15 февраля 2007
2525

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ: `Без нормального механизма распространения прессы мы не можем говорить о реализации задачи развития информационного пространства`

состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике под председательством вице-спикера Дмитрия Мезенцева, на котором был рассмотрен вопрос о состоянии и развитии национальной системы распространения и доставки подписчикам периодических изданий. В начале заседания Дмитрий Мезенцев напомнил о том, что раньше по подписке распространялось 70% периодики, а теперь около 20 процентов.

Президент гильдии издателей периодической печати, генеральный директор ООО "Пронто-Москва" Леонид Макарон отметил важность и своевременность заявленной для обсуждения темы. "Подписчики - это самые постоянные и приверженные читатели изданий, а подписка - залог развития печатных СМИ. Для отдельных регионов доставка журналов и газет на дом - единственный способ получения информации", - сказал он, подчеркнув, что система распространения периодики сегодня имеет слабые эффективность и логистику и требует серьезного реформирования. Оратор назвал и другие проблемы периодики - недобросовестную конкуренцию изданий, непрозрачность рынка в части ценообразования. "Россия сегодня - одна из немногих стран мира, где нет конечной цены на обложке издания. Это нонсенс. Кроме того, во всем мире, стоимость издания по подписке значительно ниже, чем розничная цена, а у нас это не так. Во всем мире подписчики читают периодику раньше, чем те, кто покупает ее", - обозначил Л. Макарон болевые точки системы доставки периодики. Необходимо создать цивилизованный рынок в интересах всего издательского сообщества и, прежде всего, в интересах читателей, для чего, по мнению докладчика, нужно создать отраслевую комиссию по вопросам распространения изданий. Л. Макарон высказался за активный диалог с законодателями. Это, по его словам, гарантирует развитие СМИ на основе экономической самостоятельности, без которой невозможно реализовать конституционное право граждан на получение достоверной информации.

"Человек должен утром и вечером доставать из почтового ящика свежий номер газеты, что должно быть гарантировано государством. Сейчас это звучит фантастично, хотя в большинстве развитых стран - это норма", - сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. В 2003 году в России было реализовано периодической печати на 1,5 миллиарда долларов. Зарегистрировано 45000 изданий, и к 1 января 2005 года прогнозируется рекордный рост их количества до 47000. Стоит заметить, что в США издается 1500 газет, и это считается достаточным. У нас же много изданий-однодневок, серьезным сдерживающим экономическим фактором является отсутствие роста тиража. Рынок изданий, особенно газет, в нашей стране очень политизирован, в значительно меньшей степени это касается журналов, и именно журнальный сегмент рынка будет развиваться быстрее. Розничная торговля СМИ - развитый бизнес, он выигрывает у подписки за счет большей оперативности и экономичности, хотя должно быть, как уже отмечалось, наоборот. Беда розницы в том, что она присутствует только в городах, в сельской местности точек продажи периодики мало или нет вовсе. М. Сеславинский выразил согласие с необходимостью уделить большое внимание организации подписки, в том числе новых подходов к изданию каталогов. Сейчас трудно найти все издания в одном каталоге. По его мнению, существующий рынок распространения исчерпал свои возможности и требует реформирования.

Заместитель генерального директора по вопросам распространения изданий "Комсомольской правды" Елена Федорович подтвердила актуальность проблемы, судить о которой она может и со стороны издателей, и со стороны распространителей прессы. Нет единых принципов взаимодействия тех и других, сказала она, приведя примеры из собственной практики. Читатели находятся в неравных условиях: например, цена "Комсомольской правды" уже в Подмосковье в два раза выше, чем в Москве.

"Распространение - это технологическое звено, обеспечивающее реализацию права на свободу слова и получение информации", - так начал свое выступление президент Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрий Мартынов. Он детально охарактеризовал рынок периодической печатной продукции, отметив, в частности, недостаток и неравномерность распределения точек розничной продажи. В России на более чем 3000 населения приходится всего одна точка розничной продажи, тогда как во всех других странах одна точка обслуживает от 500 до 1500 человек. Для большинства развитых стран характерно преобладание подписки над розницей: в Германии на тот и другой сектор приходится по 50 процентов СМИ, в США по подписке распространяется уже 84 процента периодики.

Ситуацию в регионах обрисовали редакторы областных газет из Ростовской и Иркутской областей Вера Южанская и Юрий Багаев. Кардинально отличающаяся от Москвы картина: отдаленные села и хутора, низкие доходы населения, неразвитость транспорта. Все это диктует необходимость повышения доли подписки и роли почты в организации оперативной доставки СМИ. Недопустимо, как подчеркнул Д. Мезенцев, в ХХI веке оставлять людей без информации. В нашей стране правом на ее получение должны пользоваться все граждане независимо от места их проживания.

Не случайно много вопросов было задано генеральному директору ФГУП "Почта России" Игорю Сырцову. Он назвал причины, которые по его мнению тормозят развитие института подписки: 80 процентов составляет изношенность транспорта, низкая зарплата почтальонов, высокий уровень издержек. На покрытие своих убытков "Почта России" получает из бюджета 124 миллиона рублей в год, тогда как убытки только одного ее Якутского управления составляют 165 млн. Он обратился к законодателям за помощью в решении следующей проблемы: оперативность доставки почты в регионы зачастую страдает от действий коммерсантов, которые перекупают авиационный транспорт, в результате место корреспонденции, несмотря на все утвержденные лимиты, занимает их продукция.

Присутствующие сошлись во мнении о необходимости финансовой поддержки почты. Как отметил Д. Мезенцев, "Ожидания повышаются, а государственная поддержка не увеличивается".

В обсуждении вопроса приняли участие заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Дмитрий Амунц, его коллега из Минсвязи Дмитрий Милованцев, члены Совета Федерации Николай Чуркин, Галина Буслова, Сергей Щеблыгин, Сергей Анохин, Геннадий Хрипель, Валерий Федоров и другие.

Решено, обобщив все предложения и проведя рабочее совещание по указанному вопросу в Министерстве информационных технологий и связи, проработать вопросы о создании отраслевой комиссии и необходимом законодательном обеспечении развития национальной системы распространения периодических изданий.

На данном заседании члены Комиссии по информационной политике также вынесли отрицательное заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в части показа сцен жестокости и насилия на телевидении. Общий смысл высказывания сводился к тому, что этот документ можно читать как декларацию, призыв к электронным СМИ соблюдать этические нормы, но юридически он не выдерживает критики, ведь, следуя ему, нельзя будет сообщать о трагических событиях в новостях и показывать фильмы о Великой Отечественной войне. Эту мысль высказали Сергей Анохин, Николай Чуркин и Ген


25 ноября 2004
http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2004/11/item2580.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован