01 апреля 2004
4560

Дмитрий Ольшанский: Подводные камни на пути к выборам: новые рейтинги политических партий

Данные проведенного ЦСАиП очередного опроса 50 экспертов - политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб - позволяют выявить определенные `подводные камни` нынешней предвыборной кампании и оценить потенциал ведущих политических партий по основным параметрам: это региональные партструктуры, творческий потенциал `штабов`, `административный ресурс`, известность и популярность программ, финансовые ресурсы, харизма лидеров, яркость и наступательность PR-акций, известность в электорате, информационная поддержка СМИ, готовность избирателей голосовать `за` - электоральная поддержка. Помимо оценок по параметрам, в этот раз эксперты оценивали и потенциал партий обобщенно, в целом - причем не только по стране в целом, но и в столице, и в Московской области.

Предвыборный потенциал партий оценивался по экспертным оценкам, основанным на официальной и неофициальной информации об их деятельности, а также на данных опросов разных социологических служб. Полученные результаты видны из таблиц.

Майский фон предвыборных баталий

Приближение выборов в Государственную Думу и уменьшение сроков кампании (перенос голосования на 7 вместо 14 декабря), вынуждает российские политические партии активизировать свою деятельность. Прежде всего, это касается создаваемых блоков и коалиций (типа `Союза патриотов`, уже заявившего о претензиях на 3-е место). Одновременно, приближение выборов парадоксально фиксирует продолжающийся спад партий-`ветеранов`. Продолжается снижение рейтингов ведущих партий, не видно внятных и осмысленных предвыборных действий. Многие из них столкнулись с целым рядом `подводных камней`, на устранение которых требуется время. Обобщенный потенциал первых десяти партий, по оценкам экспертов, выглядит так:

Партийные ресурсы в целом по стране
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 6,75
2 Единая Россия 6,00
3 Яблоко 3,97
4 ЛДПР 3,86
5 Народная партия России 3,79
6 СПС 3.50
7 Аграрная партия России 2,11
8 Российская объединенная промышленная партия 1,43
9 Партия пенсионеров 1,27
10 Либеральная Россия 1,04


Несколько неожиданно, но активность партий в ходе праздников первой декады мая (демонстрации, митинги и т.п.) произвела на экспертов значительно меньшее впечатление, чем последовавшая за этим полоса политической пассивности. Партии продолжают выжидать и не спешат активизироваться. Сам факт того, например, что новый руководитель предвыборного штаба Союза правых сил был представлен политсовету только в конце месяца, не способствовал росту рейтинга СПС. Свои непростые проблемы решали и многие другие партии. В итоге, рейтинг показывает, кто сумел решить их быстрее и успешнее.

Налицо снижение показателей КП РФ, Единой России, Яблока, ЛДПР и СПС. Напротив, несколько выросли показатели Народной партии, АПР, РОПП и Партии пенсионеров. Вылетела из `десятки` экологическая партия `Зеленые`. На последнем месте ее сменила Либеральная Россия.

В общем списке налицо новое расслоение. Лидируют две партии: КП РФ борется с Единой Россией за 1-2 места. За ними же идет четверка парламентских партий с достаточно близкими показателями: Яблоко, ЛДПР, Народная партия и Союз правых сил. Позиции остальных партий пока заведомо ниже. Однако нельзя не заметить прогресс двух `корпоративных` структур - Аграрной партии России и Российской объединенной промышленной партии. Это подтверждает известный факт: идеологические симпатии более изменчивы, тогда как корпоративно-профессиональные - более устойчивы.

В целом, отметим не слишком высокий общий уровень оценок: предвыборная кампания с трудом набирает обороты. Складывается впечатление, что партийная машина просто еще недостаточно хорошо смазана. Партии никак не могут решить, что же им предложить избирателю. Сказывается и неопределенность в отношении судьбы главного `кремлевского проекта` - Единой России. Ее предвыборная кампания откровенно пробуксовывает - отсюда и дальнейшее снижение рейтингов. Тем не менее, по-прежнему только у двух партий, Единой России и КП РФ ресурсные показатели превышают средние отметки шкалы экспертных оценок (5 баллов). Остальные партии пока еще только стремятся к нему. Это подтверждает очевидное: только КП РФ и Единая Россия будут достаточно широко представлены в новой Государственной думе. Остальным партиям предстоит нелегкая борьба.

Данные по стране существенно отличаются от партийных ресурсов в столице.

Обобщенная оценка партийных ресурсов по Москве
Место Название партии Средний балл
1 Единая Россия 6,22
2 КПРФ 4,96
3 Яблоко 4,81
4 СПС 4,15
5 Народная партия России 3,13
6 ЛДПР 2,28
7 Либеральная Россия 1,56
8 Российская объединенная промышленная партия 1,44
9 Партия пенсионеров 0,88
10 Аграрная партия России 0,65


Очевидно, что в Москве потенциал Единой России - `партии власти`, опирающейся в первую очередь на административный ресурс, очень мощные финансы и массированную поддержку центральных СМИ, выше всех. Дальше идет тройка партий (КП РФ, Яблоко, СПС), пока претендующие примерно на равную часть электората. Их ресурсы в Москве ограничены и носят локальный характер. Основные перспективы - борьба за некоторые мажоритарные округа. Достаточно высоко для столицы стоит Народная партия - считается, что ее основной ресурс все-таки в регионах. Традиционно плохо в Москве смотрится ЛДПР. Непонятно, можно ли считать устойчивыми позиции Либеральной России или это временный PR-эффект от последних событий. Российская объединенная промышленная партия в Москве имеет солидные опоры в виде РСПП. Партия пенсионеров, АПР и практически все другие партии в Москве серьезных шансов не имеют.

Иная картина в Подмосковье.

Обобщенная оценка партийных ресурсов в Подмосковье
Место Название партии Средний балл
1 КПРФ 6,31
2 Единая Россия 5,65
3 Народная партия России 3,58
4 ЛДПР 3,23
5 СПС 2,77
6 Яблоко 2,38
7 Аграрная партия России 2,24
8 Российская объединенная промышленная партия 1,21
9 Партия пенсионеров 0,83
10 Либеральная Россия 0,78


В Московской области, напротив, уверенно лидирует КП РФ. Здесь ее ресурсы позволяют опережать Единую Россию. На третьем месте, за счет местных организаций и депутатов-одномандатников, идет Народная партия России. От нее ненамного отстает ЛДПР, берущая своеобразный `реванш` за низкие результаты по столице. Положение СПС и Яблоко по сравнению с Москвой - своеобразный `перевертыш`: в Московской области они лишь ненамного опережают Аграрную партию. В подмосковных `наукоградах` есть определенные шансы у Российской объединенной промышленной партии. Пенсионеры Подмосковья плохо организованы, а Либеральная Россия в Московской области не имеет серьезного влияния.

`Оружие победы`

Выделим лишь несколько основных параметров, наиболее ярко отражающих `подводные камни` и умение их преодолевать.

Творческий потенциал `штабов`. По мнению экспертов, одним из главных `подводных камней` является дефицит креатива. После некоторого подъема в апреле, вновь упал этот ресурс у Единой России - с 4 на 6 место. Если дело так пойдет и дальше, то ее может догнать и Российская объединенная промышленная партия. Со 2 на 5 место опустился по этому параметру СПС. Лидирует по-прежнему Яблоко. На 2 место вышла Народная партия. Несколько прибавила и ЛДПР.

На втором месте после `мозгов` в предвыборной гонке - деньги. По финансовым ресурсам по-прежнему впереди всех Единая Россия. Однако, считают эксперты, неожиданно `разбогатели` коммунисты, поднявшись с 6 места на 4 (возможно, сыграли роль слухи о возобновлении их контактов с Б.Березовским). Это дало им возможность обогнать ЛДПР (то, что у В.Жириновского кончаются деньги, видно по уменьшению его появлений на телеэкране) и НП РФ. Источники финансирования Либеральной России хорошо известны - отсюда ее достаточно высокое место. Несколько оскудел бюджет в мае у аграрников. Остальные партии продолжают бедствовать.

Любопытна динамика оценок харизмы партийных лидеров. Лидирует по-прежнему вождь ЛДПР. Остальные держатся достаточно стабильно, кроме лидера Единой России - он теперь делит 6-7 места с лидером Аграрной партии России. За счет этого, несколько выросли оценки харизмы руководителя Народной партии.

Первомайские возможности для ярких и наступательных PR-акций лучше всех использовали ЛДПР и коммунисты. Несмотря на все предпринятые усилия, Единая Россия, СПС и НП РФ не смогли повысить здесь свой рейтинг.

В итоге, все это сказалось на показателях электоральной поддержки. Хотя места партий по этому параметру изменились мало, возрос разрыв между лидирующей КП РФ и преследующей ее Единой Россией - почти до 2 баллов. Примерно такой же разрыв отделяет, в свою очередь, Единую Россию от следующей за ней четверки партий - ЛДПР, Яблока, Народной партии и СПС. Сейчас это соответствует примерно 20-25% потенциальных голосов у КП РФ, 15-25% у Единой России и 4-6% у партий преследующей их четверки. В сумме, это почти равно числу уже определившихся граждан. Правда, пока еще остается нераспределенным резерв из числа `неопределившихся` избирателей - он составляет ныне более 30%. За него и идет борьба. Как и за явку избирателей.

Усредненные ресурсы российских политических партий (май 2003 г.)
Место Название партии Средний балл
Партструктуры в регионах
1 КПРФ 7,59
2 Единая Россия 5,76
3 Народная партия России 3,62
4 Яблоко 3,43
5 СПС 3,38
6 ЛДПР 3,36
7 Аграрная партия России 2,64
8 Российская объединенная промышленная партия 1,43
9 Партия пенсионеров 1,29
10 Либеральная Россия 1,25
Творческий потенциал партийных `штабов`
1 Яблоко 4,72
2 Народная партия России 4,48
3 ЛДПР 4,38
4 КПРФ 3,61
5 СПС 3,57
6 Единая Россия 2,57
7 Российская объединенная промышленная партия 2,29
8 Аграрная партия России 1,89
9 Партия пенсионеров 1,59
10 Либеральная Россия 1,00
`Административный ресурс`
1 Единая Россия 8,66
2 Народная партия России 4,19
3 КПРФ 3,96
4 СПС 3,11
5 ЛДПР 3,07
6 Яблоко 2,75
7 Аграрная партия России 2,54
8 Российская объединенная промышленная партия 1,79
9 Партия пенсионеров 0,86
10 Либеральная Россия 0,85
Известность партийных программ
1 КПРФ 5,93
2 Яблоко 4,34
3 СПС 3,72
4 ЛДПР 3,33
5 Единая Россия 2,96
6 Народная партия России 2,61
7 Аграрная партия России 2,07
8 Либеральная Россия 1,37
9 Российская объединенная промышленная партия 1,30
10 Партия пенсионеров 1,07
Финансовые ресурсы
1 Единая Россия 8,79
2 СПС 6,31
3 Яблоко 5,10
4 КПРФ 5,03
5 ЛДПР 5,03
6 Народная партия России 4,48
7 Либеральная Россия 3,41
8 Аграрная партия России 2,86
9 Российская объединенная промышленная партия 2,81
10 Партия пенсионеров 1,81
`Харизма` лидеров
1 ЛДПР 6,59
2 Яблоко 5,17
3 КПРФ 4,62
4 СПС 4,21
5 Народная партия России 3,61
6-7 Единая Россия 3,43
6-7 Аграрная партия России 3,43
8 Российская объединенная промышленная партия 2,25
9 Либеральная Россия 2,18
10 Партия пенсионеров 0,57
Яркость PR-акций
1 ЛДПР 4,81
2 КПРФ 4,79
3 Единая Россия 4,43
4 СПС 4,03
5 Народная партия России 3,64
6 Яблоко 2,75
7 Либеральная Россия 1,96
8 Аграрная партия России 1,25
9 Партия пенсионеров 0,75
10 Российская объединенная промышленная партия 0,68
Известность в электорате
1 КПРФ 8,57
2 ЛДПР 7,50
3 Единая Россия 6,69
4 Яблоко 6,38
5 СПС 5,01
6 Народная партия России 4,79
7 Аграрная партия России 3,86
8 Российская объединенная промышленная партия 2,64
9 Партия пенсионеров 2,25
10 Либеральная Россия 1,86
Информационная поддержка в СМИ
1 Единая Россия 8,29
2 СПС 4,93
3 ЛДПР 4,81
4 Народная партия России 4,75
5 КПРФ 4,46
6 Яблоко 3,89
7 Либеральная Россия 2,30
8 Аграрная партия России 1,78
9 Российская объединенная промышленная партия 1,34
10 Партия пенсионеров 1,04
Электоральная поддержка
1 КПРФ 7,14
2 Единая Россия 5,32
3 ЛДПР 3,71
4 Яблоко 3,50
5 Народная партия России 3,34
6 СПС 3,15
7 Аграрная партия России 2,15
8 Российская объединенная промышленная партия 1,81
9 Партия пенсионеров 0,81
10 Либеральная Россия 0,77

http://www.open-forum.ru/meeting/319.htmlhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован