22 декабря 2003
1410

Дмитрий Иванов: `Медиа-проекты для нас - не развлечение`

Дмитрий Иванов о медиапроектах КБ "Промсвязьбанк"

Безусловно, одним из важнейших событий уходящего года стала смена собственников двух самых популярных в России газет - "Аргументы и Факты" и "Труд". Новым владельцем издательств стал, как известно, КБ "Промсвязьбанк". О сегодняшней работе этих медиа-проектов "НСМИ" рассказал Дмитрий Иванов, первый вице-президент банка, генеральный директор ЗАО "Аргументы и Факты" и ЗАО "Издательство газеты "Труд"".

- С чем было связано решение "Промсвязьбанка" начать деятельность на рынке печатных медиа?
- К этому шагу нас подтолкнуло успешное развитие отношений с ИД "Аргументы и Факты", с которым мы работали как с клиентом в течение двух лет. Взаимоотношения "банк - клиент" продолжались до тех пор, пока часть акционеров "АиФ" не решила реализовать свои акции. Руководство издательского дома обратилось к нам как к своему проверенному партнеру с предложением стать его акционерами. Мы долго думали. Тогда издательский бизнес был для нас непрофильным и во многом непонятным. Но так как мы хорошо сработались с ИД "АиФ" и у нас было желание помочь его акционерам, мы вошли в этот бизнес. Второй этап акционерного усиления произошел, когда главный редактор издательства г-н Старков расстался со своими акциями, продав нам свой пакет.
- Были ли неожиданности?
- В отличие от других видов бизнеса, в издательском много своих особенностей, психологических нюансов... Специфика издательского дела - во взаимоотношениях с журналистской средой. Это серьезный момент, и у нас, к сожалению, тогда не было опыта подобной работы. Но мы изначально предполагали, что будет нелегко...
- Были какие-либо "сюрпризы" с финансовой точки зрения?
- Что касается бизнес-плана и финансовых ожиданий, то мы абсолютно довольны проектом. Мы вошли в него как стратегические инвесторы, а не как спекулянты, и все свои шаги предпринимаем именно в этом направлении. Сейчас мы удовлетворены нормой рентабельности ИД "АиФ" и показателями его развития.
- Какой процент акций ИД "АиФ" принадлежит банку?
- Больше контрольного пакета. Остальная часть акций принадлежит сотрудникам издательского дома. Их количество не превышает 10 человек.
- Недавно "Промсвязьбанк" приобрел и акции ИД "Труд". Каков в данном случае ваш пакет акций?
- Он достаточно крупный.
- Как происходит управление обоими издательскими проектами? Не планируете ли вы создать управляющую компанию?
- Сейчас мы работаем в этом направлении. Дублирование функций нецелесообразно, поэтому в наших планах - формирование конструкции, которая будет выполнять коммерческие функции обоих проектов. Ее создание проходит поэтапно. Я думаю, что в течение года она будет введена
в работу. Уже сейчас нами координируются действия некоторых коммерческих подразделений, например, в рамках распространения.
- Будут ли объединены редакционные подразделения?
- Ни в коем случае. "АиФ" и "Труд" - самостоятельные бренды. Мы категорически против подобных объединений.
- Насколько полезным при работе с "Трудом" оказался ваш опыт взаимодействия с ИД "АиФ"?
- Если бы у нас не было опыта с "АиФ", мы бы никогда не рискнули начать работу с "Трудом".
- Какая основная задача сейчас стоит перед ИД "Труд"?
- Как известно, редакция "Труда" включает в себя ежедневную газету "Труд" и еженедельник "Труд 7". На сегодняшний день внутри этих проектов происходит перекрестное финансирование - "Труд 7" более эффективен, чем ежедневка. Если посмотреть годовой шаг, то можно увидеть, что в совокупности у этих изданий рентабельность близка к "нулю". Прибыльный "Труд 7" финансирует ежедневное издание. Координированные действия между "АиФ" и "Трудом" уже приносят плоды - за счет работы "Труда" в нашей сети распространения - "АРИА-АиФ", его продажи увеличились примерно на 12% по московскому региону. Наша задача как инвесторов сделать оба этих издания экономически рентабельными.
- Но сделать ежедневное издание прибыльным очень сложно...
- Да, но к этому нужно стремиться.
- Что будет предпринято для достижения этой цели?
- Сейчас мы просчитываем разные варианты. Уже решено, что с нового года "Труд" увеличит объем и у него появится московское приложение. Возможно изменение макета и частичный переход в цвет.
- Бренд газеты "Труд" в какой-то степени забыт читателями. Будете ли вы проводить какие-то акции для его продвижения?
- Мы работаем над этим. Пока ничего конкретного сказать не могу, однако бренд, несомненно, надо освежать.
- Основные доходы "Труд" получает от продаж рекламы или от распространения?
- Большую часть дохода составляют розничные продажи. Объемы модульной рекламы в "Труде" нас не удовлетворяют. Вопрос рекламы требует серьезных решений. Мы создали рекламное агентство, которое будет эксклюзивно продавать рекламу в "Труде" и "Труде 7".
- С чем связано решение о создании рекламного агентства? Почему нельзя было ограничиться рекламным отделом?
- Работа агентства позволяет выстроить четкую систему скидок и соответственно - продаж рекламных площадей. Подобная схема реализована в ИД "АиФ", где создано РА "АиФ-Контакт" - эксклюзивный продавец рекламы. Соответствующая мотивация и прозрачность системы скидок позволили увеличить объем рекламы в его изданиях примерно на 25%. В "АиФ" отдела рекламы нет, но в "Труде" останется группа специалистов, которая будет организационно подчиняться агентству. Это связано со спецификой работы ежедневной газеты.
- Почему рекламное агентство "Труда" не было создано на базе "АиФ-Контакт"?
- Есть несколько причин. Во-первых, "Труд" - ежедневная газета, а "АиФ" - еженедельник. Это другая ритмика и специфика взаимоотношений с редакцией. Во-вторых, РА "АиФ-Контакт" не имеет опыта работы с ежедневной прессой. Пока оно не готово к этому. Мы видим перспективы работы обоих рекламных агентств так - сохраняя и укрепляя кадры рекламного отдела в "Труде" (который, напоминаю, будет входить в рекламное агентство при нем), в дальнейшем координировать действия обоих агентств, и, возможно, их объединить.
- Кто будет возглавлять рекламное агентство "Труда"?
- Заместитель генерального директора издательства Дмитрий Федотов.
- Каких показателей "Труд" должен достичь к концу этого года?
- Пока никаких. Сейчас идут организационные мероприятия - кропотливая подготовка, направленная на создание базы для работы в 2004 году.
- Известно, что у "Труда" была своя сеть розничных киосков. Что с ней стало?
- Эта сеть существует и ныне, но она небольшая - всего 10-12 киосков, которые сданы в аренду "АРИА-АиФ".
- Должен ли вообще издатель работать на рынке распространения?
- То, что ИД "АиФ" имеет свою сеть распространения, сложилось исторически. Раз она уже есть, ее нужно развивать. Но это отдельный бизнес. Доля изданий ИД "АиФ" в реализуемой "АРИА-АиФ" продукции - всего 12%, остальное - сторонние заказы. Раз это нормальный рыночный бизнес, мы будем продолжать развивать его.
- Каков объем средств, инвестированных вами в этом году в распространение?
- Несколько миллионов долларов.
- На следующий год запланировано столько же?
- Возможно, даже больше. Мы задумали несколько проектов.
- Каков срок окупаемости этих проектов?
- Мы рассматриваем только те проекты, которые имеют срок окупаемости не более трех лет.
- В отношении ИД "Труд" порядок инвестиций и срок окупаемости те же?
- Цифры будущих инвестиций в "Труд" очень приблизительны - необходима дополнительная оценка. По плану - несколько миллионов долларов. Вернутся они, по нашим подсчетам, также через три-четыре года.
- Каковы планы ИД "АиФ" и ИД "Труд" на следующий год?
- Быть прибыльными. Норма прибыльности для них - 15-20%.
- В свое время, когда часть акций ИД "АиФ" уже принадлежала "Промсвязьбанку", Николай Зятьков совмещал должности главного редактора и генерального директора. Почему разделение этих полномочий произошло только недавно?
- Разделение произошло по решению акционеров. Каждый из этих постов очень специфичен с точки зрения возлагаемых обязанностей. Они разноплановы, и концентрация их на одном человеке приведет к снижению качества продукта и темпов роста. С учетом начала работы с ИД "Труд", это было логичным шагом. Как видите, в "Труде" мы так изначально и поступили. Таким образом унифицируется система управления. Я сторонник того, чтобы каждый занимался своим делом. Четкая структуризация бизнеса - одна из составляющих его нормального развития.
- Будет ли еще "Промсвязьбанк" приобретать медийные активы?
- Несколько вариантов, как в печатном сегменте, так и в радионаправлении, мы рассматриваем уже сейчас. Но пока говорить об этом рано. Медиа-проекты мы приобретаем отнюдь не ради развлечения или своего позиционирования. Для нас это - финансовые проекты.
- Из вышесказанного можно сделать вывод, что вы планируете создать новый медиа-холдинг?
- Он уже формируется в естественном режиме. Нужно учесть, что, помимо указанных издательств, мы являемся акционерами "АРИА-АиФ", "Союзпечати" Московской области и ЗАО "Пресса-1", а также активно развиваем киосковую сеть в 16 городах.
- Сейчас лично вы являетесь руководителем двух совершенно разных направлений - издательского и банковского. Создавая крупную медиа-структуру, не планируете ли вы отойти от банковской деятельности?
- Я - банкир. Конечно, издательский бизнес требует много сил и времени,
я все больше начинаю работать в этом направлении. Что же касается остальных видов моей деятельности, то сейчас с моей стороны осуществляется лишь их координация.
- Иными словами, создаваемый медиа-холдинг будете возглавлять вы?
- Пока да. Как в дальнейшем решат акционеры - это другой вопрос.


Новости СМИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован