукции в четыре раза превышает экспорт, а отрицательное сальдо во внешней торговле по данной статье каждый год ставит печальные рекорды. В результате страна продолжает оставаться одним из крупнейших в мире нетто-импортером продовольствия. Если не наращивать экспорт, эта негативная тенденция продолжится и в будущем. О какой же продовольственной безопасности тогда можно будет говорить?

Поэтому необходимо изменить сам подход к реализации экспортного потенциала отечественного АПК. Мы уже достаточно долго говорим о том, что такой потенциал у нас имеется. Дело за малым - начать его реализовать. Тем более что речь идет здесь об особо привлекательном экспорте - экспорте возобновляемой продукции.
Другой вопрос: поставки какой отечественной продукции необходимо поддерживать в первую очередь? Казалось бы, понятно - высокотехнологичной. Однако, когда мы говорим об АПК, все почему-то меняется местами - речь идет исключительно об экспорте зерна, т.е. сырья для производства продовольствия.

Разумеется, мировой рынок зерна является весьма емким.

Но также довольно емкими, а соответственно, важными для наших экспортеров, являются рынки сахара, молочных и мясных товаров (пусть даже и изготовленных из импортного сырья).

В целом же, по данным ФАО, более 60 процентов мировой торговли агропродовольственной продукцией приходится на переработанную продукцию. Ее экспорт с последние десятилетия растет на 6 процентов в год, тогда как сельскохозяйственного сырья - на 3,5 процента.

Безусловно, развитие поставок за рубеж зерна, как и сто лет назад, является для нашей страны, весьма важным, но, очевидно, реализация экспортного потенциала современного отечественного АПК предполагает также и другие направления развития.

* *

Так что же все-таки дает активная поддержка экспорта агропродовольственной продукции? Это ведет к более активному развитию производства продукции АПК, созданию новых рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса, расширению налогооблагаемой базы.

Наращивание поставок за рубеж товаров с высокой степенью обработки также положительно отразится на структуре экспорта продукции АПК, основную долю в котором пока занимает сырье для производства готового продовольствия. Многие предприятия получат возможность своевременно и в полной мере обеспечить возврат средств, полученных от банков, кредитующих АПК.

В результате при благоприятных условиях в ближайшие годы российский агропродовольственный экспорт может возрасти по сравнению с нынешним уровнем в 3 - 3,5 раза, т.е. до 25-30 млрд. долларов. В сочетании с мерами по оптимизации импорта это позволит значительно уменьшить отрицательное сальдо в торговле продовольствием и серьезно укрепить продовольственную безопасность страны.

Реализация экспортного потенциала АПК также позволит России играть значимую роль в общемировом производстве и экспорте продовольствия. При этом объемы и структура поставок будут во все большей степени зависеть от масштабов и эффективности государственной поддержки производителей и экспортеров продовольствия.

Д.С.Булатов,
президент Национального союза
экспортеров продовольствия


www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован