01 апреля 2004
5181

Дмитрий Ольшанский: Либералы или маргиналы? (тезисы)

Политика на `макушке лета`: новые рейтинги и потенциал политических партий
Данные проведенного ЦСАиП совместно с ЦИОМ `Глас народа` 23-26 июля очередного экспертного опроса (45 экспертов - политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб) позволяют выявить определенные `подводные камни` нынешней предвыборной кампании и оценить потенциал ведущих политических партий по 10 параметрам: сила региональных партструктур, творческий потенциал `штабов`, `административный ресурс`, известность и популярность программ (`программно-идеологический ресурс`), финансовые ресурсы, харизма лидеров, яркость и наступательность PR-акций, известность в электорате, информационная поддержка СМИ, готовность избирателей голосовать `за` - электоральная поддержка. Помимо оценок по параметрам, эксперты оценивали и потенциал партий обобщенно, в целом - также по 10-балльной шкале. Результаты видны из таблиц.

Либералы или маргиналы?

Общее состояние российской политики в разгар массовых отпусков: боязнь фальстарта. Все ждут чьей-то `отмашки` и боятся опередить ее. Однако `отмашки` нет, а время уходит. В итоге, постепенно почти все уже начали реальную кампанию, но ведут ее `исподтишка`. В Кремле продолжается конкуренция двух основных проектов - Единой России и Народной партии. Оппозиция ждет ошибок власти. Их немало, что позволяет оппозиции экономить собственные ресурсы. Малые партии заняты поисковой деятельностью: ищут варианты прибыльных коалиций.

Основная тенденция лета: на первое место по интересу выходит не борьба `партии власти` и `партии оппозиции`, а битва за 3-4 месте между силами, которые можно обозначить как `либералы` и `маргиналы`. Первые постепенно сдают ранее высокие позиции: вначале СПС, а теперь и Яблоко испытывают многочисленные трудности, что снижает их потенциал. Напротив, постепенно растет потенциал партий маргинальной направленности. ЛДПР закрепилась на 3 месте. В лидирующую шестерку прочно вошла и Народная партия - `партия нравственного протеста` или, по некоторым оценкам, `ЛДПР для интеллигенции`. Либеральные тенденции в стране на глазах слабеют, тогда как маргинальные быстро набирают силу.

Оценка партийных ресурсов в целом по стране
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 7,21
2 Единая Россия 6,28
3 ЛДПР 4,33
4 Яблоко 3,82
5 Народная партия России 3,60
6 СПС 3.58
7 Аграрная партия России 2,13
8 Российская объединенная промышленная партия 1,30
9 Партия возрождения России 1,29
10 Партия пенсионеров 0,95
11 Другие партии 1,99


В целом, сохраняется ряд устойчивых тенденций. Лидируют две партии: КП РФ борется с Единой Россией за 1-2 места. За ними идет четверка парламентских партий с достаточно близкими показателями: ЛДПР, Яблоко, Народная партия и Союз правых сил. После весеннего провала пытающийся возродиться СПС почти настиг НП РФ, однако PR-интриги вокруг `народников` позволяют им удерживать высокое место. Позиции остальных партий заведомо ниже. Однако нельзя не заметить прогресс Аграрной партии России и Российской объединенной промышленной партии. При общем ослаблении идеологической составляющей партийно-политической жизни, ее могут подменять корпоративно-профессиональные общности.

За последний месяц общий уровень оценок партийных ресурсов вырос. Особенно возрос ресурс первой тройки партий - КП РФ, Единой России и ЛДПР. Напротив, он несколько снизился у второй тройки - Яблока, Народной партии и СПС. Вместе с тем, растет потенциал партий и во второй части списка - прежде всего, у АПР, РОПП и ПВР.

Данные по России существенно отличаются от партийных ресурсов в Москве.

Потенциал партий в целом по Москве
Место Название партии Средний балл
1 Единая Россия 6,59
2 КПРФ 4,97
3 Яблоко 4,52
4 СПС 4,43
5 Народная партия России 3,80
6 ЛДПР 3.60
7 Российская объединенная промышленная партия 2,16
8 Партия возрождения России 1,40
9 Аграрная партия 1,00
10 Партия пенсионеров 0,95
11 Другие партии 2,50


В Москве выше всех потенциал Единой России - `партии власти`, опирающейся в первую очередь на административный ресурс, мощные финансы и массированную поддержку центральных СМИ. За прошедший месяц снизился ресурс Яблока - на 2 место, как и весной, вышла КП РФ. Однако в целом в Москве либералы сильнее маргиналов. Более заметным стал СПС, приближающийся к Яблоку. В отличие от страны в целом, в Москве Народная партия продолжает опережать ЛДПР, занимая неожиданно высокое место - обычно ее считают `партией региональных элит`. У ЛДПР в Москве традиционно мало шансов - это партия маргинальной `глубинки`. Во второй половине списка несколько выделяется Российская объединенная рабочая партия. Остальные политические партии в столице мало заметны (многочисленные билборды Партии возрождения России и Либеральной России, как и ролики Партии жизни, на экспертов впечатления пока не произвели). Однако это - `столичный расклад`.

По-другому выглядит ситуация в провинции - хотя бы в таком типичном для средней России регионе как Подмосковье. Там намечается напряженная борьба. Лидерство КП РФ не столь уверенно: наращивает ресурсы подмосковная Единая Россия. ЛДПР приближается к Народной партии в споре за 3 место. Положение Яблока и СПС в Подмосковье в сравнении с Москвой - почти зеркальный перевертыш: в области они идут лишь на 5-6 местах, ненамного опережая Аграрную партию. Здесь `либералы` явно проигрывают `маргиналам`.

Десять параметров предвыборной борьбы

Сила региональных партструктур позволяет считать только Единую Россию и КП РФ партиями в привычном смысле слова - как структуры, обладающие разветвленной региональной сетью. Остальные партии имеют немало проблем с местными отделениями. Единственное исключение из этой тенденции - Народная партия: ее местные отделения сильны в тех регионах, где есть депутаты-одномандатники, на которых опирается эта партия.

Творческий потенциал партийных штабов (`креатив`) в основном ожидается от Яблока и СПС. В последние недели креативно выглядит предвыборная кампания Народной партии. Напротив, очень низко по этому параметру оценены лидера общего списка - Единая Россия (5 место) и КП РФ (6 место). Эксперты не верят в `мозговой ресурс` как власти, так и оппозиции.

Львиная доля `административного ресурса` отдана Единой России. За оставшуюся малую часть борются КП РФ (регионы `красного пояса`), Народная партия (позиционирует себя как`партия региональных элит`, что импонирует некоторым губернаторам), а также либералы - СПС и Яблоко. У остальных партий, в том числе ЛДПР, надежд на административный ресурс почти нет.

`Программно-идеологический ресурс` наиболее силен у КП РФ - ее программные установки известны давно и популярны у определенной части населения. Программа Единой России состоит из одного слогана: `Вместе с президентом!`. Пока этого достаточно для 2 места. Программные месседжи ЛДПР носят откровенно популистский характер (типа `Мы за русских и за бедных`). `Нравственный протест` Народной партии раскрывается через требования восстановить смертную казнь, ограничить аппетиты олигархов и `Насилие - вон с телеэкрана!`. Программа реформы ЖКХ, продвигаемая Яблоком, на политическую идеологию не тянет. Как и слоганы СПС типа: `Чтобы жизнь не кончалась`.

С финансовыми ресурсами ситуация практически стабилизировалась и едва ли будет меняться. Богаче всех Единая Россия. Затем идет `партия олигархов`, СПС. На 3 месте почему-то КП РФ. Только на 4 месте Яблоко - похоже, сказываются проблемы с ЮКОСом. ЛДПР и Народная партия выглядят бедными.

Харизма партийных вождей сильнее всех у ЛДПР - В.Жириновский вне конкуренции. На 2 месте - Яблоко с Г.Явлинским. На 3 - КП РФ с Г.Зюгановым. Только на 5 месте вожди Единой России - их харизма оставляет желать лучшего.

По яркости и масштабу PR-акций лидирует ЛДПР. На 2 месте - Единая Россия, берущая свое если не качеством, то количеством мероприятий. По инерции, 3 место сохраняет СПС, хотя заметных PR-акций в либералов в последнее время не видно. Рядом - Народная партия, в последнее время ведущая PR-войну с Единой Россией. Не замечено в последнее время в PR-активности Яблоко.

По известности партий среди населения, то есть раскрученности партийных брендов, лидирует бренд компартии. На 2 месте - старейший после коммунистов бренд В.Жириновского. Быстро прибавляет в известности Единая Россия. На глазах уменьшается известность брендов СПС и Яблока. Бренд молодой Народной партии вошел в шестерку самых известных.

Информационная поддержка СМИ в основном отдана Единой России. Далее плотной группой идут ЛДПР (за счет регионального телевидения), СПС (личные выступления лидеров в центральной прессе) и Народная партия (серия знаковых статей в центральных и региональных газетах). Коммунисты используют собственную прессу. Заметно снизило пресс-активность Яблоко.

Ситуация с электоральной поддержкой практически не меняется. `Если бы выборы были в ближайшее воскресенье`, то победила бы КП РФ, а Единая Россия заняла бы 2 место. Но в ближайшее воскресенье их точно не будет. Более того, уже появились слухи о переносе парламентских выборов на март. Значит, партии получают время для усиления этого ресурса. Пока `маргиналы` в целом опережают `либералов`: 3 место ЛДПР + 6 место Народной партии больше чем 4 место Яблока + 5 место СПС. Однако у партий еще есть время для изменения ситуации.

Три `кита` успеха

Анализ позиций партий по разным параметрам позволяет вскрыть основные факторы успеха, на которые делают ставки партии. Продолжается противостояние двух принципиально разных принципов ведения предвыборной кампании. Единая Россия как `партия власти` по прежнему опирается на три `кита`: мощнейшие административный, финансовый и информационный ресурсы. Это `прозападное` понимание политики. Пока оно, в целом, дает только 2 место. Свои `три кита` имеет и `партия оппозиции`, КП РФ: это сила местных парторганизаций, известность программных лозунгов и партийного бренда среди населения. Это более традиционное понимание политики. Пока коммунистические `киты` дают более весомый уровень электоральной поддержки. Какое понимание политики восторжествует - покажут выборы.

Уже два крупных ресурсных `кита` имеет ЛДПР (харизма лидера и яркость PR-акций). Один такой `кит` у Яблока (креативный потенциал штабов). СПС в июле уступил своего `кита` ЛДПР (яркость, заметность партийных PR-акций). Однако жесткий акцент каждой из партий исключительно на `свои` параметры, ставшие своего рода `фирменными`, оборачивается определенной однобокостью их предвыборных кампаний. В лидирующей группе ровнее всех распределены ресурсы Народной партии: тут нет броских `китов`, но нет и очевидных провалов. Судя по всему, главная опора данной партии - депутаты-`одномандатники`, обеспечивающие ей, в отличие от преимущественно `списочных` партий (ЛДПР, Яблоко, СПС), более тесную связь с регионами. Противоборство `списочной` и `мажоритарной` стратегий - главная `новелла` кампании.

Усредненные ресурсы российских политических партий (июль 2003 г.)

Сила региональных партструктур
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 8,02
2 Единая Россия 6,00
3 ЛДПР 4,19
4 Яблоко 4,11
5 СПС 3,10
6 Народная партия России 3.00
7 Аграрная партия России 2,82
9 Партия возрождения России 1,56
8 Российская объединенная промышленная партия 1,22
10 Партия пенсионеров 1,12


Творческий потенциал партийных `штабов`
Место Название партии Средний балл
1 Яблоко 4,72
2 СПС 4,61
3 Народная партия 4,50
4 ЛДПР 4,32
5 Единая Россия 4,21
6 КПРФ 3.59
7 Аграрная партия России 2,23
9 Российская объединенная промышленная партия 1,33
8 Партия возрождения России 1,32
10 Партия пенсионеров 1,29


`Административный ресурс` в регионе
Место Название партии Средний балл
1 Единая Россия 8,62
2 КПРФ 3,82
3 Народная партия 3,22
4 СПС 3,07
5 Яблоко 3,00
6 ЛДПР 2,99
7 Аграрная партия России 2,51
8 Партия возрождения России 2,02
9 Российская объединенная промышленная партия 1,50
10 Партия пенсионеров 1,10


Программно-идеологические ресурсы
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 6,38
2 Единая Россия 4,51
3 ЛДПР 4,44
4 Народная партия 4,24
5 Яблоко 4,15
6 СПС 3,90
7 Аграрная партия России 2,97
8 Партия возрождения России 1,23
9 Российская объединенная промышленная партия 1,14
10 Партия пенсионеров 1,02


Финансовые ресурсы
Место Название партии Средний балл
1 Единая Россия 8,75
2 СПС 6,00
3 КПРФ 5,48
4 ЛДПР 5,26
5 Яблоко 5,17
6 Народная партия 3,93
7 Аграрная партия России 2,93
8 Партия возрождения России 2,55
9 Российская объединенная промышленная партия 2,52
10 Партия пенсионеров 1,97


`Харизма` партийных лидеров
Место Название партии Средний балл
1 ЛДПР 6,75
2 Яблоко 5,31
3 КПРФ 4,57
4 СПС 4,12
5 Единая Россия 3,82
6 Народная партия 3,15
7 Аграрная партия России 2,10
8 Партия возрождения России 1,70
9 Российская объединенная промышленная партия 1,20
10 Партия пенсионеров 0,75


Яркость партийных PR-акций
Место Название партии Средний балл
1 ЛДПР 5,22
2 Единая Россия 4,80
3 СПС 4,59
4 Народная партия 4,50
5 Яблоко 4,26
6 КПРФ 2,67
7 Аграрная партия России 2,00
8 Партия возрождения России 1,99
9 Российская объединенная промышленная партия 1,02
10 Партия пенсионеров 1,00


Известность партий в электорате
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 8,57
2 ЛДПР 7,20
3 Единая Россия 6,62
4 Яблоко 6,34
5 СПС 5,24
6 Народная партия 3,53
7 Аграрная партия России 3,11
9 Российская объединенная промышленная партия 1,64
8 Партия возрождения России 1,32
10 Партия пенсионеров 1,39


Информационная поддержка СМИ
Место Название партии Средний балл
1 Единая Россия 8,41
2 ЛДПР 4,77
3 СПС 4,30
4 Народная партия 4,24
5 КПРФ 4,13
6 Яблоко 4,05
7 Аграрная партия России 2,95
8 Партия возрождения России 2,82
9 Российская объединенная промышленная партия 2,00
10 Партия пенсионеров 1,12


Электоральная поддержка
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 7,42
2 Единая Россия 6,02
3 ЛДПР 4,16
4 Яблоко 3,60
5 СПС 3,22
6 Народная партия 3,02
7 Аграрная партия России 2,93
8 Партия возрождения России 1,13
9 Российская объединенная промышленная партия 1,10
10 Партия пенсионеров 1,00

http://www.open-forum.ru/meeting/419.htmlhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован