10 ноября 2008
1451

Дмитрий Калашников: `Город должен научиться сам зарабатывать деньги`

Нынешняя осень для депутатов Волгоградской городской Думы выдалась жаркой. Последствия финансовых потрясений в США, докатившиеся и до российских регионов, прибавили законотворцам проблем. И дело даже не в поправках, экстренно вносимых в бюджет города, а в поиске новых и, главное, стабильных источников дохода муниципальной казны. Об активной работе в этом направлении "Журнал Руководителя" беседует с Дмитрием КАЛАШНИКОВЫМ, председателем Комитета по экономической политике Волгоградской городской Думы.

- Дмитрий Владимирович, какие последствия можно прогнозировать после вступления в силу с 1 января 2009 года изменений в закон о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), средства от которого поступают в местный бюджет?

- Вносимые в закон изменения, с одной стороны, совершенно верные - они призваны заставить целый ряд предприятий, до сего момента минимизировавших свои налоги за счет ЕНВД, перейти на иную форму налогообложения. Безусловно, таким образом может повыситься объем собираемых налогов. Но, с другой стороны, для муниципалитета нет в этом выгоды: средства ЕНВД поступают в местные бюджеты, а средства от той же "упрощенки", к переходу на которую подталкивают изменения в законе, уходят в бюджет федеральный.

Впрочем, для паники нет причин - особых потерь по сбору ЕНВД, считаю, не будет. Еще русский классик ОСТРОВСКИЙ писал, что "на каждого мудреца довольно простоты". Это нашло очередное свое отражение в действиях волгоградских предпринимателей. По имеющейся информации, многие из тех, кому "грозило" с 1 января переходить на традиционную систему налогообложения, не дожидаясь "часа X", предприняли ряд мер. Как-то: раздробили одно предприятие с большим штатом работников на несколько - с допустимым числом сотрудников в каждом, развели компании по разным видам деятельности и так далее. Согласен, подобные действия на грани дозволенного. Но вы поставьте себя на место собственника малого предприятия, едва сводящего концы с концами и с ужасом ожидающего, какими последствиями обернется для его бизнеса глобальный экономический кризис.

Но успокоиться и бездействовать - равносильно преступлению. На сегодня самая большая проблема в понимании и самом формировании налогооблагаемой базы для сбора ЕНВД - это отсутствие статистических данных о видах и объемах предпринимательства в той или иной сфере на конкретно закрепленной территории.

Что это может означать? К примеру, прежний состав Волгоградской городской Думы в отсутствии полной и детальной информации о состоянии дел в отрасли, принял решения, приведшие к увеличению ЕНВД для транспортных компаний. В результате предприниматели, которые занимаются перевозками, перешли на более выгодную для них упрощенную систему налогообложения. Поэтому необходимо проанализировать ситуацию и создать условия для возвращения этих предпринимателей обратно - чтобы ЕНВД для этих людей стало интересным.

Я привел пример, касающийся лишь транспортных компаний. Нам же сейчас нужно проанализировать все виды бизнеса. И создать механизмы, которые поспособствовали бы их привлечению в систему ЕНВД. Считаю, что все проблемы, которые мы имеем на сегодня в отношении ЕНВД, легко объяснить отсутствием необходимой информации, а также отсутствием альтернативных путей решения.

- "Подоходный" налог, как известно, поступает в бюджет того территориального образования, где расположено место работы его плательщика. В этой связи, власти Волгограда ужесточают борьбу с зарплатами в "конвертах". В том числе, взаимодействуя с депутатами регионального парламента, регулярно повышают размер прожиточного минимума, чтобы таким способом заставить работодателей увеличивать долю "белой" зарплаты в сумме выплат своим работникам. Правительство России грозится увеличить размер единого социального налога, вследствие кризиса в целом ряде сегментов происходит сжимание рынка - и некоторые работодатели всерьез подумываю о том, чтобы переводить персонал на 1/2 или даже 1/4 ставки, сокращать рабочую неделю. Причем, не только официально (для налоговой), но и вполне реально - для снижения затрат...

- Вам интересна позиция городских властей в этом вопросе. Скажу честно - она неоднозначна. Различным, думаю, должен быть и подход к таким руководителям со стороны "трудовой инспекции" и налоговых органов. Прежде, чем предпринимать какие-либо меры, необходимо выслушать объяснения каждого конкретного работодателя, изучить ситуацию в его компании и в сегменте бизнеса в целом. И если такая мера с его стороны - действительно единственно возможная альтернатива вынужденному сокращению штата в силу тяжелого финансового положения предприятия, то это одно. Ну, а если же обороты предприятия остались на прежнем уровне или даже возростают, то это уже наводит на предположения об уводе зарплаты в "тень" с целью снижения налогов. И здесь уже к работе будут подключаться соответствующие органы со всеми вытекающими отсюда серьезными последствиями. Поэтому, думаю, что массового увода зарплат в тень не будет. Руководители предпочтут изыскивать законные пути.

- Вы известны как один из авторов проекта нового подхода к формированию доходной части городского бюджета, в основе которого создание эффективных муниципальных предприятий. Не слишком ли это обременительно, в сравнении с традиционной работой по увеличению налоговой составляющей? Ведь, например, большую часть муниципальной недвижимости предпочли продать, а не эффективно управлять ею...

- Полностью согласен с тем, что решение о продаже целого ряда объектов муниципальной недвижимости, наверное, все-таки было не совсем верным. И жизнь, показала - при грамотном управлении данные помещения могут приносить неплохой доход. К сожалению, теперь уже их новым владельцам.

В местном депутатском корпусе все согласны с тем, что эффективное использование муниципальной собственности - это наша первоочередная задача. Мы обязательно придем к этому в любом случае. Возможно, через год, через два.

Нужно еще понимать, что налоги тоже имеют свои пределы. И земля, как основной источник платежей, не может расти в цене каждый день. Сейчас, когда мы говорим о том, что инвестиционные проекты, которые призваны привлечь в город деньги, буду заморожены, ни у кого это в ближайший год вопросов не вызывает.

Поэтому, повторюсь, город должен научиться сам зарабатывать деньги. По-хозяйски радиво используя все имеющиеся у него возможности. Создавая новые муниципальные унитарные предприятия (МУПы) или акционерные общества - при условии, что контрольный пакет будет оставаться у города. Сфер бизнеса для организации такого вида предприятий достаточно. Это могут быть предприятия торговли, бытового обслуживания, медицинские и образовательные учреждения, строительные и транспортные компании... Их единственным отличием от других успешных предприятий в этих сферах должно быть лишь полное или доминирующее присутствие в собственниках муниципалитета.

- То есть муниципалитет должен не только налоги собирать, но и создавать предприятия с целью самостоятельного управления и сбора средств? И какими в этом случае должны быть рычаги, чтобы МУП не стал в той или иной сфере монополистом? Ведь соблазн всегда велик...

- Бесспорно, муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом. Что касается темы конкуренции с частным бизнесом, то в настоящий момент о ней даже не идет никакой речи. Поскольку на сегодня мы не имеем такого муниципального бизнеса, который мог бы хоть как-то противостоять частному. Соответственно, мы и не можем вести речь о монопольном праве кого-либо или чего-либо. Даже в сфере аренды недвижимости муниципальная собственность по состоянию своему не может являться конкурентоспособной тем проектам, которые сегодня предлагаются частными организациями.

- Позволяет ли устав города создавать такие муниципальные предприятия? Возможно, существует перечень строго выделенных сегментов рынка?

- Устав города Волгограда предусматривает такую возможность. А что касается перечня видов деятельности... Не собираемся же мы создавать муниципальные предприятия, которые будут заниматься, скажем, захоронением ядерных отходов. Поэтому я не вижу каких-либо возможных ограничений для деятельности муниципальных предприятий.

К слову сказать, мы не взяли эту идею с потолка. Изучали и продолжаем изучать зарубежный богатый опыт, а также опыт наших коллег из Москвы, Нижнего Новгорода и других российских мегаполисов.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что, помимо непосредственного наполнения бюджета за счет прибыли МУПов, налицо и другие плюсы. Это и создание новых рабочих мест, и получение дополнительных средств за счет продажи части акций (менее объема блокирующего пакета) в случае создания акционерного общества, и возможность предоставить акции и имущество такого предприятия в качестве залога при получении муниципалитетом банковского кредита, и так далее.

- На Ваш взгляд, в каких сферах подобные МУПы или ОАО власти Волгограда могли бы создать уже сейчас?

- Основываясь на имеющихся в нашем распоряжении аналитических данных и расчетах, в настоящий момент присутствие муниципальных предприятий как основных игроков необходимо в сфере городского общественного транспорта, автостоянок и наружной рекламы. Поскольку в этих сферах мы наблюдаем ситуацию, близкую к хаосу. Если говорить о транспорте, то при несметном числе единиц маршрутных такси, транспортная проблема так и не решается - целый ряд отдаленных мест Волгограда не представляют коммерческого интереса для частных компаний. Но у людей, проживающих там, необходимость в перемещении не пропала.

С автостоянками свои проблемы. Число автомобилей в городе растет, а количество официальных автостоянок и объем налогов от их деятельности - нет. Нонсенс? - Нонсенс! Мое личное мнение заключается в том, что такой вид бизнеса как автостоянки город должен осваивать самостоятельно. То есть многие стоянки должны быть в собственности муниципалитета. Ведь проблема парковки завязана не только на ее стоимости, а, прежде всего, на том, что город нуждается в большем количестве парковочных мест. Москва уже пошла по муниципализации парковок. И на сегодня большинство стоянок в городе - муниципальные. Нужно создавать МУПы, которые будут заниматься прозрачной деятельностью. Ведь на сегодня основная проблема при сборе налогов с парковок - это так называемое "непробитие" чеков, что говорит о непрозрачной деятельности парковок.

- А насколько деятельность МУПа может быть прибыльной для муниципалитета? Ведь не секрет, что на фоне большинства существующих МУПов частные организации работают куда более эффективно...

- Справедливый вопрос. Сегодня ведется работа по созданию механизмов эффективного требования показателей работы муниципального предприятия. То есть подход к МУПу со стороны администрации города не должен отличаться от подхода, применяемого к частным организациям. Более того, у нас есть на чем основываться и кого ставить в пример.

Взять хотя бы "Метроэлектротранс" - в настоящий момент это предприятие является прибыльным и самодостаточным. Хотя и является МУПом, и тарифы на перевозку пассажиров согласовывает через жесткие тиски администрации Волгограда и Волгоградской городской Думы с учетом социального аспекта, и конкуренцию колоссальную испытывает со стороны маршрутных такси...

Об успешности и эффективности работы подобного рода предприятий я могу говорить и на примере возглавляемой мной "Волгоградской базы сжиженного газа" - филиала ОАО "СГ - транс". Компания специализируется на транспортировке, хранении и реализации сжиженного газа для коммунально-бытовых и промышленных потребителей, активно развивает собственную сеть автогазозаправочных станций. Главный и единственный собственник предприятия - государство. Однако, показателям его работы позавидовали бы и многие частные компании. Ведь важно не то, кто владелец: бизнес-структуры, муниципалитет или государство. Первостепенное значение имеет то, насколько эффективно организован сам рабочий процесс и грамотно осуществляется управление.

Если нам удастся не только сформировать действенную законодательную базу для создания муниципальных предприятий, но и профессионально организовать их работу, то уже в обозримом будущем бюджет Волгограда забудет от положении "бедного родственника" регионального и федерального бюджетов.

Беседовал Виталий АРЬКОВ.

СПРАВКА: ОАО "СГ-транс" - транспортная компания со 100% государственным капиталом, играющая важную роль в развитии топливно-энергетического и нефтехимического комплексов и экономики России в целом.

Компания обеспечивает транспортировку сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья в железнодорожных цистернах как для внутреннего потребления, так и на экспорт, обеспечивая вывоз сырья и газовой продукции с заводов отраслей нефте - и газопереработки, а также нефтехимии России и стран СНГ для обеспечения населения, промышленности и автотранспорта.

ОАО "СГ-транс" является одним из российских предприятий, вносящих значительный вклад в обеспечение устойчивого функционирования топливно-энергетического сектора экономики России. Анализ производственно-финансовых показателей деятельности ОАО "СГ-транс" за последние годы свидетельствует о финансовой устойчивости, как на рынке транспортных услуг, так и на рынке реализации, несмотря на ужесточение конкуренции.

В Волгоградской области компания представлена региональным филиалом по реализации - "Волгоградской базой сжиженного газа", ведущую свои историю с 1965 года. Сегодня "СГ-транс" хорошо известен не только профильным потребителям газа, но и многим автомобилистам - компания спроектировала, построила и ввела в эксплуатацию целую сеть газозаправочных станций.


10.11.2008

www.journal-volgograd.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован